Автомобильная противоугонная система на основе биометрической идентификации (варианты)

 

Использование: в системах защиты автомобиля от несанкционированного доступа. Задача: расширение функциональных возможностей, повышение удобства эксплуатации системы. Сущность: в первом варианте предложена автомобильная противоугонная система на основе биометрической идентификации, которая содержит блок биометрической идентификации, включающий сканер, блок регистрации и преобразования изображения отпечатка пальца в биометрический код, блок сравнения, блок хранения отпечатков пальцев, блок управления сканером, блок световой индикации и блок звуковой индикации. Контрольный блок системы состоит из контроллера и блока задания режимов работы системы. В автомобильной противоугонной системе имеется обучающее устройство. Особенностью первого варианта предлагаемой полезной модели является то, что индикаторы блока световой индикации расположены в непосредственной близости от поверхности сканера, а блок звуковой индикации подключен к выходу блока управления сканером и установлен в корпусе сканера. Контроллер противоугонной системы выполнен с возможностью соединения по штатной проводке автомобиля, по меньшей мере, с одним реле

дистанционной блокировки, кроме того, в системе имеется возможность подключения к контроллеру кнопки входа в режим сервисного обслуживания, концевого датчика педали тормоза и двух концевых выключателей двери водителя. В состав обучающего устройства первого варианта полезной модели входят: кнопка входа в режим сервисного обслуживания, концевой датчик педали тормоза и блок биометрической идентификации. Особенностью второго варианта противоугонной системы является то, что контроллер системы выполнен с возможностью соединения с внешними электронными модулями. Эта возможность реализована с помощью двух интеграционных выходов: выхода тревожной идентификации и выхода положительной идентификации. Другой особенностью второго варианта системы является выполнение контроллера с возможностью соединения его обучающего входа с персональным компьютером. Обучающее устройство выполнено в виде персонального компьютера с обучающей программой. Как в первом, так и во втором вариантах для расширения функциональных возможностей системы контроллер может быть по штатной проводке автомобиля соединен с реле дистанционной блокировки, оснащенным датчиком движения, с реле дистанционного управления замком капота, подключенным к системе зажигания. 2 с.п. ф-лы, 4 з.п. ф-лы, 2 илл.

Предлагаемая полезная модель относится к транспортной технике, а именно, к системам идентификации автовладельца на основе биометрической информации и системам защиты автомобиля от несанкционированного доступа.

Идентификация с помощью биометрических технологий является в настоящее время одним из перспективных, бурно развивающихся направлений, среди которых методы и средства, использующие отпечатки пальцев, занимают одно из ведущих мест. Биометрические технологии все заметнее выступают на лидирующие позиции в индустрии безопасности.

Известен биометрический иммобилайзер (патент США №5675490, МПК В 60 R 25/04, В 60 R 21/16, опуб. 07.10.97), который используется для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства. Функциональная схема прототипа содержит: модуль считывания, состоящий из сенсора-датчика, блока хранения информации, блока формирования и предварительной обработки изображения, блока анализа изображения и формирования кода отпечатка пальца и блока световой и звуковой индикации, а также модуль управления, состоящий из приемопередающего блока, блока сравнения кода отпечатка с базой и принятия решений, блока обработки внешних сигналов, электрически связанного с вспомогательными устройствами, блока управления и контроля и блока управления исполнительным устройством.

Безопасный протокол связи модуля управления и модуля считывания исключает возможность несанкционированного доступа к блоку хранения биометрических данных. Модуль управления генерирует безопасный ключ

связи с модулем считывания для контроля и управления большинством операций регулирования доступа. Система связи между модулем считывания и модулем управления основана на закодированной последовательности, которую генерирует мастер генерации случайных чисел по отпечатку пальца. Биометрический иммобилайзер включает также множество вспомогательных устройств, предназначенных для контроля внешних систем: стартера, тормозного переключателя, зажигания, сирены, водительской и других дверей, светодиодного дисплея, электроснабжения, насоса для подачи горючего, катушки зажигания. Вспомогательные устройства, контролирующие внешние системы, позволяют данным системам сработать только после получения соответствующей команды от модуля управления, разрешенной модулем считывания. Команда доступа представляет собой закодированную последовательность и хранится в памяти вспомогательных устройств.

Биометрический иммобилайзер предусматривает биометрический контроль и определенное время доступа к системе. Обычно время доступа к данной системе не должно превышать 100 мс на одного пользователя, а право доступа к биометрическому иммобилайзеру могут иметь не более 5 пользователей.

К недостаткам известного биометрического иммобилайзера можно отнести размещение блока управления исполнительным устройством на плате модуля управления, что снижает скрытность установки. Существенным недостатком иммобилайзера является также невозможность отнесения сенсора-датчика модуля считывания на большие расстояния и ограниченное количество пользователей.

