Запорное устройство откидного борта грузовой платформы транспортного средства (варианты)

 

Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности к устройствам для фиксации в рабочем положении откидных бортов грузовых платформ транспортных средств, прицепов, полуприцепов. Предлагаемой полезной моделью решается задача повышения надежности устройства, и удобства при эксплуатации за счет снижения трудоемкости запирания бортов. Запорное устройство откидного борта грузовой платформы транспортного средства размещено на стойке 1, жестко соединенной с основанием платформы 2, к которому при помощи шарниров 3 присоединены также откидные борта 4. Запорное устройство содержит основание 5, жестко закрепленное на стойке 1, упор 6, закрепленный на откидном борту 4, приводной рычаг 7, промежуточное звено 8 и шток 9. Шток 9 установлен с возможностью поступательного движения в пазах основания 5 и жестко закрепленной на стойке втулке 10. Для исключения самопроизвольного отпирания борта 4 запорное устройство снабжено фиксатором конца приводного рычага 7, выполненным в виде закрепленной на приводном рычаге оси 11 и пружинного зажима 12, установленного на основании стойки. Для уменьшения усилия запирания конец штока 9 имеет конусообразную или сферическую форму. По варианту 1 приводной рычаг 7 соединен со штоком 9 посредством шарниров 13, а со стойкой 1 промежуточным звеном 8. Один конец промежуточного звена соединен со стойкой через шарнир 14, а другой конец соединен с рычагом 7 через шарнир 15. По варианту 2 приводной рычаг 7 соединен со штоком 9 через промежуточное звено 8, а со стойкой 1 через шарнир 17. Один конец промежуточного звена через шарниры 16 связан со штоком 9, а другой его конец через шарнир 15 связан с приводным рычагом 7. 2 с.п.ф., 6 з.п.ф., 6 ил.

Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности к устройствам для фиксации в рабочем положении откидных бортов грузовых платформ транспортных средств, прицепов, полуприцепов.

Известно запорное устройство откидного борта грузовой платформы транспортного средства, содержащее закрепленные на откидном борту и стойке платформы упор и основание, а также приводной рычаг, соединенный с основанием одним своим концом посредством шарнира, нажимной элемент с опорной поверхностью для взаимодействия с упором, соединенный с рычагом посредством второго шарнира и выполненный с С-образным пазом, в котором размещен закрепленный на основании палец, при этом оси упора, приводного рычага, шарниров и пальца расположены параллельно поверхности борта (а.с. СССР №21789407, Мкл.5 B 62 D 33/037, 27/06, Е 05 И 65/14, опубл. 23.01.93).

Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявляемому техническому решению является запорное устройство откидного борта грузовой платформы транспортного средства, содержащее упор, закрепленный на откидном борту, шарнирно соединенном с основанием платформы, рычаг с опорной поверхностью для прижима к упору борта, выполненной на его верхнем конце, промежуточное звено, шарнирно соединяющее стойку платформы с рычагом между его концами, упор на стойке платформы и фиксатор нижнего конца приводного рычага, при этом рычаг снабжен пальцем, который закреплен между его опорной поверхностью и шарниром (а.с. №1409512, Мкл. 4 B 62 D 27/06, 15.07.88).

Известные конструкции не достаточно надежны в работе, не удобны при эксплуатации.

Предлагаемой полезной моделью решается задача повышения надежности устройства, а также удобства при эксплуатации за счет снижения трудоемкости запирания бортов.

Для достижения указанного технического результата запорное устройство откидного борта грузовой платформы транспортного средства, содержащее неподвижную стойку с закрепленным на ней основанием, упор, закрепленный на откидном борту, шарнирно соединенном с основанием платформы, приводной рычаг, промежуточное звено, шарнирно соединяющее основание стойки с приводным рычагом между его концами, фиксатор конца приводного рычага, дополнительно содержит шток, установленный с возможностью поступательного движения в выполненных на основании стойки пазах и закрепленной на стойке втулке, фиксатор конца приводного рычага выполнен в виде закрепленной на приводном рычаге оси и пружинного зажима, установленного на основании стойки, а конец штока может быть выполнен конусообразной или сферической формы, при этом шток посредством шарниров по первому варианту соединен с приводным рычагом, а по второму варианту с промежуточным звеном, кроме того, ось шарнира, соединяющего приводной рычаг с промежуточным звеном, может находиться по первому варианту, ближе к основанию платформы, чем оси шарниров, соединяющих рычаг со штоком, а по второму варианту - чем оси шарниров, соединяющих промежуточное звено со штоком.

