Система смазки подшипниковых узлов электродвигателя

 

Полезная модель относится к монтированию и обслуживанию систем смазки подшипниковых узлов электродвигателя. Система смазки подшипниковых узлов электродвигателя содержит систему верхней и нижней подачи. Обе системы содержат наружную подающую трубку, соединенную с внутренним каналом электродвигателя. Надежность работы системы смазки обеспечивается тем, что наружные трубки помещены в кожухи, закрепленные на корпусе электродвигателя. Система нижней подачи содержит подводящую и отводящую наружные трубки. Внутренний канал нижней подачи выполнен в теле корпуса, его внутреннее выходное отверстие расположено выше подшипника. Отводящая трубка закреплена в нижней крышке корпуса, ее внутреннее выходное отверстие расположено ниже подшипника. На наружных концах подающих трубок могут быть установлены лубрикаторы, помещенные во взрывонепрницаемую оболочку. 1 н.п. ф-лы, 1 фиг.

Полезная модель относится к электромашиностроению, к производству электродвигателей, в частности, к монтированию и обслуживанию систем смазки подшипниковых узлов электродвигателя, может использоваться для двигателей, работающих во взрывоопасных условиях.

Известен электродвигатель вертикальный асинхронный обдуваемый, содержащий ротор с валом, статор, верхний и нижний подшипниковые узлы с радиальными и радиально-упорными подшипниками (патент РФ на полезную модель 40825, Н02К 5/173, 2004). Недостатком является отсутствие системы смазки подшипниковых узлов, что вызывает необходимость проведения частых планово-предупредительных ремонтов с целью замены смазки. Это значительно повышает трудоемкость обслуживания, т.к., замена смазки связана с проведением сборки-разборки двигателя персоналом, прошедшим специальную подготовку по безопасному техническому использованию и обслуживанию.

Известна система смазки электродвигателя по патенту DE на изобретение 602005005174, Н02К 9/19, 2009. Система смазки двигателя включает наружные трубки и внутренние подающие каналы, выполненные в корпусе двигателя, доставляющие смазку к подшипниковому узлу. Недостатком является неудачное расположение подающих трубок, занимающих пространство в зоне подхода к двигателю, незащищенность подающих трубок, что может привести к их повреждению при выполнении работ по обслуживанию и ремонту двигателя.

В качестве ближайшего аналога заявляемому техническому решению выбрана полезная модель по патенту РФ 98298, Н02К 5/132, 2010. Электродвигатель содержит корпус с верхней и нижней крышками, систему смазки подшипниковых узлов, которая состоит из верхней и нижней подачи. В теле верхней и нижней крышки выполнен внутренний канал для подачи смазки к подшипнику. В каждый канал вставлена подающая трубка. Для безопасного использования каждая трубка расположена вдоль поверхности корпуса, участки подающих трубок соединены фитингами. Внешние концы трубок выступают за поверхность корпуса для обеспечения возможности подачи в них смазки. Недостатком является использование отдельных участков подающих трубок вследствие необходимости огибания углов корпуса. Соединение участков трубок фитингами и незащищенность их от возможных механических повреждений снижает надежность работы системы смазки. Кроме того, выполнение внутреннего радиального канала в тонкостенной нижней крышке двигателя трудоемко и так же снижает надежность системы смазки и работы всего электродвигателя. Недостаточная надежность обуславливается и отсутствием возможности промывки подающих трубок и внутренних каналов.

Техническим результатом заявляемой полезной модели является повышение надежности работы системы смазки подшипниковых узлов электродвигателя.

Технический результат достигается за счет того, что в системе смазки подшипниковых узлов электродвигателя, содержащей систему верхней и нижней подачи, каждая из которых содержит наружную подающую трубку, соединенную с внутренним каналом электродвигателя, согласно полезной модели, наружные трубки помещены в кожухи, закрепленные на корпусе электродвигателя, система нижней подачи содержит подводящую и отводящую наружные трубки, внутренний канал нижней подачи выполнен в теле корпуса, его внутреннее выходное отверстие расположено выше подшипника, отводящая трубка закреплена в нижней крышке корпуса, ее внутреннее выходное отверстие расположено ниже подшипника. На наружных концах подающих трубок могут быть установлены лубрикаторы, помещенные во взрывонепрницаемую оболочку.