Более перспективным техническим решением является система комплексной безопасности транспортных средств (ТС) по патенту РФ №2249514, МПК 7 В 60 R 25/00, G 08 В 13/00, 23/00, опуб. 10.04.2005, использующая в качестве одного из рубежей защиты ТС от несанкционированного использования блок биометрической

идентификации.

Известная система содержит штатные электронные модули, часть которых связана с функциональными органами ТС и выполнена с возможностью определения состояния этих функциональных органов и управления ими. Система состоит из последовательно соединенных контроллера локальной информационной сети, связанного с мультиплексной шиной, контроллера-преобразователя протокола обмена данными и приемопередатчика, например терминала сотовой сети подвижной связи. В состав системы входит также охранно-противоугонная подсистема, содержащая связанный с мультиплексной шиной контроллер охранно-противоугонной подсистемы, электронные модули охранно-противоугонной подсистемы, каждый из которых связан с соответствующим функциональным органом ТС для обеспечения охраны и защиты от несанкционированного воздействия, и блок радиочастотной идентификации, связанный с контроллером охранно-противоугонной подсистемы, блок регистрации отклонений контролируемых параметров и блок обнаружения отклонений контролируемых параметров, первый вход которого подключен к мультиплексной шине, второй вход - к выходу контроллера локальной информационной сети, а выход - ко входу контроллера-преобразователя протокола обмена данными и к первому входу блока регистрации отклонений контролируемых параметров, второй вход которого соединен с мультиплексной шиной, при этом штатные электронные модули - каждый через свой интерфейс - связаны с мультиплексной шиной, с которой также связаны - каждый через свой интерфейс охранно-противоугонной подсистемы - электронные модули охранно-противоугонной подсистемы. Отличительной особенностью описанной системы является то, что в нее введены видеодетектор движения глаз и блок индикации отклонений контролируемых параметров, а также дополнительный электронный модуль, содержащий видеокамеру, объектив которой направлен непосредственно в лицо водителя ТС,

видеодигитайзер и компрессор изображений, входы которых подключены к выходу видеокамеры. Кроме того, указанная система содержит оптико-электронный датчик, а в состав охранно-противоугонной подсистемы входит блок биометрической идентификации. Оптико-электронный датчик подключен к мультиплексной шине, а контроллер охранно-противоугонной подсистемы выполнен с возможностью обработки биометрических данных и подключен дополнительным входом к выходу блока биометрической идентификации. Недостатками системы являются высокая стоимость и возможность ее установки лишь на дорогостоящих моделях ТС, оборудованных общей мультиплексной шиной. Высокая стоимость системы обусловлена также применением в блоке биометрической идентификации дорогостоящего высокопроизводительного видеопроцессора со сложным математическим обеспечением, необходимым для получения достаточно высоких вероятностных характеристик распознавания.

Указанные недостатки устранены в патенте РФ №2278035, МПК В 60 R 25/00 (2006.01), опубл. 2006.06.20, являющимся по своей технической сущности наиболее близким к заявляемой полезной модели. Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа и представляет собой биометрическое устройство для управления охранно-противоугонной системой. Известное устройство относится к оборудованию ТС и предназначено для предотвращения или обнаружения недозволенного использования или кражи ТС с биометрической системой идентификации водителя и других, допущенных к пользованию ТС лиц. Контроллер охранно-противоугонной системы выполнен с возможностью подключения к системе зажигания и обмена данными с электронными модулями охранно-противоугонной системы. Устройство содержит блок биометрической идентификации, пусковой вход которого подключен к управляющему выходу контроллера охранно-противоугонной системы. Кроме того, в данное устройство введены обучающее устройство, схема

совпадений, вход которой подключен к выходу блока биометрической идентификации, и блок задания режимов работы охранно-противоугонной системы. Многоканальный вход последнего подключен к многоканальному выходу схемы совпадений, а выход соединен с режимным входом контроллера охранно-противоугонной системы. Обучающий вход блока биометрической идентификации подключен к выходу обучающего устройства. В состав блока биометрической идентификации входят сканер, блок регистрации изображения, блок регистрации образцов, блок хранения образцов, блок сравнения, и блок управления. Изобретение создает возможность формирования дополнительного рубежа защиты ТС от несанкционированного использования за счет интеграции биометрического датчика с блоками охранно-противоугонной системы.

Известное устройство обладает следующими эксплуатационными возможностями:

- запись отпечатков пальцев дополнительных пользователей (по два пальца у трех пользователей), имеющих право на эксплуатацию данного автомобиля;

- временная передача управления автомобилем постороннему лицу;

- автоматическая блокировка двигателя;

- запись и удаление отпечатков пальцев других водителей;

- работа в режиме AntiHiJack (защита от захвата).

