Защитный кожух маслобака двигателя беспилотного летательного аппарата

 

Полезная модель относится к авиационной технике, к конструкциям турбореактивных двигателей летательных аппаратов, в частности к таким их элементам, как воздухозаборники и защитные устройства. Предлагаемой полезной моделью решается техническая задача защиты маслобака двигателя от механических повреждений в процессе изготовления и эксплуатации БПЛА. Для решения данной технической задачи двигатель беспилотного летательного аппарата, расположенный на пилоне и имеющий воздухозаборник, являющийся одновременно маслобаком для автономной замкнутой системы смазки и снабженный сбрасываемой заглушкой, выполненной из двух частей и оснащенной пирозамком, дополнительно содержит скрепленный со сбрасываемой заглушкой защитный кожух маслобака двигателя, состоящий из двух частей и расположенный на поверхности маслобака с зазором через амортизирующие прокладки, а задняя часть защитного кожуха имеет расположенные по периметру глухие прорези. Дополнительно, для снижения массы, кожух выполнен тонкостенным и имеет продольные элементы жесткости.

Полезная модель относится к авиационной технике, к конструктивным элементам двигателей летательных аппаратов, в частности к таким, как воздухозаборники и защитные устройства.

Известен, принятый за прототип, двигатель (малоразмерный турбореактивный) беспилотного летательного аппарата (БПЛА), расположенный на пилоне и имеющий воздухозаборник, являющийся одновременно маслобаком для автономной замкнутой системы смазки и снабженный сбрасываемой заглушкой, выполненной из двух частей и оснащенной пирозамком (см. «Оружие и технологии России», энциклопедия, том 10 «Авиационное вооружение и авионика», стр.89, 90, 107, 108. Издательский дом «Оружие и технологии», Москва, 2005г., «Оружие России» 2001-2002 г. стр.428, Издательство «Военный парад» 2001 г.). Все данные существенные признаки есть и в предлагаемом техническом решении.

Данный двигатель БПЛА по своей компоновке автономен, т.е. все системы, обеспечивающие его работу (система смазки, топливная система, система электропитания, контроля, управления и т.д.) интегрированы в конструкцию двигателя. Одной из конструктивных особенностей этого двигателя является то, что в нем входное устройство (воздухозаборник) служит одновременно и маслобаком для автономной замкнутой системы смазки. Маслобак представляет собой тонкостенный профилированный торовый баллон с размещенными внутри него элементами системы смазки (трубки для забора и слива масла, горловины для дренажа, заправки и слива, трубки для датчиков давления, датчики температуры и др.). Двигатель также снабжен заглушкой воздухозаборника. Заглушка предназначена для исключения попадания посторонних предметов в

двигатель в процессе технологического цикла сборки БПЛА и при его эксплуатации на земле, при взлетах-посадках с носителем и исключения авторотации при совместном полете с носителем. Заглушка состоит из двух скрепленных между собой частей специальным пирозамком и крепится к маслобаку. После отделения БПЛА от носителя срабатывает пирозамок, заглушка разделяется на две части и отделяется от двигателя, открывая воздухозаборник. При этом, учитывая все вышеперечисленные особенности данной компоновки, маслобак двигателя не имеет защиты от механических повреждений как в процессе сборки БПЛА в производстве, так и в эксплуатации на земле и совместно с носителем. В производстве механические повреждения маслобака возможны при перемещениях двигателя по цеху, монтаже его на БПЛА, перемещениях БПЛА с установленным двигателем. В эксплуатации механические повреждения маслобака возможны при извлечении БПЛА из транспортного контейнера, при подвеске его на носитель, при взлетах и посадках носителя. Повреждение маслобака двигателя приводит к его неработоспособности и, следовательно, к невыполнению задачи самим БПЛА. Из-за особенности конструкции двигателя замена поврежденного маслобака может быть выполнена только на заводе-изготовителе двигателя, требует разборки двигателя, проведения последующих комплексных проверок и является очень дорогостоящей операцией.

