Настольная экономическая игра

 

Изобретение относится к настольным экономическим играм, имитирующим ежедневные действия человека, направленные на обустройство собственной жизни в обществе, живущим в условиях рыночной экономики, и может быть использовано для первичного обучения экономическим основам жизнедеятельности человека и контролирования личного финансового состояния, а также как интеллектуальная игра. Задача - создание простой настольной экономической игры, позволяющей достоверно моделировать в рамках игры экономические и финансовые ситуации, типичные для жизнедеятельности каждого человека в условиях рыночных отношений, и обучающей основам ведения личного финансового состояния. Технический результат -увеличение количества вариантов развития игровых ситуаций без усложнения проведения игры и снижение зависимости игрового положения участников игры от значений сгенерированных средством случайного выбора параметра. Настольная экономическая игра содержит игровое поле, с нанесенным на него замкнутым игровым путем, по крайней мере, одно средство случайного выбора параметра, средства имитации денежных знаков, по крайней мере, две игровые фишки, по крайней мере, две индивидуальные карты игроков, отражающие их игровое положение, по крайней мере, пять комплектов карточек с указателем, отражающих вид собственности участника, причем количество карточек в комплекте выполнено не меньше, чем количество игроков, а каждая индивидуальная карта игрока снабжена, по крайней мере, пятью участками для размещения карточек из комплектов, при этом количество участков на индивидуальной карте игрока выполнено не меньше, чем количество комплектов с карточками, игровое поле дополнительно содержит визуально выделенные, по сравнению с имеющимися участками игрового пути, участки с нанесенным на них идентификационным указателем, при этом участки игрового пути расположены с возможностью предоставления игроку инвариантности направления движения по игровому пути. Все карточки комплектов и участки для их размещения на индивидуальной карте игрока выполнены идентичными между собой по геометрической форме.

Изобретение относится к настольным экономическим играм, имитирующим ежедневные действия человека, направленные на обустройство собственной жизни в обществе, живущим в условиях рыночной экономики, и может быть использовано для первичного обучения экономическим основам жизнедеятельности человека и контролирования личного финансового состояния, а также как интеллектуальная игра.

Известна настольная игра «Стратегия управления», содержащая основное и дополнительное игровые поля, имеющие игровые участки, индикатор определения игровой ситуации, игровые таблицы, основные и дополнительные игровые элементы, имитаторы денег, игровые карточки, выполненные в виде прямоугольных пластин, на одной из сторон которых имеется игровая зона для размещения одного основного игрового элемента, основные игровые элементы выполнены в виде стаканчиков, дополнительные игровые элементы выполнены в виде прямоугольных пластин, имитаторы денег выполнены в виде дисков одинаковой толщины, наружный диаметр которых меньше внутреннего диаметра стаканчиков, при этом форма и площадь игровых участков игровых полей соответствует форме и площади игровых элементов и игровых карточек (см. патент РФ на изобретение №2067483, МПК А 63 F 03/00, А 63 F 03/04, опубл. 10.10.1996 г.).

Известна также настольная игра «Рынок» для имитации деятельности предпринимателя, содержащая игровую доску, разделенную на последовательно расположенные клетки с произвольно чередующимися обозначениями, игральные кости, фишки для обозначения места каждого игрока на доске, набор игральных карт, включающий карты, имитирующие денежные знаки и карты, обозначающие команды для действия игроков, средства, имитирующие признаки материальной собственности и средства возможности выбора, определяющие ход игры, при этом игра снабжена картой с таблицей уровня цен на товары и вспомогательными картами, одна из групп которых имеет маркировку, обозначающую патент, вторая оборудование, третья сырье, материалы, комплектующие, четвертая персонал, при этом средства, имитирующие признаки материальной собственности, выполнены в виде индивидуальных карт с маркировкой, обозначающей модель предприятия и разделенных на части, каждая из которых соответствует одной из групп вспомогательных карт, средства возможности выбора выполнены

в виде комплектов карт с маркировкой, соответствующей клеткам игрового поля, один из комплектов имеет маркировку, обозначающую собственность, второй - консультацию, третий - неожиданности бизнеса, четвертый - страховое свидетельство, пятый - вексель, причем клетки игрового поля имеют обозначения институтов, объектов рыночной экономики и команд, часть из которых имитирует ситуации, предполагающие определенные платежи (см. патент РФ на изобретение №2090231, МПК A 63 F 03/00, опубл. 20.09.1997 г.).