Однако, несмотря на несомненные достоинства описанного устройства, к его недостаткам следует отнести следующее:

- в устройстве не предусмотрена возможность удаления отпечатков пальца владельца ТС, что является существенным недостатком известного устройства, создающим для владельца ТС большие неудобства, например, при продаже ТС или смене владельца ТС;

- в случае повреждения сканера невозможно осуществить отключение охранно-противоугонной системы, вход в режим сервисного обслуживания

также невозможен при повреждении сканера;

- отсутствие световой индикации;

- многократность (3 раза) приложения каждого из четырех пальцев при записи («прописывании») отпечатков пальцев владельца ТС. Эту процедуру рекомендуется проводить под контролем специалистов, в противном случае при ошибке пользователя в процессе ввода отпечатков пальцев неизбежны сбои при эксплуатации системы.

Задачей предлагаемой полезной модели является расширение функциональных возможностей при одновременном повышении удобства эксплуатации автомобильной противоугонной системы на основе биометрической идентификации.

Для решения указанных задач предлагается два варианта выполнения автомобильной противоугонной системы на основе биометрической идентификации. В первом варианте (см. п.1 формулы полезной модели) предложена автомобильная противоугонная система на основе биометрической идентификации, которая, как и наиболее близкая к ней противоугонная система, выбранная в качестве прототипа, содержит блок биометрической идентификации, включающий сканер, выход которого подключен к блоку регистрации и преобразования изображения отпечатка пальца в биометрический код. Первый выход блока регистрации и преобразования изображения отпечатка пальца в биометрический код подключен к блоку сравнения, соединенному своим выходом с входом блока хранения отпечатков пальцев, второй выход подключен к блоку хранения отпечатков пальцев, а третий - к блоку управления сканером. Контрольный блок системы состоит из контроллера, подключенного входом запуска к системе зажигания, а управляющим выходом - к пусковому входу блока биометрической идентификации. В состав контрольного блока входит также блок задания режимов работы системы, выход которого соединен с режимным входом контроллера. В автомобильной противоугонной системе имеется обучающее устройство и

блок звуковой индикации.

Особенностью первого варианта предлагаемой полезной модели, отличающей ее от известной, принятой за прототип автомобильной противоугонной системы на основе биометрической идентификации, является то, что в блок биометрической идентификации противоугонной системы дополнительно введен блок световой индикации, подключенный к выходам блока управления сканером, соединенного с блоком сравнения. Индикаторы блока световой индикации расположены в непосредственной близости от поверхности сканера. Блок звуковой индикации подключен к выходу блока управления сканером и установлен в корпусе сканера. Контроллер противоугонной системы выполнен с возможностью соединения по штатной проводке автомобиля, по меньшей мере, с одним реле дистанционной блокировки, состоящим из последовательно соединенных блока приема команд, блока анализа команд и блока управления исполнительными устройствами. В противоугонной системе предусмотрена также возможность подключения к контроллеру кнопки входа в режим сервисного обслуживания, концевого датчика педали тормоза и двух концевых выключателей двери водителя. В состав обучающего устройства первого варианта полезной модели входят следующие элементы противоугонной системы: кнопка входа в режим сервисного обслуживания, концевой датчик педали тормоза и блок биометрической идентификации. Для расширения функциональных возможностей автомобильной противоугонной системы контроллер может быть по штатной проводке автомобиля соединен, например, с реле дистанционной блокировки, оснащенным датчиком движения, с реле дистанционного управления замком капота, подключенным к системе зажигания.

Особенностью второго варианта противоугонной системы является то, что контроллер во втором варианте, как и в прототипе, выполнен с возможностью соединения выхода запуска с внешними электронными

модулями. Эта возможность реализована с помощью двух интеграционных выходов: выхода тревожной идентификации и выхода положительной идентификации. Другой особенностью второго варианта системы является выполнение контроллера с возможностью соединения его обучающего входа с персональным компьютером. Еще одной особенностью автомобильной противоугонной системы на основе биометрической идентификации, предложенной во втором варианте, является то, что обучающее устройство, в отличие от первого варианта, выполнено так же, как и в прототипе, а именно: в виде персонального компьютера с обучающей программой. Однако, в отличие от прототипа, обучающее устройство во втором варианте полезной модели подключено не к блоку биометрической идентификации, а к контроллеру противоугонной системы.

Как и в первом варианте, для расширения функциональных возможностей автомобильной противоугонной системы контроллер может быть по штатной проводке автомобиля соединен, например, с реле дистанционной блокировки, оснащенным датчиком движения, с реле дистанционного управления замком капота, подключенным к системе зажигания.

Выполнение задач, поставленных при создании полезной модели, стало возможным благодаря следующему.

Основными задачами прелагаемой полезной модели являются: расширение функциональных возможностей автомобильной противоугонной системы и повышение удобства ее эксплуатации.

