Малогабаритный трактор

 

Полезная модель относится к машиностроению. Малогабаритный трактор содержит раму из трубчатых элементов, выполненную из горизонтально расположенного элемента, несущего на одном конце опору для размещения подшипника, а другой конец которого прикреплен к вертикальной стойке, закрепленной на кожухе задней оси, сиденье, смонтированное на другом конце вертикальной стойки, рулевую вилку, выполненную из вертикальной стойки, на верхней части которой смонтирован с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси на 180° относительно вертикальной стойки рулевой вилки в направлении от сиденья руль с органами управления двигателем. Рулевая вилка выполнена с возможностью поворота на 180° вокруг вертикальной оси, проходящей через подшипник в опоре. Нижняя часть стойки рулевой вилки выполнена в виде кронштейна, жестко связанного с поперечиной, на которой выполнено гнездо для размещения подшипника под опору горизонтально расположенного трубчатого элемента и которая выполнена с боковыми опорами для размещения передних спаренных колес, к которым прикреплена ведомая звездочка цепной передачи, ведущая звездочка которой закреплена оси выходном валу двигателя, закрепленного на вертикальной стойке рулевой вилки выше кронштейна и ниже руля и со стороны, противоположной размещению кронштейна на указанной стойке. Все колеса установлены в двухрядных подшипниках.

Полезная модель относится к машиностроению, в частности, касается конструкции малогабаритного колесного трактора, используемого для транспортировки грузов на приусадебном участке или производства технологических работ при присоединении к нему дополнительного целевого оборудования. Трактор так же может использоваться в качестве транспортного средства для перемещения на расстояния.

Известен малогабаритный трактор, содержащий раму, выполненную из горизонтально расположенного трубчатого элемента, несущего на одном конце опору для размещения подшипника, а другой конец которого прикреплен к вертикальной стойке, закрепленной на кожухе задней оси, продольная ось которого расположена перпендикулярно продольной оси трубчатого элемента, сиденье, смонтированное на другом конце вертикальной стойки, задние колеса, смонтированные в подшипниковых узлах на кожухе задней оси, тормозной механизм для по крайней мере одного заднего колеса, рулевую вилку, выполненную из вертикальной стойки, на верхней части которой смонтирован руль с органами управления двигателем, а нижняя часть которой выполнена в виде кронштейна, жестко связанного с поперечиной, на которой выполнено гнездо для размещения подшипника под опору горизонтально расположенного трубчатого элемента и которая выполнена с боковыми опорами для размещения передних спаренных колес, к которым прикреплена ведомая звездочка цепной передачи, ведущая звездочка которой закреплена оси выходном валу двигателя, закрепленного на вертикальной стойке рулевой вилки, а так же прикрепленная снизу к горизонтально расположенному трубчатому элементу подножка (Статья «Микрон» ... в огороде», журнал «Для умелых рук» Приложение к журналу «Юный техник», №4, 1981 г., стр.1-4).

Недостатком известного малогабаритного трактора является то, что при простоте конструкции в его реализации использованы такие конструктивные решения, которые по сложности исполнения не соотносятся с простотой конструкции самого трактора и решаемыми им задачами. Например, исполнение рамы из профиля замкнутого коробчатого сечения усложняет и

удорожает ее по сравнению с рамой, выполненной трубчатой. Введение в колеса подшипниковых узлов из двух разнесенных однорядных подшипников, как правило, используется для позиционирования колес, имеющих подвеску и работающих в повышенных нагрузках. В таком малогабаритном тракторе, рассчитанном на вес только одного взрослого человека использование таких подшипниковых узлов нерационально. Недостаточно продуманная компоновка двигателя на рулевой вилке за счет низкого расположения кик-стартера не позволяет осуществить простое решение заднего хода за счет полного разворота рулевой вилки на 180°.

Настоящая полезная модель направлена на решение технической задачи по повышению маневренности за счет обеспечения полного поворота назад всей рулевой вилки с разворотом и самого руля, а так же повышении конструкционной надежности за счет упрощения схем крепления колес и выполнения рамы из отрезков трубы.

Достигаемый при этом технический результат заключается в упрощении конструкции, снижении ее стоимости, веса и повышении маневренности.