Известна настольная экономическая игра, содержащая игровое поле, разделенное на последовательно расположенные игровые секторы с чередующимися обозначениями, набор игровых карт, включающий карты, обозначающие команды для действия игроков, средства, имитирующие признаки собственности, выполненные в виде игровых карт "Собственность", при этом игровые секторы имеют обозначения субъектов и объектов рыночной экономики, команд, часть из которых имитирует ситуации, предполагающие определенные платежи, кроме этого игра снабжена информационным табло, отражающим наличие и движение денежных средств игроков, расположенным на игровом поле, выполненным в форме прямоугольника с четырьмя пазами, параллельными его длинной стороне, в каждый из которых вставлен указатель, с возможностью его перемещения в одной плоскости вдоль паза, при этом на поверхности информационного табло имеется шкала, а карты, обозначающие команды для действия игроков, выполнены в виде карт "Ситуация" двухсторонними с информационным обозначением на обеих сторонах (см. патент РФ на изобретение №2195989, МПК 63 F 03/04, опубл. 10.01.2003 г.).

Недостатком перечисленных известных игр является то, что они направлены на моделирование ситуаций, связанных с ведением бизнеса, деловых операций, и не могут служить в качестве игрового обучающего пособия по ежедневному планированию и экономическому ведению домашнего хозяйства, что резко сужает их применение и функциональное назначение.

Известна настольная игра, имитирующая трудности жизни иммигранта, содержащая игровое поле с игровым путем, по которому перемещаются игровые фишки игроков, и участки которого имеют заранее определенный номер. В начале игры путем использования средства случайного выбора чисел каждому игроку присваивается определенный уникальный юридический статус. Проходя по игровому пути, на каждом участке игрок получает команды, предусматривающие штрафы или поощрения (вознаграждения). В зависимости от юридического статуса игрока, указанные денежные штрафы или поощрения могут как повышаться, так и понижаться. Некоторые из участков

игрового пути, наряду с вышеуказанными командами, затрагивают также и изменение юридического статуса игрока, например, предоставляют возможность игроку получить ссуду в банке, получить образование и т.п. Выбор в пользу наказания или поощрения делается в зависимости от желания игрока рисковать уже достигнутым социальным положением или денежными средствами (см. патент США на изобретение №6634642, МПК А 63 F 03/00, опубл. 21.10.2003 г.).

Однако известная игра имеет недостаточную занимательность вследствие использования в процессе игры законодательства только одной страны, например, США, не давая фундаментальных познаний в области законодательства, абстрагированных от какой-либо страны. Кроме этого, в ходе игры игроку практически не предоставляется возможность самостоятельного принятия решений, что дополнительно снижает ее занимательность.

Известна также экономическая развивающая игра, содержащая игровые карты игрока, имитирующие бухгалтерский баланс, с набором индивидуальных финансовых инструкций, одна из которых дается каждому игроку в начале игры, при этом на вышеуказанные карты помещаются знаки, отражающие начальный периодический доход игрока (его заработную плату), начальный периодический расход игрока, активы и пассивы игрока, его долги. Игровое поле игры содержит два игровых пути, большой и малый. Каждый участок большого игрового пути содержит инструкции, необходимые для выполнения после попадания на этот участок игрового пути и изменяющие финансовое состояние игрока. Как только доход игрока становится больше расходов, что видно из финансовой игровой карты игрока, игрок переходит на короткий, т.е. «быстрый», игровой путь с расширенными финансовыми возможностями (см. патент США на изобретение №5826878, МПК A 63 F 03/00, опубл. 27.10.1998 г.).

Недостатком известной игры является использование большого количества сопутствующих игровых атрибутов с различными экономическими терминами, что повышает ее сложность и препятствует использованию игры, например, среди детей младшего школьного возраста. Кроме того, в процессе игры игрок при каждом ходе должен следовать предписывающим инструкциям с малыми возможностями самостоятельного принятия решений, что снижает ее обучающий аспект.