В предлагаемой полезной модели, как в первом (см. п.1 формулы полезной модели), так и во втором вариантах (см. п.4 формулы полезной модели) предложено в блок биометрической идентификации ввести блок световой индикации и расположить индикаторы блока световой индикации в непосредственной близости от поверхности сканера. Блок звуковой индикации также установлен в корпусе сканера и подключен к выходу

блока управления сканером. В этом заключается существенное отличие от прототипа, в котором световая индикация вообще не предусмотрена, а звуковой сигнал формируется в блоке регистрации образцов. В результате введения в оба варианта полезной модели указанных существенных признаков, а, следовательно, нового, по сравнению с прототипом, расположения важнейших блоков, с помощью которых происходит общение владельца ТС с противоугонной системой, работа с системой стала значительно удобнее, проще и комфортнее. Таким образом, указанные существенные признаки обеспечивают выполнение одной из задач, поставленных при создании предлагаемой полезной модели, а именно: повышение удобства эксплуатации системы.

В оба варианта заявляемых противоугонных систем введены также новые, отсутствующие в прототипе существенные признаки, относящиеся к возможности соединения контроллера по штатной проводке автомобиля с одним или более реле дистанционной блокировки, обеспечивающих надежную блокировку двигателя автомобиля при несанкционированном доступе. Количество устанавливаемых реле не ограничено. К контроллеру системы подключены также кнопка входа в режим сервисного обслуживания, концевой датчик педали тормоза и два концевых выключателя двери водителя. Указанные элементы являются многофункциональными. С помощью перечисленных элементов и сканера осуществляется настройка режимов работы противоугонных систем без использования компьютера, что существенно упрощает по сравнению с прототипом, процедуру настройки системы и ее последующую эксплуатацию. При повреждении сканера кнопка входа в режим сервисного обслуживания и концевой датчик педали тормоза путем оригинальной процедуры введения PIN-кода обеспечат аварийный вход в режим сервисного обслуживания и полную очистку памяти системы. Таким образом, указанные признаки также способствуют выполнению задач, поставленных при создании предлагаемой полезной модели, а

именно: расширению функциональных возможностей и повышению удобства эксплуатации системы.

Следует также отметить, что во втором варианте (см. п.4 формулы) обучающее устройство выполнено, как и в прототипе в виде персонального компьютера с обучающей программой, что позволяет пользователю самостоятельно производить все необходимые операции по настройке противоугонной системы. Однако вся процедура программирования существенно упрощена по сравнению с прототипом, при этом она обладает боле широкими возможностями.

Система по второму варианту интегрирована с другими охранными системами автомобиля, в связи с чем она обладает очень широкими возможностями, по сравнению с первым, упрощенным вариантом. Это открывает автовладельцу возможность выбора предпочтительного варианта в зависимости от его желания.

Остальные вновь введенные существенные признаки, относящиеся к новым связям между блоком регистрации и преобразования изображения отпечатка пальца в биометрический код, блоком управления сканером, блоком сравнения, блоком хранения отпечатков пальцев, а также между контроллером и обучающим устройством, обеспечивают функционирование заявляемой противоугонной системы.

Таким образом, совокупность указанных выше признаков позволяет решить поставленные задачи.

Предлагаемая полезная модель иллюстрируется чертежами.

На фиг.1 представлена схема конкретного примера выполнения первого варианта автомобильной противоугонной системы на основе биометрической идентификации в соответствии с п.3 формулы полезной модели;

на фиг.2 - схема конкретного примера выполнения второго варианта автомобильной противоугонной системы на основе биометрической идентификации в соответствии с п.6 формулы полезной модели.

Автомобильная противоугонная система в соответствии с п.3 формулы полезной модели состоит из блока биометрической идентификации (ББИ) 1, контрольного блока 2 и трех реле 3, 4 и 5 дистанционной блокировки (см. фиг.1).

В ББИ 1 входят следующие блоки и элементы:

6 - сканер;

7 - блок регистрации и преобразования изображения отпечатка пальца в биометрический код;

8 - блок сравнения;

9 - блок управления сканером;

10 - блок хранения отпечатков пальцев;

11 - блок световой индикации, включающий красный 12 и зеленый 13 индикаторы. Блок 11 световой индикации подключен к выходам блока 9 управления сканером, соединенного с блоком 8 сравнения. Индикаторы - красный 12 и зеленый 13 блока 11 световой индикации расположены в непосредственной близости от поверхности сканера 6.

14 - блок звуковой индикации, подключен к выходу блока 9 управления сканером и установлен в корпусе сканера 6.

В качестве сканера 6 может быть использован полупроводниковый сканер емкостного типа, построенный на специализированном модуле TouchChip компании UPEK, Inc. (США).

Контрольный блок 2 состоит из контроллера 15 и блока 16 задания режимов работы системы. Вход запуска контроллера 15 подключен к системе зажигания 17, управляющий выход контроллера 15 соединен с пусковым входом ББИ 1, а режимный вход контроллера 15 соединен с выходом блока 16 задания режимов работы системы.

