Токоприемник транспортного средства

 

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно к токосъемным устройствам электроподвижного состава. Целью полезной модели является уменьшение аэродинамического воздействия встречного воздушного потока и улучшение охлаждения контактного элемента токоприемника транспортного средства. Указанная цель достигается тем, что контактный элемент известного токоприемника, снабжен канавками, выполненными на его рабочей поверхности в направлении движения транспортного средства, при этом глубина каждой канавки не меньше величины допустимого износа контактного элемента.

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно к токосъемным устройствам электроподвижного состава.

Наиболее близким к заявленному является токоприемник транспортного средства, оснащенный упругим элементом, усилие от которого через поворотную штангу, шарнирно закрепленную на основании токоприемника, передается на токосъемный элемент, взаимодействующий с токопроводом (А.с. №1801808 SU, МКИ В 60 L 5/39. Токоприемное устройство / Емельянов А.Г., Сидоров О.А., Михеев В.П., Кротенко Е.А. // Бюл. №10, 1993).

К недостаткам известного токоприемника можно отнести невозможность компенсации аэродинамического воздействия встречного воздушного потока при повышенных скоростях движения электроподвижного состава. Это связано с тем, что в отличие от устройств токосъема магистральных электрических железных дорог в системах токосъема с жестким токопроводом (метрополитен, монорельсовый транспорт) ширина контактного элемента соизмерима с шириной рабочей поверхности токопровода. При высоких скоростях движения встречный воздушный поток, попадая в зону контакта, вызывает дополнительную опускающую силу, действующую на набегающий край контактного элемента, что ведет к уменьшению нажатия вплоть до возникновения отрывов и появления искрения. Кроме того, при больших рабочих токах в процессе эксплуатации возникает перегрев контактного элемента вследствие недостаточного охлаждения.

Предлагаемый токоприемник транспортного средства позволяет устранить указанные выше недостатки.

Целью полезной модели является уменьшение аэродинамического воздействия встречного воздушного потока и улучшение охлаждения контактного элемента токоприемника транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что в известном токоприемнике транспортного средства, содержащем поворотную штангу, шарнирно закрепленную на основании, и снабженную упругим элементом, усилие от которого передается на взаимодействующий с токопроводом контактный элемент, последний оснащен канавками, выполненными на его рабочей поверхности в направлении движения транспортного средства, при этом глубина каждой канавки не меньше величины допустимого износа контактного элемента.

На фиг.1 представлена кинематическая схема предлагаемого токоприемника транспортного средства, на фиг.2 - общий вид контактного элемента.

Токоприемник транспортного средства содержит шарнирно закрепленную на основании 2 поворотную штангу 1, снабженную упругим элементом 3, усилие от которого передается на взаимодействующий с токопроводом 5 контактный элемент 4, который снабжен канавками 6, выполненными на его рабочей поверхности в направлении движения транспортного средства, при этом глубина каждой канавки 6 не меньше величины допустимого износа контактного элемента 4.

Токоприемник работает следующим образом.

Контактный элемент 4, установленный на поворотной штанге 1, оснащенной упругим элементом 3 и шарнирно закрепленной на основании 2, взаимодействует с токопроводом 5. При высоких скоростях движения электроподвижного состава вертикальная составляющая силы встречного воздушного потока, действующего на набегающий край контактного элемента 4, может превысить величину контактного нажатия, что приведет к частичному или полному отрыву контактного элемента 4 от токопровода 5. На рабочей

поверхности контактного элемента 4 в направлении движения электроподвижного состава выполнены канавки 6. Часть воздушного потока, проходя по канавкам 6, снижает аэродинамическое воздействие на контактный элемент 4, тем самым, стабилизируя контактное нажатие и уменьшая вероятность возникновения отрывов токоприемника от токопровода 5 и появления искрения. Глубина канавок 6 выбирается такой, чтобы в течение всего срока эксплуатации контактного элемента 4 вплоть до достижения его предельного износа, канавки 6 при этом продолжали бы выполнять свои функции. Форма канавок 6 (прямоугольная, трапецеидальная, полукруглая и др.) выбирается с учетом возможного уменьшения толщины контактного элемента 4 вследствие его износа и изменения в этой связи вертикальной составляющей аэродинамического воздействия.

Кроме того, воздушный поток, проходящий по канавкам 6, обеспечивает принудительное охлаждение контактного элемента 4 за счет увеличения площади поверхности охлаждения благодаря наличию боковых стенок канавок 6.

Внедрение предлагаемого токоприемника позволит обеспечить надежный и экономичный токосъем при высоких скоростях движения электроподвижного состава за счет уменьшения эксплуатационных расходов, связанных с повышенным износом контактных элементов.

Токоприемник транспортного средства, содержащий поворотную штангу, шарнирно закрепленную на основании, и снабженную упругим элементом, усилие от которого передается на контактный элемент, взаимодействующий с токопроводом, отличающийся тем, что, с целью уменьшения аэродинамического воздействия встречного воздушного потока и улучшения охлаждения контактного элемента, последний снабжен канавками, выполненными на его рабочей поверхности в направлении движения транспортного средства, при этом глубина каждой канавки не меньше величины допустимого износа контактного элемента.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам для линий энергоснабжения, в частности к контактным углеродным прессованным вставкам токоприемников троллейбусов с низкой стоимостью ремонта.

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам для линий энергоснабжения, в частности к контактным углеродным прессованным вставкам токоприемников троллейбусов с низкой стоимостью ремонта.

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно к устройствам для скользящего токосъема, преимущественно для железнодорожного электротранспорта

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно к токосъемным устройствам электрического транспорта
Наверх