Технический результат обеспечивается тем, что подающие трубки помещены в кожухи, закрепленные на корпусе электродвигателя. Это защищает трубки от случайного повреждения при обслуживании и ремонтных работах, позволяет прямолинейно расположить их в пространстве над поверхностью двигателя и исключить необходимость соединения отдельных участков трубок. Закрепление кожухов подающих трубок на корпусе электродвигателя так же защищает трубки от возможных случайных сдвигов. Выполнение внутреннего канала нижней подачи в теле корпуса позволяет избежать необходимости рассверливать в долевом направлении тонкостенную нижнюю крышку электродвигателя, что может привести к ее поломке. Кроме того, выполнение внутреннего канала нижней подачи в теле корпуса позволяет расположить его выходное отверстие выше подшипника и создать магистраль для промывки нижнего подшипникового узла и элементов системы нижней подачи смазки, закрепив в нижней крышке корпуса отводящую трубку. Возможность промывки предотвращает забивание подающей трубки и внутреннего канала смазочным материалом, позволяет заменить отработанную смазку, повышая при этом надежность работы системы смазки подшипниковых узлов электродвигателя.

На фигуре 1 представлен электродвигатель с системой смазки.

На фигурах 2-4 представлено крепление кожухов к поверхности корпуса двигателя. Электродвигатель состоит из корпуса 1, верхней крышки 2, нижней крышки 3, подающей трубки 4, внутреннего канала 5, кожуха 6, лубрикатора 7 системы верхней подачи смазки, подающей трубки 8, отводящей трубки 9, внутреннего канала 10, кожуха 11, лубрикатора 12 системы нижней подачи смазки, элементов крепления кожухов 13, верхнего подшипникового узла 14, нижнего подшипникового узла 15, взрывонепроницаемые оболочки лубрикаторов 16.

Система смазки подшипниковых узлов электродвигателя работает следующим образом. На наружные концы подающих трубок 4 и 8 устанавливают лубрикаторы 7 и 12, выставляют и настраивают количество необходимой подаваемой смазки. В качестве смазочного материала используют пластические смазки. Настраивают время подачи смазки от 1 до 12 месяцев. В один лубрикатор заправляют 125 г смазки, данного количества смазки хватает на год. Приводят лубрикаторы 7 и 12 в действие. Смазка автоматически под давлением поступает в подающие трубки 4 и 8, далее во внутренние каналы 5 и 10 и попадает в подшипниковые узлы 14 и 15. Данная система смазки может использоваться и без применения устройств автоматической подачи смазки. Смазка в наружные концы подающих трубок может вводится вручную, например, с помощью масленки. При необходимости промывки системы нижней подачи и нижнего подшипникового узла 15 подают промывочную жидкость, например, керосин в подающую трубку 8. Вращая вал электродвигателя, производят промывку. Слив промывочной жидкости производят через отводящую трубку 9. Подводящие 4 и 8 и отводящая 9 трубки закрыты защитными кожухами 6, 11, лубрикаторы 7 и 12 взрывонепроницаемыми оболочками 16. Данную систему смазки применяют во взрывоопасных зонах II класса при номинальных значениях климатических факторов, в соответствии со стандартами на взрывозащищенное оборудование. Степень механической прочности системы смазки «высокая» по ГОСТ Р 51330.0-99.

Таким образом, полезная модель позволяет повысить надежность работы системы смазки подшипниковых узлов электродвигателя.

1. Система смазки подшипниковых узлов электродвигателя, содержащая систему верхней и нижней подачи, каждая из которых содержит наружную подающую трубку, соединенную с внутренним каналом электродвигателя, отличающаяся тем, что наружные трубки помещены в кожухи, закрепленные на корпусе электродвигателя, система нижней подачи содержит подводящую и отводящую наружные трубки, внутренний канал нижней подачи выполнен в теле корпуса, его внутреннее выходное отверстие расположено выше подшипника, отводящая трубка закреплена в нижней крышке корпуса, ее внутреннее выходное отверстие расположено ниже подшипника.

2. Система смазки подшипниковых узлов электродвигателя по п.1, отличающаяся тем, что на наружных концах подающих трубок установлены лубрикаторы, помещенные во взврывонепроницаемую оболочку.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности системе смазки двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области военной техники, в частности к системам смазки двигателей внутреннего сгорания

Полезная модель относится к двигателестроению, а более точно касается системы смазки газотурбинного двигателя (ГТД)

Полезная модель относится к учебно-исследовательскому оборудованию по теоретической механике и представляет собой устройство для демонстрации и исследования вынужденных колебаний механической системы.
Наверх