Труба комбинированная с балластным покрытием

 

Полезная модель относится к трубопроводной технике, а именно к трубам с балластным покрытием, используемым для морских трубопроводов и трубопроводов, прокладываемых по дну рек и водоемов. Труба комбинированная (фиг.1-3) состоит из центральной трубы 1; оболочки 2, спиральновитой из оцинкованной стальной ленты, со швами 3 в виде двойного замка, имеющей на наружной поверхности защитное покрытие 4; установленной соосно центральной трубе с образованием кольцевого пространства 5; опорно-направляющего устройства 6; балластного материала 7, заполняющего кольцевое пространство 5, при этом на поверхности оболочки 2 имеется, по меньшей мере, одна винтовая канавка 8, отношение глубины которой к высоте шва находится в интервале 1-2, и отношение глубины к ее максимальной ширине в интервале 0,25-0,5; а между наружной поверхностью оболочки 2 и слоем полиэтилена имеется слой 9 сэвилена. По меньшей мере, одна винтовая канавка 8 или более (предпочтительно две) может быть выполнена как со стороны внутренней, так и со стороны наружной поверхности оболочки 2. Конструкция трубы обеспечивает повышенную силу сцепления балластного покрытия с центральной трубой и оболочкой и натяжного устройства судна-трубоукладчика с оболочкой. 8 п.ф., 3 фиг.

Полезная модель относится к трубопроводной технике, а именно к трубам с балластным покрытием, используемым для морских трубопроводов и трубопроводов, прокладываемых по дну рек и водоемов.

Известна труба комбинированная с теплоизоляцией в гидрозащитной оболочке, выполненной из тонколистовой оцинкованной стали, внутренняя поверхность которой обработана фосфатирующим модификатором, включающим преобразователь ржавчины и антикоррозионный пленкообразователь [патент RU 49167 U1 от 20.04.2005].

Недостаток данной трубы в том, что она не имеет на наружной поверхности коррозионно-стойкой изоляции, необходимой при эксплуатации трубы в морской воде.

Известны спиральновитые оцинкованные трубы [http://www.viacon.by/products/helcor.php] с дополнительным антикоррозионным покрытием как на внутренней, так и на внешней поверхности. Недостаток этих труб в том, что они имеют выполненные на внешней поверхности винтовые канавки большой глубины (до 20 мм). Использование таких труб в качестве оболочек в трубах комбинированных с балластным покрытием для морских трубопроводов недопустимо, так как при наличии глубоких и широких винтовых канавок существенно сокращается площадь контакта трубы с натяжителем, используемым на судне при опускании трубы в море [патенты US 5413434 от 20.08.1993 и US 5823712 от 08.04.1996].

Известны спиральновитые оцинкованные трубы [http://www.spiralo.it], имеющие винтовые канавки, выполненные на внутренней поверхности, глубина которых не превышает 16 мм. Недостаток этих труб в том, что они не имеют на наружной поверхности надежного антикоррозионного покрытия, обеспечивающего длительный срок службы трубопровода в морской воде.

Известна труба комбинированная с балластным покрытием (патент RU 2317469 от 20.10.2006), состоящая из центральной трубы, проводящей вещество в газообразном или жидком состоянии; оболочки, спиральновитой из оцинкованной стальной ленты, с выступающими внутрь швами в виде двойного замка, имеющей на наружной поверхности полимерное защитное покрытие, и длину, меньшую, чем длина центральной трубы; опорно-направляющего устройства, состоящего из центраторов, распределенных и закрепленных на наружной поверхности центральной трубы, контактирующих с внутренней поверхностью спиральновитой оболочки, имеющих опоры; балластного материала, заполняющего кольцевое пространство.

Недостаток данной трубы в том, что слой полимерного материала нанесен на гладкую оцинкованную поверхность, что, при температурном коэффициенте линейного расширения в 5-10 раз превышающем температурный коэффициент линейного расширения стали и бетона, может привести к отслоению полиэтилена от оцинкованной наружной поверхности оболочки и его сдвигу при опускании трубы с судна в море.

Техническая задача, решаемая полезной моделью - увеличение силы сцепления между слоем полиэтилена и наружной поверхностью оцинкованной спиральновитой оболочки и самой оболочки с балластным покрытием, чтобы при укладке трубы комбинированной на дно водоема S-методом не происходило смещения слоя полиэтилена относительно наружной поверхностью оболочки и самой оболочки относительно балластного покрытия.

Задача решена в конструкции трубы комбинированной с балластным покрытием, состоящей из центральной трубы, проводящей вещество в газообразном или жидком состоянии; оболочки, спиральновитой из оцинкованной стальной ленты, со швами в виде двойного замка, имеющей на наружной поверхности защитное покрытие, установленной соосно центральной трубе с образованием кольцевого пространства; опорно-направляющего устройства, состоящего из центраторов, распределенных по наружной поверхности центральной трубы и контактирующих с внутренней поверхностью оболочки; балластного материала, заполняющего кольцевое пространство, при этом оболочка имеет между смежными швами, по меньшей мере, одну винтовую канавку, отношение глубины которой к высоте шва находится в интервале 1-2, и отношение ее глубины к максимальной ширине в интервале 0,25-0,5, а между наружной поверхностью оболочки и слоем полиэтилена имеется слой адгезива.

