Посадочно-поисковая фара
Полезная модель относится к светотехнике, в частности, к электрооборудованию летательных аппаратов, и может быть использована, например, для отыскания посадочной площадки и выполнения посадки вертолета при отсутствии наземных осветительных средств в ночное время и ухудшенных метеорологических условиях, а также для освещения места аварийно-спасательных работ, как в области видимого спектра излучения, так и в области инфракрасного (ИК) излучения с применением очков ночного видения (ОНВ) на основе электронно-оптических преобразователей III поколения. Посадочно-поисковая фара, содержащая выдвижную часть со светооптической системой, на противоположных сторонах которой расположены источники излучения видимого и инфракрасного диапазонов, привод выдвижной части и электронный блок управления, при этом в качестве источника излучения видимого диапазона используют лампу-фару, а инфракрасного диапазона - излучающие диоды инфракрасного диапазона, разделенные между собой ребрами охлаждения. Технический результат заключается в повышении эффективности работы устройства, а также повышении надежности и срока его службы при сокращении времени обслуживания и повышении устойчивости к механическим воздействиям. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Полезная модель относится к светотехнике, в частности, к электрооборудованию летательных аппаратов, и может быть использована, например, для отыскания посадочной площадки и выполнения посадки вертолета при отсутствии наземных осветительных средств в ночное время и ухудшенных метеорологических условиях, а также для освещения места аварийно-спасательных работ, как в области видимого спектра излучения, так и в области инфракрасного (ИК) излучения с применением очков ночного видения (ОНВ) на основе электронно-оптических преобразователей III поколения.
Наиболее близким по технической сущности к предложенному устройству является устройство фары вертолета и других летательных аппаратов, содержащее источник ИК излучения, в качестве которого используют элементы накаливания, расположенные вместе с элементами накаливания видимого света внутри светооптической системы, при этом каждый элемент имеет свою отражающую систему, а излучение элементов накала обоих диапазонов направлено в одну сторону. (Патент США 5695272, F 21 V 9/00, 1997).
Недостатками известного устройства являются невысокий КПД ИК-излучателей, работающих на элементах накаливания, низкая эффективность отражающей системы в связи с ее многоячеистостью, а также невозможность полного использования площади отражающей системы из-за того, что 2/3 ее занимают элементы накала видимого света.
Задача настоящего технического решения заключается в создании светового прибора, работающего в двух диапазонах оптического излучения: в видимом диапазоне длин волн без применения ОНВ и в инфракрасном диапазоне волн с применением ОНВ.
Технический результат заключается в повышении эффективности работы устройства, а также повышении надежности и срока его службы при сокращении времени обслуживания и повышении устойчивости к механическим воздействиям.
Поставленная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что в посадочно-поисковой фаре, содержащей выдвижную часть со светооптической системой с источниками излучения видимого и инфракрасного
диапазонов, привод выдвижной части и электронный блок управления, источники излучения видимого и инфракрасного диапазонов расположены на противоположных сторонах светооптической системы, при этом в качестве источника излучения видимого диапазона используют лампу-фару, а инфракрасного диапазона - излучающие диоды инфракрасного диапазона, разделенные между собой ребрами охлаждения.
Предпочтительно, что источник излучения инфракрасного диапазона содержит восемнадцать излучающих диодов инфракрасного диапазона.
Полезная модель поясняется чертежами.
На Фиг.1 изображен вид посадочно-поисковой фары сбоку; на Фиг.2 - то же, вид в плане.
Посадочно-поисковая фара (Фиг.1 и Фиг.2) содержит основание 1, на котором установлены механизм выпуска-уборки 2, выдвижная часть фары со светооптической системой 3, состоящей из лампы-фары видимого диапазона длин волн 4 и ИК-излучателя, содержащего восемнадцать излучающих диодов инфракрасного диапазона 5 и снабженного теплоотводящими элементами - ребрами охлаждения 6, отделяющими излучающие диоды один от другого, механизм поворота 7, электрический соединитель 8 и электронный блок 9.
Основание 1 служит для монтажа на нем всех частей фары и закрепления ее на объекте (например, вертолете). Электрический соединитель 8 предназначен для подключения электрических цепей фары к бортовой сети объекта. Электронный блок 9 предназначен для управления работой фары.
