Воздухоприемное устройство транспортного средства

 

Воздухоприемное устройство транспортного средства, может использоваться, в частности, на железнодорожных вагонах для подачи воздуха к их силовым агрегатам, содержит воздуховод (1), в стенке (2) короба (3) которого образовано приемное отверстие (4), перекрытое решеткой (5). Внутри короба (3) расположена шарнирно закрепленная на стенке (2) над приемным отверстием (4) заслонка (6), выполненная в виде пластины из упругого материала. С внутренней стороны к заслонке (6) жестко присоединен стержень (9), к которому посредством шарнира (10) прикреплен рычаг (11) с рукояткой (13) на выведенном из короба (3) конце. Для стопорения рычага (11), а следовательно и заслонки (6) в открытом и закрытом положениях на рычаге (11) выполнены фигурные пазы (14), а на стенке (12) короба (3) образованы ответные выступы, например, в виде скоб (15) и (16). Устройство просто, надежно, имеет небольшие габаритные размеры и массу и позволяет быстро и удобно осуществлять поворот заслонки (6) из помещения транспортного средства.

Полезная модель относится к устройствам для забора и подвода воздуха к агрегатам транспортных средств и может использоваться на железнодорожном и других видах транспорта, в частности, на железнодорожных вагонах для забора и подвода воздуха в систему вентиляции, к силовым агрегатам, например, к дизель-генераторам, расположенным в контейнерах в подвагонном пространстве [1].

Располагаемый в герметизированном и термостатируемом контейнере дизель-генератор используется, как правило, во время стоянок состава при отсутствии в этом месте внешних источников электропитания. В других случаях он не включается и в это время поступление воздуха (а вместе с ним пыли и влаги) должно быть прекращено, для чего воздухоприемное устройство должно быть герметизировано.

Уже известно воздухоприемное устройство системы охлаждения дизеля локомотива, содержащее воздуховод, в одной из стенок короба которого расположено перекрытое решеткой приемное отверстие, и расположенную внутри короба воздуховода поворотную заслонку, перекрывающую при неработающем дизеле приемное отверстие [2].

Известно также воздухоприемное устройство транспортного средства, содержащее воздуховод, в одной из стенок короба которого образовано приемное

отверстие, и расположенную внутри короба воздуховода поворотную заслонку, перекрывающую приемное отверстие посредством шарнирно-рычажного механизма, с ручным приводом [3].

Шарнирно-рычажный механизм обеспечивает перемещение заслонки из салона транспортного средства с ее фиксацией в открытом и закрытом положениях, однако он сложен в конструктивном отношении, занимает много места в воздуховоде и имеет значительную массу.

Технический результат, который может быть получен при реализации заявленной полезной модели заключается в упрощении конструкции механизма перемещения заслонки, снижении его массы и габаритных размеров, повышении надежности его функционирования при обеспечении дистанционного перемещения заслонки из помещения транспортного средства.

Указанный результат может быть достигнут за счет того, что в воздухоприемном устройстве, содержащем воздуховод, в одной из стенок короба которого образовано перекрытое решеткой приемное отверстие и расположенную внутри короба воздуховода заслонку, шарнирно закрепленную на стенке короба над приемным отверстием, предлагается к заслонке с ее внутренней стороны, обращенной внутрь короба, жестко присоединить одним концом стержень, второй конец которого шарнирно соединить с пропущенным через стенку короба рычагом, заканчивающимся рукояткой и снабженным стопорами выдвинутого и убранного в короб положений.

Для плотного и надежного перекрытия входного отверстия заслонку предлагается выполнить в виде пластины из упругого материала с образованной по ее периметру отбортовкой.

Стопоры убранного и выдвинутого положений рычага могут быть выполнены в виде образованных на рычаге фигурных пазов, взаимодействующих с закрепленными на стенке короба ответными выступами, а рычаг может быть пропущен через стенку короба через образованное в ней окно, по периметру которого закреплено контактирующее с рычагом уплотнение из упругого и гибкого материала.

Возможное конструктивное выполнение заявляемой полезной модели проиллюстрировано на прилагаемых чертежах.

