Клещевой захват
Полезная модель относится к области подъемно-транспортного машиностроения, а именно к грузозахватным устройствам, и может быть использована для захвата и перемещения плит (панелей), изготовленных из резиновой крошки, которые используются для строительства трамвайных и железнодорожных автомобильных переездов. Клещевой захват содержит рычаги 1 и 2 (рычаги-клещевины), в своей средней части шарнирно закрепленные на опоре 3, кинематически связанной с проушиной 4, предназначенной для взаимодействия (для зацепления) с грузовым крюком грузоподъемного устройства (крана или погрузчика). Рычаги 1, 2 неподвижно соединены с трубами 7 и 8, каждая из которых, в свою очередь соединена соответственно с парой рычагов 9, 9'и 10, 10' С рычагами 9, 9' и 10, 10' одними концами соответственно шарнирно соединены звенья 11, 11' и 12, 12' (рычаги). Другими концами звенья 11, 12 и 11', 12' соответственно шарнирно соединены с фланцами 13, 13' неподвижно соединенными с трубой 14. Проушина 4 также неподвижно соединена с трубой 14. Таким образом, для осуществления поворота рычагов 1, 2 при захвате предмета, например резиновой плиты 16 для автомобильных переездов, служит механизм, образованный рычагами 9, 9', 10, 10', звеньями 11, 11', 12, 12', фланцами 13, 13', закрепленными вместе с проушиной на трубе 14 и опорой 3. Для взаимодействия с захватываемым предметом предназначены планки 17, соединенные со свободными концами рычагов 1, 2 (рычагов-клещевин) при помощи карданного шарнира. Использование предлагаемой полезной модели позволит расширить область применения клещевого захвата, за счет обеспечения возможности его использования для подъема предметов с непараллельными гранями, за которые производится захват предметов. 5 ил.
Полезная модель относится к области подъемно-транспортного машиностроения, а именно к грузозахватным устройствам, и может быть использована для захвата и перемещения плит (панелей), изготовленных из резиновой крошки, которые используются для строительства трамвайных и железнодорожных автомобильных переездов.
Известен клещевой захват, содержащий два рычага-клещевины, установленных с возможностью поворота на опоре, кинематически связанной с грузоподъемным устройством, и механизм для осуществления указанного поворота (см. авторское свидетельство СССР №144271, кл. В 66 С 1/10, 1962 г.).
Для обеспечения надежного захвата предмета, на свободном конце каждого рычага-клещевины выполнен острый выступ, предназначенный для взаимодействия с захватываемым предметом.
Недостатком указанного известного клещевого захвата является то, что в процессе захвата предмета, не обладающего высокой прочностью, например резиновой панели для автомобильных переездов, может произойти разрушение или повреждение предмета в результате его взаимодействия с острыми выступами указанных рычагов-клещевин.
Известен клещевой захват, содержащий два рычага-клещевины, по меньшей мере один из которых с возможностью поворота закреплен на опоре, кинематически связанной с грузоподъемным устройством, и механизм для осуществления указанного поворота, причем со свободным концом по меньшей мере одного из рычагов - клещевин кинематически
связана планка для взаимодействия с захватываемым предметом (см. авторское свидетельство СССР №144592, кл. В 66 С 1/10, 1962 г.).
Данное техническое решение является наиболее близким к заявляемому по технической сущности и достигаемому результату.
Недостатком известного клещевого захвата является то, что, вследствие того, что планка соединена с рычагом - клещевиной цилиндрическим шарниром с горизонтальной осью, указанный захват не обеспечивает прилегание планки к грани (плоскости) предмета и его захват, если эта грань не параллельна второй грани (повернута относительно нее, например, вокруг вертикальной оси).
Полезная модель направлена на достижение технического результата: расширение области применения клещевого захвата, за счет обеспечения возможности его использования для подъема предметов с непараллельными гранями, за которые производится захват предметов.
Для достижения указанного технического результата в клещевом захвате, содержащем два рычага-клещевины, по меньшей мере один из которых с возможностью поворота закреплен на опоре, кинематически связанной с грузоподъемным устройством, и механизм для осуществления указанного поворота, причем со свободным концом по меньшей мере одного из рычагов-клещевин кинематически связана планка для взаимодействия с захватываемым предметом, упомянутая планка соединена со свободным концом рычага-клещевины при помощи карданного шарнира.
На фиг.1 изображен предлагаемый клещевой захват; на фиг.2 - то же (вид сверху); на фиг.3 изображен местный вид А на фиг.1; на фиг.4 - то же (вид сверху); на фиг.5 - вид по стрелке В на фиг.1.