Наиболее близкой по технической сущности к предложенному изобретению является игра для обучения фундаментальным аспектам личных финансов, инвестициям и счету для детей. В ходе игры каждому игроку первоначально предписаны предопределенные периодический заработок, периодический расход и сумма наличных денежных средств. Цель игры - сделать периодический заработок, превышающим периодический

расход. Игра включает игровой поле, индивидуальную финансовую карту - баланс игрока, на которой размещаются средства, отражающие финансовое состояние игрока - его доходы, расходы, активы, долговые обязательства и т.п., карты с указателями событий, влияющих на экономическое состояние игрока, путем изменения его доходов, расходов, активов и долгов, предоставляющие, например, возможность участвовать в определенных сделках с ценными бумагами, покупке недвижимости, необходимости сделать какие-то покупки, посетить личного зубного врача и т.п., средства имитации денежных знаков, фишки и средство случайного выбора чисел. Средства, отражающие финансовое состояние игрока - его доходы, расходы, активы, долговые обязательства, для облегчения использования выполнены различным цветом и геометрической формы. Также в игру включено средство для премирования игроков и содержащее указатели с денежным эквивалентом размера премии. На игровом поле расположен замкнутый игровой путь, поделенный на участки и места для размещения стопок с картами с указателями событий. Игрок, перемещаясь по игровому пути, попадает на участок, на котором расположен соответствующий указатель, предписывающий игроку взять карту в определенной стопке на поле и выполнить указанную на ней инструкцию (см. патент США на изобретение №6106300, МПК G 09 В 19/18, опубл. 22.08.2000 г.).

Однако недостатком известной игры также является ее повышенная сложность. В ходе игры игрок также при каждом ходе должен следовать предписывающим инструкциям, указанным на выбранной им карте. При этом эти инструкции зачастую не отражают тех действий, которые необходимо совершать человеку каждый день. Так игрок, пройдя всю игру, может ни разу не потратить своих денежных средств на покупку товаров первой жизненной необходимости, например, продуктов. Это снижает достоверность моделирования игрой жизненных ситуаций и ее занимательность. При этом в игре используется большое количество игровых атрибутов, например, большое количество карточек с инструкциями, обуславливающими изменение игрового положения игрока и т.д.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание простой настольной экономической игры, позволяющей достоверно моделировать в рамках игры экономические и финансовые ситуации, типичные для жизнедеятельности каждого человека в условиях рыночных отношений, и обучающей основам ведения личного финансового состояния.

Техническим результатом, достигаемым при решении настоящей задачи, является увеличение количества вариантов развития игровых ситуаций без усложнения

проведения игры и снижение зависимости игрового положения участников игры от значений сгенерированных средством случайного выбора параметра.

Поставленная задача достигается тем, что настольная экономическая игра, содержащая игровое поле, с нанесенным на него замкнутым игровым путем, по крайней мере, одно средство случайного выбора параметра, средства имитации денежных знаков, по крайней мере, две игровые фишки, по крайней мере, две индивидуальные карты игроков, отражающие их игровое положение, согласно изобретения, игра содержит, по крайней мере, пять комплектов карточек с указателем, отражающих вид собственности участника, причем количество карточек в комплекте выполнено не меньше, чем количество игроков, а каждая индивидуальная карта игрока снабжена, по крайней мере, пятью участками для размещения карточек из комплектов, при этом количество участков на индивидуальной карте игрока выполнено не меньше, чем количество комплектов с карточками, игровое поле дополнительно содержит визуально выделенные, по сравнению с имеющимися участками игрового пути, участки с нанесенным на них идентификационным указателем, при этом участки игрового пути расположены с возможностью предоставления игроку инвариантности направления движения по игровому пути.

Целесообразно выполнение в игре всех карточек комплектов и участков для их размещения на индивидуальной карте игрока идентичными между собой по геометрической форме.

Введение в перечень атрибутов, необходимых для воплощения игры, комплектов карточек с указателем, отражающих вид собственности игрока, позволяет конкретизировать и регламентировать возможные действия игроков с ними и установить функциональные связи между этими карточками и визуально выделенными участками игрового поля, которыми оно дополнительно снабжено. Подобное выполнение карточек облегчает передачу игровых инструкций игроку, что упростит проведение игры. Кроме того, это предоставит возможность выполнить участки игрового поля преимущественно без указателей действий игроков, что уменьшит площадь участков игрового пути, оптимизировав пространство игрового поля. Это в свою очередь позволит размесить на игровом поле дополнительно визуально выделенные, например, по площади, участки с нанесенным на них идентификационным указателем, которые постоянно будут видны игроку (т.е. фишки, находящиеся на этих участках не закроют эти указатели) и упростит для игрока понимание игры и принятие решения. Уменьшение площади участков игрового пути также позволит увеличить их количество и расположить их таким образом, чтобы предоставить игроку возможность более широкого выбора игровой