Предлагаемой полезной моделью решается техническая задача защиты маслобака двигателя от механических повреждений в процессе изготовления и эксплуатации БПЛА.

Для решения данной технической задачи двигатель беспилотного летательного аппарата, расположенный на пилоне и имеющий воздухозаборник, являющийся одновременно маслобаком для автономной замкнутой системы смазки и снабженный сбрасываемой заглушкой, выполненной из двух частей и оснащенной пирозамком, дополнительно содержит скрепленный со сбрасываемой заглушкой защитный кожух

маслобака двигателя, состоящий из двух частей и расположенный на поверхности маслобака с зазором через амортизирующие прокладки, при этом задняя часть защитного кожуха имеет расположенные по периметру глухие прорези. Дополнительно, для снижения массы, кожух выполнен тонкостенным и имеет продольные элементы жесткости.

Отличительными признаками предлагаемого технического решения от прототипа являются наличие скрепленного со сбрасываемой заглушкой защитного кожуха маслобака двигателя, состоящего из двух частей и расположенного на поверхности маслобака с зазором через амортизирующие прокладки, задняя часть защитного кожуха имеет расположенные по периметру глухие прорези, также, дополнительно, кожух выполнен тонкостенным и имеет продольные элементы жесткости.

Благодаря наличию данных отличительных признаков в совокупности с известными обеспечивается целостность двигателя в процессе производства и эксплуатации БПЛА и выполнение задачи самим БПЛА.

Предложенное техническое решение может найти применение, например, в авиации, для БПЛА с двигателями, расположенными снаружи фюзеляжа.

Полезная модель поясняется рисунками фиг.1-4.

На фиг.1 представлены сбрасываемая заглушка с защитным кожухом.

На фиг.2 представлены элементы крепления защитного кожуха к сбрасываемой заглушке и резиновые прокладки.

На фиг.3 представлен вид спереди на сбрасываемую заглушку и защитный кожух.

На фиг.4 представлен пирозамок.

Изображенное на фиг.1-4 устройство содержит: сбрасываемую заглушку 1, пирозамок заглушки 2, защитный кожух 3 с элементами жесткости 6 и продольными прорезями 7, элементы крепления 5 защитного кожуха к заглушке и амортизирующие прокладки 4.

Устройство работает следующим образом. После установки сбрасываемой заглушки 1 на двигатель, защитный кожух 3, состоящий из двух половин, устанавливается и крепится к ней с помощью элементов крепления 5. С внутренней стороны кожуха 3 проложены амортизирующие прокладки 4, обеспечивающие зазор между защитным кожухом и маслобаком двигателя и щадящее прилегание кожуха к маслобаку. После отделения БПЛА от носителя срабатывает пирозамок 2, и защитный кожух, разделяясь вместе с заглушкой 1 воздухозаборника на две части, сбрасывается с двигателя. Для снижения нагрузки на двигатель в начальный момент отделения заглушки с защитным кожухом за счет распределения нагрузки на большую поверхность двигателя, задняя часть защитного кожуха содержит расположенные по периметру глухие продольные прорези 7.

Таким образом, предлагаемый защитный кожух обеспечивает защиту маслобака двигателя БПЛА от механических повреждений в процессе изготовления и эксплуатации БПЛА.

1. Двигатель беспилотного летательного аппарата, расположенный на пилоне и имеющий воздухозаборник, являющийся одновременно маслобаком для автономной замкнутой системы смазки и снабженный сбрасываемой заглушкой, выполненной из двух частей и оснащенной пирозамком, отличающийся тем, что содержит скрепленный со сбрасываемой заглушкой защитный кожух маслобака двигателя, состоящий из двух частей и расположенный на поверхности маслобака с зазором через амортизирующие прокладки, при этом задняя часть защитного кожуха имеет расположенные по периметру глухие продольные прорези.

2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что защитный кожух маслобака выполнен тонкостенным и имеет продольные элементы жесткости.



 

Наверх