Контроллер 15 может быть выполнен на базе микросхем ATmega производства компании «ATMEL» (США), а также других промышленно выпускаемых микросхем, например, ADM101EARM (mSOIC),

74HC125D(SO-14).

По штатной проводке 18 автомобиля контроллер 15 имеет возможность соединения с реле 3 дистанционной блокировки, реле 4 дистанционной блокировки с датчиком движения 19 и реле 5 дистанционного управления замком 20 капота. Используемые в системе реле дистанционной блокировки RDU, RDUK, RDD, управляемые по штатной электропроводке, обеспечивают многоуровневую защиту автомобиля. Для повышения уровня скрытности реле RDU, RDD выполнены в виде обычных штатных автомобильных реле. Конструктивное исполнение реле RDUK позволяет осуществлять его установку путем вплетения в «косу» штатной электропроводки автомобиля. На схемное техническое решение реле 4 (RDD) заявителем предлагаемой полезной модели подана заявка №2006118266 на полезную модель «Узел с датчиком движения противоугонного устройства для блокирования функционального органа транспортного средства», приоритет 18.05.2006, решение о выдаче 08.06.2006.

Реле 3, 4 и 5 состоят из идентичных последовательно соединенных блоков 21 приема команд, блоков 22 анализа команд и блоков 23 управления исполнительными устройствами.

Блок 21 приема команд предназначен для обнаружения и декодирования команд, получаемых по штатной проводке 18 автомобиля от контроллера 15;

Блок 22 анализа команд предназначен для выдачи команд на блок 23 в соответствии с командой, полученной от блока 21 приема команд, анализа состояния реле, устранения возможных сбоев, анализа активности контроллера 15 на остановку автомобиля в случае повреждения главного модуля системы - контрольного блока 2.

Блок 23 управления исполнительными устройствами предназначен для непосредственного управления блокируемыми цепями и системами автомобиля.

К входу контроллера 15 подключены также следующие элементы: кнопка 24 входа в режим сервисного обслуживания, концевой датчик 25 педали тормоза, и два концевых выключателя двери водителя 26, 27.

В состав обучающего устройства входят следующие элементы противоугонной системы: кнопка 24 входа в режим сервисного обслуживания, концевой датчик 25 педали тормоза и блок биометрической идентификации 1.

Автомобильная противоугонная система на основе биометрической идентификации (первый вариант) работает следующим образом.

Изначально память системы очищена, система не содержит ни одного занесенного пользователя и находится в режиме сервисного обслуживания. Для начала работы необходимо сначала выполнить процесс записи «мастер пальца» и далее, по необходимости, обычных пальцев пользователей, «тревожных пальцев» и «пальцев временного водителя».

«Мастер палец» - это палец, с помощью которого возможно как управлять автомобилем, так и редактировать базу данных разрешенных пользователей. При этом «Мастер палец» в системе может быть только один.

«Тревожный палец» - это палец, предназначенный для запуска специального режима защиты от разбойного нападения.

«Палец временного водителя» - это палец, позволяющий отключать реле дистанционной блокировки при использовании автомобиля на станциях сервисного обслуживания.

В памяти системы может быть сохранено до 10 отпечатков.

После занесения хотя бы одного отпечатка пальца система готова к работе.

Добавление новых отпечатков в систему возможно, если в нее уже занесен «мастер палец» и в блоке хранения 10 есть свободная память для занесения новых пользователей.

Все упомянутые выше процедуры, а также процедура удаления

отпечатков из памяти системы осуществляются с помощью блока биометрической идентификации 1, кнопки 24 входа в режим сервисного обслуживания и концевого датчика 25 педали тормоза. При этом из системы можно удалять не только отпечатки пальцев всех пользователей, но и отпечаток пальца владельца автомобиля.

СТАНДАРТНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ

Водитель или другое лицо, обладающее правами санкционированного доступа, садится в автомобиль, плотно закрывает дверь и включает зажигание. Прерывистый сигнал блока 14 звуковой индикации и мигание красного 12 и зеленого 13 индикаторов извещают пользователя о том, что он может приложить палец к сканеру 6. В течение 10 секунд водитель должен приложить палец к поверхности сканера 6 и удерживать его до звукового сигнала. При этом из блока 9 управления сканером подается сигнал в блок 7 регистрации и преобразования изображения отпечатка пальца в биометрический код, из которого в сканер 6 подается запрос на получение отпечатка пальца. В сканере 6 отпечаток снимается и передается в блок 7, в котором формируется его биометрический код. Из блока 7 закодированное изображение поступает в блок 8 сравнения, в котором происходит его сравнение со всеми кодами, хранящимися в блоке 10 хранения отпечатков пальцев.