Выполнение конструкции запорного устройства с соединенным с приводным рычагом посредством шарниров штоком, установленным с возможностью поступательного движения в выполненных на основании стойки пазах и закрепленной на стойке втулке, а также выполнение фиксатора конца приводного рычага в виде закрепленной на приводном рычаге оси и пружинного зажима, установленного на основании стойки, а конца штока - конусообразной или сферической формы, позволяет увеличить надежность устройства, снизить трудоемкость запирания бортов.

Проведенный анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, позволил установить, что аналог, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного технического решения, не обнаружен. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого по совокупности существенных признаков аналога, позволило установить совокупность существенных по отношению к техническому результату отличительных признаков в заявленном техническом решении, изложенных в формуле полезной модели. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что заявляемое техническое решение соответствует критерию «новизна».

Предлагаемое запорное устройство откидного борта грузовой платформы транспортного средства иллюстрируется чертежами:

Фиг.1 - запорное устройство, общий вид (вариант 1);

Фиг.2 - то же, разрез А-А на фиг.1 (в закрытом положении);

Фиг.3 - то же в момент полного открытия;

Фиг.4 - запорное устройство, общий вид (вариант 2);

Фиг.5 - то же, разрез В-В на фиг.4 (в закрытом положении);

Фиг.6 - то же в момент полного открытия.

Запорное устройство откидного борта грузовой платформы транспортного средства размещено на стойке 1, жестко соединенной с основанием платформы 2, к которому при помощи шарниров 3 присоединены также откидные борта 4.

Запорное устройство содержит основание 5, жестко закрепленное на стойке 1, упор 6, закрепленный на откидном борту 4, приводной рычаг 7, промежуточное звено 8 и шток 9. Шток 9 установлен с возможностью поступательного движения в пазах основания 5 и жестко закрепленной на стойке втулке 10.

Для исключения самопроизвольного отпирания борта 4 запорное устройство снабжено фиксатором конца приводного рычага 7, выполненным

в виде закрепленной на приводном рычаге оси 11 и пружинного зажима 12, установленного на основании стойки.

Для уменьшения усилия запирания конец штока 9 имеет конусообразную или сферическую форму.

По варианту 1 приводной рычаг 7 соединен со штоком 9 посредством шарниров 13, а со стойкой 1 промежуточным звеном 8. Один конец промежуточного звена соединен со стойкой через шарнир 14, а другой конец соединен с рычагом 7 через шарнир 15.

Пазы основания 5 служат направляющими для штока 9. Вдоль пазов имеют возможность перемещаться шарниры 13, жестко закрепленные на приводном рычаге и штоке.

Ось шарнира 15, соединяющего приводной рычаг с промежуточным звеном может находиться ближе к основанию платформы, чем оси шарниров 13, соединяющих рычаг со штоком.

По варианту 2 приводной рычаг 7 соединен со штоком 9 через промежуточное звено 8, а со стойкой 1 через шарнир 17. Один конец промежуточного звена через шарниры 16 связан со штоком 9, а другой его конец через шарнир 15 связан с приводным рычагом 7.

Ось шарнира 15, соединяющего приводной рычаг 7 с промежуточным звеном 8, может находиться ближе к основанию платформы, чем оси шарниров 16, соединяющих промежуточное звено со штоком 9.

Запорное устройство работает следующим образом.

В запертом положении (фиг.1, 2, 4, 5) приводной рычаг 7 находится в вертикальном положении, когда шток 9 прижимает упор 6 откидного борта 4. При этом ось 11 зафиксирована в пружинном зажиме 12, что предохраняет самопроизвольное перемещение приводного рычага 7.