На Фиг.1 - показано воздухоприемное устройство (вид сбоку).

На Фиг.2 - вид сверху, сечение А-А.

На Фиг.3 - вид сзади, сечение Б-Б.

На Фиг.4 - вид сбоку с заслонкой в открытом положении

На Фиг.5 - сечение Е-Е на фиг.1.

Воздухоприемное устройство транспортного средства содержит воздуховод 1, в стенке 2 короба 3 которого образовано приемное отверстие 4, перекрытое решеткой 5.

Внутри короба 3 расположена заслонка 6, выполненная в виде пластины из упругого материала с отбортовкой 7 по ее периметру. Заслонка 6 закреплена на стенке 2 короба 3 над приемным отверстием 4 посредством шарнира 8.

К внутренней стороне заслонки 6 жестко прикреплен стержень 9, к концу которого посредством шарнира 10 присоединен рычаг 11, проходящий через стенку 12 короба 3.

На конце рычага 11, расположенном вне короба 3, закреплена рукоятка 13. Рычаг 11 стопорится в двух положениях: в выдвинутом, когда приемное отверстие 4 открыто (фиг.4) и в убранном, когда заслонка 6 перекрывает приемное отверстие 4. Для этого на рычаге 11 выполнены фигурные пазы 14, а на стенке 12 образованы ответные выступы, например, в виде скоб 15 и 16.

Для прохода рычага 11 через стенку 12 в ней образовано окно 17, в котором по его периметру закреплено контактирующее с рычагом 11 уплотнение 18 (фиг.5). Уплотнение 18 может быть выполнено из упругого материала, например, из резины с прорезью 19.

В закрытом положении заслонка 6 прижата к стенке 2 короба 3 и благодаря отбортовке 7 и собственной упругости обеспечивает герметизацию воздуховода 1.

Для открытия приемного отверстия 4 (перед запуском дизель-генератора) производится расстопорение рычага 11 путем его поворота для выхода скобы 16 из паза 14 (фиг.3) и вытягивание рычага 11 за рукоятку 13, приводящее к повороту заслонки 6 относительно шарнира 8.

В открытом положении заслонки 6 осуществляется стопорение рычага 11 путем его поворота до вхождения закрепленной на стенке 12 скобы 15 в фигурный паз 14 на рычаге 11.

Заявляемый механизм перемещения заслонки 6 прост, надежен в эксплуатации, занимает мало места в воздуховоде 1 и имеет небольшую массу и

при этом обеспечивает быстрое перемещение заслонки 6 из помещения транспортного средства.

Источники информации:

[1] RU, ПМ, №39320, 30.03.2004 г.

[2] SU, A.С. №455882, В 61 С 5/02, 1971 г.

[3] SU, A.C. №850415, В 60 Н 1/24, 1981 г.

1. Воздухоприемное устройство транспортного средства, содержащее воздуховод, в одной из стенок короба которого образовано перекрытое решеткой приемное отверстие и расположенную внутри короба воздуховода заслонку, шарнирно закрепленную на стенке короба над приемным отверстием, отличающееся тем, что к заслонке с ее внутренней стороны, обращенной внутрь короба, жестко присоединен одним концом стержень, второй конец которого шарнирно соединен с пропущенным через стенку короба рычагом, снабженным стопорами выдвинутого и убранного в короб положений и заканчивающимся расположенной вне короба рукояткой.

2. Воздухоприемное устройство по п.1, отличающееся тем, что заслонка выполнена в виде пластины из упругого материала с образованной по ее периметру отбортовкой.

3. Воздухоприемное устройство по п.1, отличающееся тем, что стопоры выдвинутого и убранного положений выполнены в виде образованных на рычаге фигурных пазов, взаимодействующих с закрепленными на стенке короба выступами.

4. Воздухоприемное устройство по п.1, отличающееся тем, что рычаг проходит сквозь стенку короба через образованное в ней окно, по периметру которого закреплено контактирующее с рычагом уплотнение из упругого материала.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к установкам вентиляторным, преимущественно систем охлаждения тяговых электродвигателей подвижного состава магистральных железных дорог
Наверх