В случае удачной идентификации отпечатка пальца система просигнализирует миганием зеленого индикатора 13 и мелодичным сигналом блока 14 звуковой индикации, при этом блок 9 управления сканером через контроллер 15 по штатной проводке 18 автомобиля подаст разрешающий сигнал на реле 3, 4 дистанционной блокировки и реле 5 дистанционного управления замком 20 капота, при этом замок 20 капота откроется. В противном случае загорится красный индикатор 12, а звуковой сигнал будет длительным и однотонным.

Если в автомобиле установлено реле 3 дистанционной блокировки типа RDU или RDUK, то при неудачной идентификации загорится красный

индикатор 12 и после звукового сигнала исполнительное реле заглушит двигатель.

Если в автомобиле установлено реле 4 дистанционной блокировки типа RDD, то при неудачной идентификации загорится красный индикатор 12 и после звукового сигнала исполнительное реле RDD перейдет в режим блокировки движения. Двигатель будет заглушен в том случае, если движение либо уже начато, либо при попытке начать движение. Если автомобиль неподвижен, двигатель будет продолжать работать. Этот режим можно использовать, например, для дистанционного пуска двигателя.

Если в автомобиле установлено реле 5 дистанционного управления замком 20 капота, то при неудачной идентификации замок капота закроется.

Заявляемая система имеет продуманную защиту от разбойных нападений. Это режим «тревожного пальца», а также возможность контроля открытия двери водителя.

РЕЖИМ «ТРЕВОЖНЫЙ ПАЛЕЦ»

В системе предусмотрен специальный защитный режим работы, который активируется, если в момент определения пользователя приложить к сканеру 6 палец, который определен как «тревожный».

После приложения во время запроса «тревожного пальца» система имитирует штатный режим работы - автомобиль готов к движению. Однако через 5 минут после активации данного режима система заблокирует движение автомобиля.

КОНТРОЛЬ ОТКРЫТИЯ ДВЕРИ ВОДИТЕЛЯ

В системе предусмотрен режим обработки концевого выключателя двери водителя, позволяющий в случае принуждения третьими лицами пользователя, обладающего правами санкционированного доступа, покинуть автомобиль, защитить его от угона. Работает он следующим

образом.

Если водительская дверь автомобиля была открыта более чем на две секунды и после этого была нажата педаль тормоза (концевой датчик 26 педали тормоза), то система звуковыми и световыми сигналами информирует водителя о необходимости пройти процедуру определения пользователя. Далее система работает так же, как и при обычном прохождении идентификации.

Если за рулем автомобиля в этот момент находится лицо, не имеющее права управления, то система заблокирует движение автомобиля.

РЕЖИМ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В режиме сервисного обслуживания противоугонные функции системы отключены, световые индикаторы 12, 13 не горят. Указанный режим предусмотрен для передачи автомобиля на сервисное обслуживание в случае, если владелец автомобиля не хочет раскрывать факт установки на автомобиль противоугонной системы или регистрировать новых пользователей. Предусмотрены два варианта активизации данного режима работы системы - с использованием сканера 6 отпечатков пальцев или с помощью секретного кода.

Последний вариант предназначен для аварийного отключения системы в случае повреждения сканера.

ВХОД В РЕЖИМ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Для входа в режим сервисного обслуживания пользователь должен включить зажигание и пройти стандартную процедуру идентификации. После этого с помощью кнопки 24 входа в режим сервисного обслуживания и приложения пальца к сканеру 6 в случае удачной идентификации осуществляется переход в режим сервисного обслуживания, который занимает около 15 секунд. Во время передачи команды зеленый индикатор 13 будет мигать. Все противоугонные функции системы отключены, и она будет оставаться в этом режиме сколь

угодно длительное время, вплоть до процедуры выхода из режима.

ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Для выхода из режима сервисного обслуживания также необходимо выполнить ряд последовательных действий, используя кнопку 24 входа в режим сервисного обслуживания и приложение пальца к сканеру 6. Процесс выхода из режима занимает около 15 секунд. Во время передачи команды зеленый индикатор 13 будет мигать. По окончании система будет работать в стандартном режиме - все противоугонные функции включены.

АВАРИЙНЫЙ ВХОД В РЕЖИМ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОЧИСТКА ПАМЯТИ СИСТЕМЫ

В случае повреждения сканера 6 в системе предусмотрена возможность аварийного входа в режим сервисного обслуживания, которая осуществляется введением PIN-кода системы с помощью кнопки 24 входа в режим сервисного обслуживания и концевого датчика 25 педали тормоза. Для этого необходимо сделать следующее:

- нажать кнопку 24 входа в режим сервисного обслуживания и удерживать ее;

- включить зажигание, после чего прозвучит сигнал зуммера;

- отпустить кнопку 24 входа в режим сервисного обслуживания;

- ввести pin-код системы, используя кнопку 24 входа в режим сервисного обслуживания и концевой датчика 25 педали тормоза.