Для открывания откидного борта 4 (фиг.3, 6) нижний конец приводного рычага 7 тянут на себя.

При этом по первому варианту конец приводного рычага через шарниры 13 воздействует на шток 9, шарниры 13 и шток перемещаются вниз относительно пазов основания 5 и втулки 10.

По второму варианту конец промежуточного звена 8 через шарниры 16 воздействует на шток 9, шарниры 16 и шток перемещаются вниз относительно пазов основания 5 и втулки 10.

Ось 11 приводного рычага автоматически выходит из зацепления с пружинным зажимом 12 и ось шарнира 15 переходит через мертвую точку. После выхода штока 9 из упора 6 начинается открывание откидного борта.

Для запирания откидного борта 4 конец приводного рычага 7 перемещают от себя. При этом шток 9 перемещается вверх относительно втулки 10 и входит в зацепление с упором 6. Ось 11 автоматически входит в зацепление с пружинным зажимом 12 и ось шарнира 15 переходит через мертвую точку.

В случае использования высокого борта шток 9 будет иметь несколько запирающих устройств, равное количеству упоров 6.

Габаритная толщина заявленного устройства не превышает толщины стойки борта.

Предлагаемое устройство позволяет повысить удобство пользования им, уменьшая требуемое для запирания и отпирания усилие, обеспечивая при этом подтягивание борта к стойке. Также повышается надежность запирания борта и увеличивается полезная ширина платформы транспортного средства.

Запорное устройство откидного борта грузовой платформы транспортного средства может быть выполнено на стандартном оборудовании с применением современных материалов и технологий.

1. Запорное устройство откидного борта грузовой платформы транспортного средства, содержащее неподвижную стойку с закрепленным на ней основанием, упор, закрепленный на откидном борту, шарнирно соединенном с основанием платформы, приводной рычаг, промежуточное звено, шарнирно соединяющее основание стойки с приводным рычагом между его концами, фиксатор нижнего конца приводного рычага, отличающееся тем, что запорное устройство дополнительно содержит соединенный с приводным рычагом посредством шарниров шток, установленный с возможностью поступательного движения в выполненных на основании стойки пазах и закрепленной на стойке втулке, при этом фиксатор нижнего конца приводного рычага выполнен в виде закрепленной на приводном рычаге оси и пружинного зажима, установленного на основании стойки.

2. Запорное устройство по п.1, отличающееся тем, что ось шарнира, соединяющего приводной рычаг с промежуточным звеном, находится ближе к основанию платформы, чем оси шарниров, соединяющих рычаг со штоком.

3. Запорное устройство по п.1, отличающееся тем, что конец штока выполнен конусообразным.

4. Запорное устройство по п.1, отличающееся тем, что конец штока имеет сферическую форму.

5. Запорное устройство откидного борта грузовой платформы транспортного средства, содержащее неподвижную стойку с закрепленным на ней основанием, упор, закрепленный на откидном борту, шарнирно соединенном с основанием платформы, приводной рычаг, шарнирно связанный с одним концом промежуточного звена, фиксатор приводного рычага, отличающееся тем, что запорное устройство дополнительно содержит соединенный со вторым концом промежуточного звена посредством шарниров шток, установленный с возможностью поступательного движения в выполненных на основании стойки пазах и закрепленной на стойке втулке, при этом фиксатор приводного рычага выполнен в виде закрепленной на приводном рычаге оси и пружинного зажима, установленного на основании стойки.

6. Запорное устройство по п.5, отличающееся тем, что ось шарнира, соединяющего приводной рычаг с промежуточным звеном, находится ближе к основанию платформы, чем оси шарниров, соединяющих промежуточное звено со штоком.

7. Запорное устройство по п.5, отличающееся тем, что конец штока выполнен конусообразным.

8. Запорное устройство по п.5, отличающееся тем, что конец штока имеет сферическую форму.



 

Наверх