Указанный технический результат достигается тем, что в малогабаритном тракторе, содержащем раму, выполненную из горизонтально расположенного трубчатого элемента, несущего на одном конце опору для размещения подшипника, а другой конец которого прикреплен к вертикальной стойке, закрепленной на кожухе задней оси, продольная ось которого расположена перпендикулярно продольной оси трубчатого элемента, сиденье, смонтированное на другом конце вертикальной стойки, задние колеса, смонтированные в подшипниковых узлах на кожухе задней оси, тормозной механизм для по крайней мере одного заднего колеса, рулевую вилку, выполненную из вертикальной стойки, на верхней части которой смонтирован руль с органами управления двигателем, а нижняя часть которой выполнена в виде кронштейна, жестко связанного с поперечиной, на которой выполнено гнездо для размещения подшипника под опору горизонтально расположенного трубчатого элемента и которая выполнена с боковыми опорами для размещения передних спаренных колес, к которым прикреплена ведомая звездочка цепной передачи, ведущая звездочка которой закреплена оси выходном валу двигателя, закрепленного на вертикальной стойке рулевой вилки, а так же прикрепленная снизу к горизонтально расположенному

трубчатому элементу подножка, рама и подножка выполнены из трубчатых элементов, рулевая вилка выполнена с возможностью поворота на 180° вокруг вертикально оси, проходящей через подшипник в опоре, руль с рычажными органами управления двигателем выполнен с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси на 180° относительно вертикальной стойки рулевой вилки в направлении от сиденья, а подшипник для каждого заднего колеса и подшипник для передних спаренных колес выполнены двухрядными, двигатель закреплен на вертикальной стойке рулевой вилки выше кронштейна и ниже руля и со стороны, противоположной размещению кронштейна на указанной стойке, а тормозной механизм выполнен в виде стояночного тормоза.

Указанные признаки существенны и взаимосвязаны между собой с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата.

Настоящая полезная модель поясняется конкретным примером, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения приведенной совокупностью признаков требуемого технического результата.

На фиг.1 представлен малогабаритный трактор с положением рулевой вилки, соответствующим движению вперед;

фиг.2 - то же, что на фиг.1, положение рулевой вилки, соответствующее движению назад.

Согласно настоящей полезной модели малогабаритный трактор содержит раму, выполненную из горизонтально расположенного трубчатого элемента 1, несущего на одном конце опору 2 для размещения подшипника 3, а другой конец которого прикреплен к вертикальной стойке 4, закрепленной на кожухе 5 задней оси, продольная ось которого расположена перпендикулярно продольной оси трубчатого элемента. Сиденье 6 смонтировано на другом конце вертикальной стойки 4. Снизу к горизонтально расположенному трубчатому элементу прикреплена подножка 7. Рама и подножка выполнены из трубчатых элементов.

На кожухе задней оси смонтированы в подшипниковых узлах задние колеса 8. При этом подшипниковый узел для каждого заднего колеса представляет собой один двухрядный подшипник, закрепленный на кожухе и в

ступице колеса. Кроме того, имеется тормозной механизм 9 для по крайней мере одного заднего колеса.

Рулевая вилка выполнена из вертикальной стойки 10, на верхней части которой смонтирован руль 11 с органами управления 12 двигателем и переключением передач. Нижняя часть стойки 10 выполнена в виде горизонтально расположенного кронштейна 13, жестко связанного с поперечиной 14, на которой выполнено гнездо для размещения подшипника 3 под опору горизонтально расположенного трубчатого элемента 1. Кронштейн связан (приварен) к поперечине через опору 15 для образования зазора между ними под место размещения подшипника с опорой горизонтально расположенного трубчатого элемента.

Поперечина 14 выполнена с боковыми опорами 16 для размещения передних спаренных колес 17, к которым прикреплена ведомая звездочка 18 цепной передачи 19, ведущая звездочка которой закреплена на оси выходного вала двигателя. Передние спаренные колеса смонтированы на одном двухрядном подшипнике.

Двигатель закреплен на вертикальной стойке 10 рулевой вилки выше кронштейна 13 и ниже руля 11 и со стороны, противоположной размещению кронштейна 13 на указанной стойке.

При этом рулевая вилка выполнена с возможностью поворота на 180° вокруг вертикально оси, проходящей через подшипник в опоре, а руль с рычажными органами управления выполнен с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси на 180° относительно вертикальной стойки рулевой вилки в направлении от сиденья.