Для ввода PIN-кода наберите цифру. Для этого, нажмите кнопку 24 входа в режим сервисного обслуживания количество раз, равное набираемой цифре PIN-кода (например, цифра «0» - 0 нажатий, цифра «9» - 9 нажатий). Каждое нажатие сопровождается подтверждающим звуковым сигналом. После этого необходимо подтвердить ввод набранной цифры PIN-кода. Для этого, нажмите педаль тормоза (концевой датчик 25). Система подтвердит правильность ввода цифры звуковым сигналом блока 14 звуковой индикации. При соответствии PIN-кода набранным цифрам

система просигнализирует миганием зеленого индикатора 13 и мелодичным сигналом блока 14 звуковой индикации. Если PIN-код был введен неверно, загорится красный индикатор 12, а сигнал блока 14 звуковой индикации будет длительным и однотонным. В таком случае нужно выключить зажигание и повторить процедуру ввода сначала. При корректном завершении этой операции система перейдет в режим сервисного обслуживания, и все отпечатки из ее памяти (включая «мастер палец»), будут удалены. Система будет оставаться в этом режиме сколь угодно длительное время, вплоть до процедуры занесения нового «мастер пальца».

Автомобильная противоугонная система в соответствии с п.6 формулы полезной модели, как и в первом варианте полезной модели, состоит из блока биометрической идентификации (ББИ) 28, контрольного блока 29 и трех реле 30, 31 и 32 дистанционной блокировки (см. фиг.2).

В ББИ 28 входят следующие блоки и элементы:

33 - сканер;

34 - блок регистрации и преобразования изображения отпечатка пальца в биометрический код;

35 - блок сравнения;

36 - блок управления сканером;

37 - блок хранения отпечатков пальцев;

38 - блок световой индикации, включающий красный 39 и зеленый 40 индикаторы. Блок 38 световой индикации подключен к выходам блока 36 управления сканером, соединенного с блоком 35 сравнения. Индикаторы - красный 39 и зеленый 40 блока 38 световой индикации расположены в непосредственной близости от поверхности сканера 33.

41 - блок звуковой индикации, подключен к выходу блока 36 управления сканером и установлен в корпусе сканера 33.

Контрольный блок 29 состоит из контроллера 42 и блока 43 задания режимов работы системы. Вход запуска контроллера 42 подключен к

системе зажигания 44, а выход запуска - к внешним электронным модулям 45 противоугонной системы. Управляющий выход контроллера 42 соединен с пусковым входом ББИ 28, а режимный вход контроллера 42 соединен с выходом блока 43 задания режимов работы системы.

По штатной проводке 46 автомобиля контроллер 42 имеет возможность соединения с реле 30 дистанционной блокировки, реле 31 дистанционной блокировки с датчиком движения 47 и реле 32 дистанционного управления замком 48 капота. Реле 30, 31 и 32 состоят из идентичных последовательно соединенных блоков 49 приема команд, блоков 50 анализа команд и блоков 51 управления исполнительными устройствами.

Блок 49 приема команд предназначен для обнаружения и декодирования команд, получаемых по штатной проводке автомобиля от контроллера 42.

Блок 50 анализа команд предназначен для выдачи команд на блок 51 в соответствии с командой, полученной от блока 49 приема команд, анализа состояния реле, устранения возможных сбоев, анализа активности контроллера 42 на остановку автомобиля в случае повреждения главного модуля системы - контрольного блока 29.

Блок 51 управления исполнительными устройствами предназначен для непосредственного управления блокируемыми цепями и системами автомобиля.

К входу контроллера 42 подключены также следующие элементы: кнопка 52 входа в режим сервисного обслуживания, концевой датчик 53 педали тормоза, и два концевых выключателя двери водителя 54, 55.

Обучающее устройство системы представляет собой персональный компьютер 56 с обучающей программой (ОП), удовлетворяющий следующим требованиям: тактовая частота не ниже 600 MHz, объем оперативной памяти - 128 Мб и выше, свободное пространство на HDD для установки программы не менее 5 Мб, наличие на компьютере привода

CD-ROM, наличие на компьютере USB, операционная система Windows.

На контроллере 42 установлен USB-разъем 57, с помощью которого обучающий вход контроллера 42 соединяется с персональным компьютером 56.

Контроллер 42 снабжен двумя интеграционными выходами: выходом 58 тревожной идентификации и, выходом 59 положительной идентификации, предназначенными для интеграции противоугонной системы с другими охранными системами автомобиля.

Данный вариант автомобильной противоугонной системы на основе биометрической идентификации работает следующим образом.