Предпочтительное отношение глубины канавки к высоте шва находится в интервале 1,2-1,4. При таком отношении обеспечивается экономия полиэтилена.

Одна или две винтовые канавки могут быть выполнены на внутренней или наружной поверхности оболочки.

Адгезивом между оцинкованной наружной поверхностью оболочки и слоем полиэтилена является сэвилен, имеющий высокую адгезию, как к металлической поверхности, так и к слою полиэтилена.

Для увеличения коррозионной стойкости внутренней поверхности оцинкованной оболочки путем исключения ее контакта с балластным материалом, содержащим влагу, внутренняя поверхность оболочки ламинирована слоем полиэтилена высокой плотности толщиной не менее 250 мкм.

Технический эффект обеспечивается новой совокупностью признаков, которые не обнаружены при патентно-информационном исследовании: на поверхности оболочки имеется, по меньшей мере, одна винтовая канавка, отношение глубины которой к высоте шва находится в интервале 1-2; и отношение ее глубины к ее максимальной ширине в интервале 0,25-0,5, а между наружной поверхностью оболочки и слоем полиэтилена имеется слой адгезива.

Следовательно, полезная модель соответствует критерию «новизна».

На фиг.1 показано продольное сечение трубы комбинированной с армированным балластным покрытием.

На фиг.2 показано продольное сечение трубы комбинированной, имеющей винтовые канавки, выполненные на наружной поверхности оболочки.

На фиг.3 показано поперечное сечение трубы комбинированной в зоне центрирующего кольца.

Труба комбинированная (фиг.1-3) состоит из центральной трубы 1; оболочки 2, спиральновитой из оцинкованной стальной ленты, со швами 3 в виде двойного замка, имеющей на наружной поверхности защитное покрытие 4; установленной соосно центральной трубе с образованием кольцевого пространства 5; опорно-направляющего устройства 6; балластного материала 7, заполняющего кольцевое пространство 5, при этом на поверхности оболочки 2 имеется, по меньшей мере, одна винтовая канавка 8, отношение глубины которой к высоте шва находится в интервале 1-2, и отношение глубины к ее максимальной ширине в интервале 0,25-0,5; а между наружной поверхностью оболочки 2 и слоем полиэтилена имеется слой 9 сэвилена.

По меньшей мере, одна винтовая канавка 8 или более (предпочтительно две) может быть выполнена как со стороны внутренней (фиг.1), так и со стороны наружной поверхности оболочки 2 (фиг.2).

Внутренняя поверхность оболочки 2 может быть ламинирована слоем полиэтилена высокой плотности толщиной не менее 250 мкм.

Внутри кольцевого пространства размещают арматуру в виде продольных стальных стержней 10 и поперечных колец 11 или навивки из проволоки.

При укладке трубы комбинированной на дно водоема S-методом с использованием натяжного устройства, исключающего самопроизвольное опускание трубы, бетон вместе с центральной трубой удерживается в оболочке, зажатой в натяжном устройстве благодаря повышенному сцеплению спиральновитой оболочки с наружной поверхностью балластного материала.

1. Труба комбинированная с балластным покрытием, состоящая из центральной трубы, проводящей вещество в газообразном или жидком состоянии; оболочки, спиральновитой из оцинкованной стальной ленты, со швами в виде двойного замка, имеющей на наружной поверхности защитное покрытие, установленной соосно центральной трубе с образованием кольцевого пространства; опорно-направляющего устройства, состоящего из центраторов, распределенных по наружной поверхности центральной трубы и контактирующих с внутренней поверхностью оболочки; балластного материала, заполняющего кольцевое пространство, отличающаяся тем, что оболочка имеет между смежными швами, по меньшей мере, одну винтовую канавку, отношение глубины которой к высоте шва находится в интервале 1-2, и отношение ее глубины к максимальной ширине в интервале 0,25-0,5, а между наружной поверхностью оболочки и слоем полиэтилена имеется слой адгезива.

2. Труба комбинированная по п.1, отличающаяся тем, что отношение глубины канавки к высоте шва находится в интервале 1,2-1,4.

3. Труба комбинированная по п.1, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одна винтовая канавка выполнена на внутренней поверхности оболочки.

4. Труба комбинированная по п.1, отличающаяся тем, что две винтовые канавки имеются на внутренней поверхности оболочки.

5. Труба комбинированная по п.1, отличающаяся тем, что, по меньшей мере, одна винтовая канавка имеется на наружной поверхности оболочки.

6. Труба комбинированная по п.1, отличающаяся тем, что две винтовые канавки имеются на наружной поверхности оболочки.

7. Труба комбинированная по п.1, отличающаяся тем, что адгезивом между оцинкованной наружной поверхностью оболочки и слоем полиэтилена является сэвилен.

8. Труба комбинированная по п.1, отличающаяся тем, что внутренняя поверхность оболочки ламинирована слоем полиэтилена высокой плотности толщиной не менее 250 мкм.



 

Похожие патенты:

Насосно-компрессорная стальная оцинкованная металлическая труба относится к области добычи нефти и газа, в частности к конструкции труб, которые используют для добычи нефти из скважин.
Наверх