ситуации в дальнейшем перемещении игровой фишки по игровому пути, что, повышая занимательность игры, увеличит количество вариантов дальнейшего развития игровой ситуации и снизит зависимость действий игрока от значений сгенерированных средством случайного выбора параметра. Это в свою очередь уравняет возможности участников игры, по крайней мере, на первоначальном этапе игры, и сделает зависимым успешность игрового положения от принятых ими самостоятельных решений, что повысит обучающую ценность игры. Количество введенных в игру комплектов карточек с указателем, отражающим вид собственности участника, не меньше пяти, предоставляет возможность максимально варьировать правилами игры, используя только имеющиеся атрибуты. При этом количество карточек в комплекте, выполненное не меньше, чем количество игроков, уравнивает их шансы на владение такими карточками, предоставляя изначально равные шансы на победу. Причем карточки комплектов целесообразно размещать на соответствующих участках на индивидуальной карте игрока, что упростит проведение игры и повысит вероятность достоверной оценки игроком текущей игровой ситуации.

Настольная экономическая игра поясняется следующими иллюстрациями, где на фиг.1 и 2 показаны примеры выполнения игрового поля, общий вид; на фиг.3 - пример выполнения игровых атрибутов; на фиг.4 - пример выполнения индивидуальной карты игрока.

Позиции на чертежах обозначают следующее: 1 - игровое поле; 2 - игровой путь; 3 - средство случайного выбора параметра; 4 - средства имитации денежных знаков; 5 - игровые фишки; 6 - индивидуальная карта игрока; 7 - карточки с указателем, отражающим вид собственности участника; 8 - участки для размещения карточек 7 с указателем, отражающим вид собственности участника; 9 - участки с идентификационным указателем на игровом поле 1.

Настольная экономическая игра содержит игровое поле 1, на которое нанесен замкнутый игровой путь 2. Игра также содержит, по крайней мере, одно средство случайного выбора параметра 3, средства 4 имитации денежных знаков, по крайней мере, две игровые фишки 5 и, по крайней мере, две индивидуальные карты 6 игроков, отражающие их игровое положение (фиг.1-4).

Кроме этого игра содержит, по крайней мере, пять комплектов карточек 7 с указателем, отражающих вид собственности участника. При этом количество карточек 7 в комплекте выполнено не меньше, чем количество игроков, а каждая индивидуальная карта 6 игрока снабжена, по крайней мере, пятью участками 8 для размещения карточек 7 с указателем, отражающих вид собственности участника. Количество участков на

индивидуальной карте 6 игрока должно быть выполнено не меньше, чем количество комплектов с карточками 7 (фиг.3 и 4).

Игровое поле 1 дополнительно содержит визуально выделенные, по сравнению с имеющимися участками игрового пути 2 по которым происходит перемещение игровых фишек 5, участки 9, с нанесенным на них идентификационным указателем. При этом участки игрового пути расположены с возможностью предоставления игроку инвариантности направления движения по игровому пути 2 (фиг.1 и 2).

Кроме этого, целесообразно выполнение в игре всех карточек 7 и участков 8 для их размещения на индивидуальной карте 6 игрока идентичными между собой по геометрической форме (фиг.3 и 4).

Настольная экономическая игра может быть использована следующим образом.

Перед началом игры каждый игрок выбирает себе индивидуальную карту 6 игрока. Возможно выполнение индивидуальной карты 6 игрока и игровой фишки 5 одним цветом, что упростит понимание игровой ситуации. Кроме этого, игрок берет себе, например, несколько карточек 7 с одним и тем же указателем, отражающим вид собственности участника.

Используя средство 3 случайного выбора параметра, которое может быть выполнено, например, в виде игрального кубика, игроки определяют очередность хода.

На игровом поле 1 размещены визуально выделенные, по сравнению с имеющимися участками игрового пути 2, участки 9 с нанесенным на них идентификационным указателем. Участки 9 могут обозначать, например, дома игроков, а также различные учреждения, магазины и другие организации, с которыми приходится сталкиваться человеку в его повседневной жизни.

Перед началом движения игроки размещают свои фишки в своих «домах» - участках 9, которые маркированы соответствующим цифровым или буквенным указателем или цветом. После чего, в соответствии с определенной очередностью, участники игры начинают движение своими игральными фишками 5 по игровому пути 2, которое нанесено на игровое поле 1.

Время движения фишки 5 по игровому пути 2 от дома игрока до ее возвращения в дом считается, например, одним рабочим днем, который длится, пока все игроки не вернут свои фишки в «дома» - участки 9.