Специфика работы второго варианта противоугонной системы заключается в том, что обучающее устройство системы, представляющее собой персональный компьютер 56 с программным обеспечением (обучающей программой), позволяет пользователю самостоятельно производить все необходимые операции с противоугонной системой, а именно:

- включать/выключать режим контроля открытия двери водителя;

- осуществлять контроль правильности подключения и функционирования системы;

- назначать параметры выходов, необходимые для интеграции с другими системами.

Программное обеспечение второго варианта противоугонной системы состоит из набора следующих последовательных окон:

- информационное окно;

- окно подключения;

- окно ввода PIN-кода;

- окно контроля функционирования системы;

- окна настройки интеграционных сигналов.

Каждое из окон отвечает за выполнение определенных операций с системой.

Таким образом, в заявляемой полезной модели, как в первом, так и во втором варианте появилась возможность существенного расширения функциональных возможностей автомобильной противоугонной системы при одновременном повышении удобства ее эксплуатации.

1. Автомобильная противоугонная система на основе биометрической идентификации, содержащая блок биометрической идентификации, включающий сканер, выход которого подключен к блоку регистрации и преобразования изображения отпечатка пальца в биометрический код, первый выход которого подключен к блоку сравнения, соединенному своим выходом с входом блока хранения отпечатков пальцев, второй выход подключен к блоку хранения отпечатков пальцев, а третий - к блоку управления сканером, контрольный блок, состоящий из контроллера, входом запуска подключенного к системе зажигания, а управляющим выходом - к пусковому входу блока биометрической идентификации, блока задания режимов работы системы, выход которого соединен с режимным входом контроллера, обучающее устройство, и блок звуковой индикации, отличающаяся тем, что в блок биометрической идентификации дополнительно введен блок световой индикации, подключенный к выходам блока управления сканером, соединенного с блоком сравнения, при этом индикаторы блока световой индикации расположены в непосредственной близости от поверхности сканера, а блок звуковой индикации подключен к выходу блока управления сканером и установлен в корпусе сканера, контроллер выполнен с возможностью соединения по штатной проводке автомобиля, по меньшей мере, с одним реле дистанционной блокировки, состоящим из последовательно соединенных блока приема команд, блока анализа команд и блока управления исполнительными устройствами, а также с возможностью подключения кнопки входа в режим сервисного обслуживания, концевого датчика педали тормоза и двух концевых выключателей двери водителя, при этом элементами обучающего устройства являются кнопка входа в режим сервисного обслуживания, концевой датчик педали тормоза и блок биометрической идентификации.

2. Автомобильная противоугонная система по п.1, отличающаяся тем, что контроллер по штатной проводке автомобиля соединен с реле дистанционной блокировки, оснащенным датчиком движения.

3. Автомобильная противоугонная система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что контроллер по штатной проводке автомобиля соединен с реле дистанционного управления замком капота, подключенным к системе зажигания.

4. Автомобильная противоугонная система на основе биометрической идентификации, содержащая блок биометрической идентификации, включающий сканер, выход которого подключен к блоку регистрации и преобразования изображения отпечатка пальца в биометрический код, первый выход которого подключен к блоку сравнения, соединенному своим выходом с входом блока хранения отпечатков пальцев, второй выход подключен к блоку хранения отпечатков пальцев, а третий - к блоку управления сканером, контрольный блок, состоящий из контроллера, входом запуска подключенного к системе зажигания, выходом запуска - к внешним электронным модулям противоугонной системы, а управляющим выходом - к пусковому входу блока биометрической идентификации, блока задания режимов работы системы, выход которого соединен с режимным входом контроллера, обучающее устройство, выполненное в виде персонального компьютера с обучающей программой, и блок звуковой индикации, отличающаяся тем, что в блок биометрической идентификации дополнительно введен блок световой индикации, подключенный к выходам блока управления сканером, соединенного с блоком сравнения, при этом индикаторы блока световой индикации расположены в непосредственной близости от поверхности сканера, а блок звуковой индикации подключен к выходу блока управления сканером и установлен в корпусе сканера, контроллер выполнен с возможностью соединения по штатной проводке автомобиля, по меньшей мере, с одним реле дистанционной блокировки, состоящим из последовательно соединенных блока приема команд, блока анализа команд и блока управления исполнительными устройствами, а также с возможностью подключения кнопки входа в режим сервисного обслуживания, концевого датчика педали тормоза и двух концевых выключателей двери водителя, при этом контроллер выполнен с возможностью соединения его обучающего входа с персональным компьютером.

5. Автомобильная противоугонная система по п.4, отличающаяся тем, что контроллер по штатной проводке автомобиля соединен с реле дистанционной блокировки, оснащенным датчиком движения.

6. Автомобильная противоугонная система по п.4 или 5, отличающаяся тем, что контроллер по штатной проводке автомобиля соединен с реле дистанционного управления замком капота, подключенным к системе зажигания.



 

Похожие патенты:
Наверх