Использование в качестве источника видимого излучения классического источника света - лампы-фары обеспечивает надежные параметры излучения в видимом диапазоне.
Количество диодов определяется габаритными размерами лампы-фары, их мощностью и конструктивного расположения с учетом необходимой поверхности теплоотвода.
Размещение на одной стороне светооптической системы источника видимого излучения, а на другой стороне источника инфракрасного излучения позволяет разместить максимальное количество мощных полупроводниковых источников ИК-излучения, занимающих всю наружную заднюю поверхность светооптической системы фары, и снабдить их ребрами охлаждения, отделяющими излучающие диоды инфракрасного излучения один от другого, что позволяет создать ИК-излучатель с максимальной силой излучения и с необходимой поверхностью теплоотвода для
обеспечения тепловых режимов работы источников ИК-излучения. При этом, излучения видимого и инфракрасного диапазонов направлены в противоположные стороны.
Управление работой фары дистанционное и осуществляется с пульта управления объекта (на чертежах не показан).
При применении фары светооптическая система используется либо в области видимого спектра излучения, либо в области ИК-излучения, за счет включения необходимого источника излучения и поворота его в направлении освещаемого объекта. Разворот светооптической системы фары на 180° при включении ИК-излучения осуществляется автоматически.
Светооптическая система 3 поисково-посадочной фары может выдвигаться на любой угол в пределах от 0 до 120° механизмом выпуска-уборки 2, а также при помощи механизма поворота 7 она может поворачиваться вправо и влево. Вращение в обе стороны не ограничено. Уборка светооптической системы 3 может производиться из любого выпущенного и повернутого положения, при этом светооптическая система 3 автоматически возвращается в исходное положение. При отключении питания лампы-фары 4 или ИК-излучателя 5 светооптическая система 3 также возвращается в исходное положение.
Предложенная конструкция фары за счет того, что лампа-фара видимого диапазона длин волн и ИК-излучатель расположены на противоположных сторонах светооптической системы, а также за счет того, что ИК-излучатель выполнен на основе излучающих диодов инфракрасного диапазона, позволяет увеличить силу излучения ИК-излучателя, сократить энергопотребление, повысить надежность и срок службы фары, а снабжение ИК-излучателя теплоотводящими элементами 6, отделяющими излучающие диоды 5 один от другого, позволяет улучшить условия для обеспечения оптических параметров излучения и тепловые режимы светооптической системы.
Сокращение времени обслуживания достигается за счет исключения работ по замене источников ИК-излучателя, т.к. ресурс ИК-диодов составляет величину 50000-10000 часов работы и на практике не требует замены или ремонта в течение всего срока службы объекта, тогда как излучатели с элементами накаливания могут перегорать.
Повышение надежности к механическим воздействиям ИК-излучателя, достигается за счет применения в ИК-диодов, где ИК-излучение создается кристаллом имеющим большую прочность и жесткость по сравнению с элементами накаливания на основе спирали из проволоки с высоким электрическим сопротивлением.
Таким образом, предложенная поисково-посадочная фара обладает более высокой эффективностью работы, что позволяет существенно улучшить условия для выполнения поисковых работ в режиме скрытого полета, для отыскания посадочной площадки и выполнения посадки вертолета при отсутствии наземных осветительных средств в ночное время и ухудшенных метеорологических условиях, а также для освещения места аварийно-спасательных работ, как в области видимого спектра излучения, так и в области инфракрасного излучения с применением очков ночного видения.
1. Посадочно-поисковая фара, содержащая выдвижную часть со светооптической системой с источниками излучения видимого и инфракрасного диапазонов, привод выдвижной части и электронный блок управления, отличающаяся тем, что источники излучения видимого и инфракрасного диапазонов расположены на противоположных сторонах светооптической системы, при этом в качестве источника излучения видимого диапазона используют лампу-фару, а инфракрасного диапазона - излучающие диоды инфракрасного диапазона, разделенные между собой ребрами охлаждения.
2. Посадочно-поисковая фара по п.1, отличающаяся тем, что источник излучения инфракрасного диапазона содержит восемнадцать излучающих диодов инфракрасного диапазона.