Как указывалось выше участки 9, не являющиеся «домами» игроков, обозначают различные учреждения, которые игрок должен посетить в течение рабочего дня. Это могут быть, например, магазины, где игрок должен купить продукты или учреждение, например, «завод» или «мэрия», где игрок «работает», получая за это (при посещение

соответствующего участка) заработную плату, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, которые игрок должен посещать, оплачивая свои коммунальные услуги, а также банк, где игрок может взять кредит.Факт покупки сопровождается передачей в банк средств 4 имитации денежных знаков, имеющихся у игрока в обмен на соответствующую карточку 7, которую игрок должен поместить на любой свободный участок 8 на своей индивидуальной карте 6 игрока. В связи с этим целесообразно выполнение участков 8 на индивидуальной карте 6 игрока с геометрической формой, совпадающей с геометрической формой карточек 7. Для разнообразия видов собственности игрока, которыми он может владеть и которые ему необходимо приобретать, количество видов таких карточек целесообразно выполнять не менее пяти. Такими видами собственности могут быть как предметы обихода, например, «холодильники» (помогают дольше хранить «продукты», избавляя от необходимости посещать каждый день магазины, т.е. каждый круг, участок 9 - «магазин»), «одежда», так и «интеллектуальные» виды собственности, например, «диплом» учебного заведения, имея который, игрок автоматически повышает на определенный процент свою заработную плату, а также «кредит», который указывает на наличие у игрока кредитных обязательств перед банком, которые возникли вследствие получения игроком в собственность средств 4 имитации денежных знаков.

Для выравнивания шансов всех игроков в части обладания любыми видами собственности, количество карточек 7 в каждом комплекте выполняют не меньше, чем количество игроков. Причем участков 8 на индивидуальной карте 6 игроков должно быть не меньше, чем количество комплектов карточек 7 с указателем видов собственности.

Участки игрового пути 2 расположены с возможностью предоставления каждому игроку инвариантности направления движения по игровому пути 2, давая возможность обходить других участников игры, а также посещать в зависимости от личной необходимости и игровой ситуации те или иные участки 9. Движение игровых фишек игроков в таком случае будет в гораздо большей степени зависеть от выбранной стратегии игры каждого игрока и его желания перемещаться по игровому пути 2 в том или ином направлении, а не в жестко определенном направлении, например, строго по часовой стрелке. Участки игрового пути 2, с которых игровая фишка 5 переставляется на участок 9 (когда игрок «посещает» учреждение или магазин) и на который игровая фишка 5 переставляется с участка 9, могут быть отмечены каким-либо графическим указателем, например, вертикальной чертой (фиг.1), а также отмечены соответствующими стрелками, идущими между участками игрового пути 2 и участками 9 (фиг.2).

Таким образом, имеющиеся атрибуты настольной экономической игры позволяют без усложнения игры смоделировать в рамках игры, различные жизненные экономические и финансовые ситуации, типичные для жизнедеятельности каждого человека в условиях рыночных отношений, и обучающие основам ведения личного финансового состояния. При этом за счет характерного выполнения игрового пути и достаточного количества видов карточек 7 и их количества в рамках одного комплекта, возможна реализация значительного числа ситуационных вариантов игры, что повышает обучающий аспект предложенной настольной экономической игры.

1. Настольная экономическая игра, содержащая игровое поле, с нанесенным на него игровым путем, по крайней мере, одно средство случайного выбора параметра, средства имитации денежных знаков, по крайней мере, две игровые фишки, по крайней мере, две индивидуальные карты игроков, отражающие их игровое положение, отличающаяся тем, что игра содержит, по крайней мере, пять комплектов карточек с указателем, отражающих вид собственности участника, а каждая индивидуальная карта игрока снабжена, по крайней мере, пятью участками для размещения карточек из комплектов, при этом количество участков на индивидуальной карте игрока выполнено не меньше, чем количество комплектов с карточками, игровое поле дополнительно содержит визуально выделенные, по сравнению с имеющимися участками игрового пути, участки с нанесенным на них идентификационным указателем.

2. Игра по п.1, отличающаяся тем, что все карточки комплектов и участки для их размещения на индивидуальной карте игрока выполнены идентичными между собой по геометрической форме.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к трубопроводной технике, а именно к трубам с балластным покрытием, используемым для морских трубопроводов и трубопроводов, прокладываемых по дну рек и водоемов.
Наверх