Клещевой захват содержит рычаги 1 и 2 (рычаги-клещевины), в своей средней части шарнирно закрепленные на опоре 3, кинематически связанной с проушиной 4, предназначенной для взаимодействия (для зацепления) с грузовым крюком (не показан) грузоподъемного устройства (крана или погрузчика, не показаны). На опоре 3 с возможностью поворота установлен крючок 5, предназначенный для зацепления с отверстием 6, выполненным в проушине 4. Рычаги 1, 2 неподвижно (при помощи неподвижного соединения - сварки) соответственно соединены с трубами 7 и 8, каждая из которых, в свою очередь соединена соответственно с парой рычагов 9, 9' и 10, 10'. С рычагами 9, 9' и 10, 10' одними концами соответственно шарнирно соединены звенья 11, 11' и 12, 12' (рычаги). Другими концами звенья 11, 12 и 11', 12' соответственно шарнирно соединены с фланцами 13, 13' неподвижно соединенными с трубой 14. Проушина 4 также неподвижно соединена с трубой 14. Для ограничения поворота крючка 5, служит упор 15, закрепленный на опоре 3.
Таким образом, для осуществления поворота рычагов 1, 2 при захвате предмета, например резиновой плиты 16 для автомобильных переездов, служит механизм, образованный рычагами 9, 9', 10, 10', звеньями 11, 11', 12, 12', фланцами 13, 13', закрепленными вместе с проушиной на трубе 14 и опорой 3.
Для взаимодействия с захватываемым предметом предназначены планки 17, соединенные со свободными концами рычагов 1, 2 (рычагов-клещевин) при помощи карданного шарнира.
Карданный шарнир содержит вилки 18, 19 и крестовину, образованную цилиндрическим стержнем 20 и соосными друг другу цилиндрическими стержнями 21 и 22, ось которых перпендикулярна оси стержня 20, и вкладышем 23. Цилиндрический стержень 20 при помощи
резьбового соединения 24 неподвижно соединен с вилкой 18 и размещен с возможностью поворота в отверстии, выполненном во вкладыше 23. Цилиндрические стержни 21, 22 при помощи резьбовых соединений 25, 26 неподвижно закреплены на вилке 19 и размещены с возможностью поворота в отверстиях вкладыша 23, перпендикулярных упомянутому отверстию вкладыша, в котором размещен стержень 20. Вилки 19 неподвижно соединены со свободными концами рычагов 1, 2 (рычагов-клещевин). Планки 17 неподвижно соединены с вилками 18. Для повышения качества захвата предмета на планках 17 известным образом выполнены насечки. Кроме указанного варианта выполнения карданного шарнира возможен любой другой известный вариант его выполнения (см., например, «Политехнический словарь», М., Советская энциклопедия, 1976 г., стр.200).
Предлагаемый клещевой захват работает следующим образом.
Грузоподъемное устройство, например погрузчик с навешенным на его грузовой крюк захватом, подается к предмету, например к резиновой плите 16, используемой для строительства автомобильных переездов. Захват опускают на панель 16 до того момента, когда на нее ложится опора 3. Затем крючок 5 отцепляют от проушины 4, выводя его из отверстия 6, и при помощи грузоподъемного устройства поднимают проушину захвата, и его рычаги и звенья из положения С, показанного сплошной линией (фиг.1) переводятся в положение Н, показанное штрих-пунктирной линией, в результате чего при взаимодействии с поднимающимися звеньями 11, 11', 12, 12', рычагов 9, 9', 10, 10', соединенных с рычагами-клещевинами (рычагами 1, 2), происходит поворот рычагов вокруг осей шарниров 27 их крепления на опоре 3, сведение свободных концов рычагов-клещевин и захват плиты 16. В том случае, если грани 28, 29 плиты
наклонены к горизонтальной плоскости, то вилка 18 с планкой 17 поворачиваются вокруг оси стержней 21, 22, обеспечивая плотность прилегания планок 17 и качество захвата плиты. В том случае, если грани 28, 29 плиты повернуты вокруг вертикальной оси на угол (фиг.2, 3, 4), относительно того их положения, при котором они параллельны, то вилка 18 с планкой 17 поворачиваются вокруг оси стержня 20, обеспечивая плотность прилегания планок 17 и качество захвата плиты. При этом стержень 20 поворачивается в отверстии вкладыша 23. После доставки плиты к месту ее разгрузки, путем опускания проушины 4 захвата его рычаги и звенья переводят из положения Н в положение С, в результате чего происходит разведение свободных концов рычагов-клещевин и освобождение плиты от захвата. Затем, при помощи крючка 5, сцепляют опору 3 с проушиной 4, фиксируя рычаги-клещевины в разведенном состоянии, и погрузчик отвозит захват от плиты.
Таким образом, использование предлагаемой полезной модели позволит расширить область применения клещевого захвата, за счет обеспечения возможности его использования для подъема предметов с непараллельными гранями, за которые производится захват предметов.
Клещевой захват, содержащий два рычага-клещевины, по меньшей мере, один из которых с возможностью поворота закреплен на опоре, кинематически связанной с грузоподъемным устройством, и механизм для осуществления указанного поворота, причем со свободным концом по меньшей мере одного из рычагов-клещевин кинематически связана планка для взаимодействия с захватываемым предметом, отличающийся тем, что упомянутая планка соединена со свободным концом рычага-клещевины при помощи карданного шарнира.