Для малогабаритного трактора использованы колеса, двигатель мощностью 7,5 л. с. с принудительным воздушным обдувом, совмещенный с трехступенчатой коробкой передач, органы управления двигателем и передачей от мотороллера «Вятка». Но могут быть использованы аналогичные узлы и от любого другого маломощного транспортного средства. Остальные узлы и детали - это профили и подшипники обще машиностроительного назначения.

Для движения вперед (фиг.1) необходимо завести кик-стартером двигатель, переключиться на первую передачу и плавно, регулируя подачу топлива изменением положения рычажка 20. закрепленного на стойке 10,

тронуться с места. Так как в качестве трансмиссии использован уже готовый трансмиссионный блок мотороллера, то в части управления движением трактор не отличается от мотороллера. Что же касается остановки, то учитывая небольшую мощность двигателя, при сбросе газа сопротивление по сцеплению со стороны дороги настолько велико, что трактор сам в режиме короткого наката останавливается. А в остановленном состоянии трактор может быть поставлен на тормоз за счет жесткой блокировки ступицы с кожухом любым известным механизмом.

Особенностью заявленного малогабаритного трактора является то, что силовой агрегат полностью смонтирован на рулевой вилке, связанной с рамой с возможностью поворота влево и вправо вокруг подшипника. Учитывая данное обстоятельство, стало возможным обеспечить реверс трактора за счет разворота рулевой вилки вокруг оси подшипника на 180°. При этом руль так же переворачивается на 180°. В этом положении рычаги управления на руле оказываются перевернутыми, но это не мешает управлению, так как эти рычаги управляются от сжатия, то есть управление агрегатом определяется степенью прижатия ручки рычага к самому рулю. Поворот рулевой вилки на 180° определяется тем, что двигатель выведен за плоскость разворота и расположен выше кронштейна.

Выполнение рамы из трубчатых элементов позволяет использовать дешевый профиль при сохранении той же прочности рамы, которая обеспечивалась прямоугольной формой в сечении профилем. Изменение схемы разнесенных подшипников для колес на применение одного двухрядного подшипника для каждого колеса позволяет существенно упростить схему крепления колес при сохранении их несущей способности и фиксированного положения относительно рамы, но при этом уменьшается вес трактора. Обеспечение разворота рулевой вилки и руля позволяет выполнить реверс, что существенно повышает маневренность машины при сохранении простоты ее конструкции.

Настоящая полезная модель промышленно применима, изготовлена и работает. Как уже указывалось, такой трактор может быть выполнен на базе любого мотороллера.

Малогабаритный трактор, содержащий раму, выполненную из горизонтально расположенного трубчатого элемента, несущего на одном конце опору для размещения подшипника, а другой конец которого прикреплен к вертикальной стойке, закрепленной на кожухе задней оси, продольная ось которого расположена перпендикулярно продольной оси трубчатого элемента, сиденье, смонтированное на другом конце вертикальной стойки, задние колеса, смонтированные в подшипниковых узлах на кожухе задней оси, тормозной механизм для, по крайней мере, одного заднего колеса, рулевую вилку, выполненную из вертикальной стойки, на верхней части которой смонтирован руль с органами управления двигателем, а нижняя часть которой выполнена в виде кронштейна, жестко связанного с поперечиной, на которой выполнено гнездо для размещения подшипника под опору горизонтально расположенного трубчатого элемента и которая выполнена с боковыми опорами для размещения передних спаренных колес, к которым прикреплена ведомая звездочка цепной передачи, ведущая звездочка которой закреплена на выходном валу двигателя, закрепленного на вертикальной стойке рулевой вилки, а также прикрепленная снизу к горизонтально расположенному трубчатому элементу подножка, отличающийся тем, что рама и подножка выполнены из трубчатых элементов, рулевая вилка выполнена с возможностью поворота на 180° вокруг вертикальной оси, проходящей через подшипник в опоре, руль с рычажными органами управления двигателем выполнен с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси на 180° относительно вертикальной стойки рулевой вилки в направлении от сиденья, а подшипник для каждого заднего колеса и подшипник для передних спаренных колес выполнены двухрядными, двигатель закреплен на вертикальной стойке рулевой вилки выше кронштейна и ниже руля и со стороны, противоположной размещению кронштейна на указанной стойке.



 

Наверх