Воздухоприемное устройство транспортного средства

 

Воздухоприемное устройство, которое может использоваться, в частности на железнодорожных вагонах для подачи воздуха к их силовым агрегатам, содержит, воздуховод (1). в стенке (2) короба (3) которого расположено приемное отверстие (4), перекрытое решеткой (5). Внутри короба (3) расположена поворотная заслонка (6), выполненная в виде пластины из упругого материала, закрепленной на стенке (8) короба (3) на кривошипах (например, четырех) (9), являясь шатуном образованного шарнирного параллелограмма. Ось (10) жестко соединена по крайней мере с одним из кривошипов (9), ее коней, выведен наружу короба (3) и снабжен, например, шлицами для соединения с рукояткой (11) для поворота кривошипов (9) на угол, близкий к 90° с обеспечением прижатия и фиксации заслонки (6) к стенке (2) короба (3) с перекрытием приемного отверстия (4).

Полезная модель относится к устройствам для забора и подвода воздуха к агрегатам транспортных средств и может использоваться на железнодорожном и "других видах транспорта, в частности, на железнодорожных вагонах для забора и подвода воздуха в систему вентиляции к силовым агрегатам, например, к дизель-генераторам, расположенным в контейнерах в подвагонном пространстве [1].

Располагаемый в герметизированном и термостатируемом контейнере дизель-генератор используется, как правило, во время стоянок состава при отсутствии в этом месте внешних источников электропитания. В других случаях он не включается и в это время поступление воздуха (а вместе с ним пыли и влаги) должно быть прекращено, для чего воздухоприемное устройство должно быть герметизировано.

Уже известно воздухоприемное устройство системы охлаждения дизеля локомотива, содержащее воздуховод, в одной из стенок короба которого расположено перекрытое решеткой приемное отверстие, и расположенную внутри короба воздуховода поворотную заслонку, перекрывающую при неработающем дизеле приемное отверстие [2].

Известно также воздухоприемное устройство транспортного средства, содержащее воздуховод, в одной из стенок короба которого образовано приемное отверстие, и расположенную внутри короба воздуховода поворотную заслонку,

перекрывающую приемное отверстие посредством шарнирно-рычажного механизма, связанного с расположенным вне короба пневмоприводом [3].

Шарнирно-рычажный механизм с пневмоприводом обеспечивают дистанционное управление заслонкой, однако, наличие пневмопривода усложняет воздухоприемное устройство, снижая надежность его функционирования, конструктивное выполнение шарнирно-рычажного механизма привода заслонки требует установки средств фиксации заслонки в открытом и закрытом ее положениях, а его размещение делает короб воздуховода негерметичным при закрытом положении заслонки.

Технический результат, который может быть получен при реализации заявленной полезной модели заключается в упрощении воздухоприемного устройства, повышении надежности его функционирования при обеспечении возможности дистанционного управления положением заслонки и герметичности короба воздуховода.

Указанный результат может быть достигнут за счет того, что в воздухоприемном устройстве транспортного средства, содержащем воздуховод, в одной из стенок короба которого образовано перекрытое решеткой приемное отверстие и расположенную внутри короба воздуховода заслонку, предлагается закрепить заслонку на противолежащей от приемного отверстия стенке короба посредством кривошипов, образующих шарнирный параллелограмм, шатуном которого является заслонка, при этом ось вращения по крайней мере одного из кривошипов выведена наружу короба воздуховода и снабжена средством для соединения с приводом ее поворота.

Для надежной герметизации приемного отверстия заслонкой и ее фиксации в закрытом положении, заслонка может быть выполнена в виде пластины из упругого материала и в закрытом (перекрывающем приемное отверстие) положении кривошипы образуют с ней угол, близкий к 90°

Заслонка может быть закреплена на четырех шарнирно-соединенных с ней кривошипах, а средство для соединения с приводом поворота может быть выполнено в виде образованных на выведенной из короба оси кривошипа шлицов под ключ или рукоятку.

Возможное конструктивное выполнение заявляемой полезной модели проиллюстрировано на прилагаемых чертежах.

На Фиг.1 - показано воздухоприемное устройство с заслонкой, перекрывающей приемное отверстие (вид сбоку).

На Фиг.2 - сечение А-А.

На Фиг.3 - вид сверху (сечение Б-Б).

На Фиг.4 - сечение Е-Е.

Воздухоприемное устройство транспортного средства содержит воздуховод 1, в стенке 2 короба 3 которого образовано приемное отверстие 4, перекрытое решеткой 5.

Внутри короба 3 расположена заслонка 6, которая может перекрывать приемное отверстие 4. Заслонка 6 выполнена в виде пластины из упругого материала с отбортовкой 7 по контуру и закреплена на стенке 8 короба 3 на кривошипах 9, являясь шатуном образованного шарнирного параллелограмма.

Ось 10 по крайней мере одного из четырех кривошипов 9 (например, двух верхних) выведена наружу короба 3 и снабжена средством для соединения с приводом ее поворота. Это могут быть образованные на выходящем из короба 3 конце оси 10 шлицы (на четырех не показаны) для установки рукоятки 11 (см. фиг.3), или муфта для соединения с промежуточным валом (на чертежах не показаны).

Привод заслонки 6 из закрытого положения в открытое (и наоборот) осуществляется поворотом оси с которой жестко соединен по крайней мере один из кривошипов 9 (см. фиг.4) посредством рукоятки 11 (или ключа). При этом длина кривошипов 9 выбрана таким образом, что в закрытом положении заслонки 6 кривошипы 9 образуют с ней угол, близкий к 90°, а наличие отбортовки 7 и упругость материала заслонки 6 обеспечивают ее плотное прилегание к стенке 2 короба 3 и фиксацию в закрытом положении.

В открытом положении заслонка 6 фиксируется собственным весом, либо с помощью установленных на стенке 8 короба 3 фиксаторов 12 (например, магнитных).

Заявляемое в качестве полезной модели устройство просто в конструктивном отношении, технологично, удобно и надежно в эксплуатации, обеспечивая быстрое и легкое открытие-закрытие приемного отверстия путем поворота оси 10 на угол ˜90° из помещения вагона транспортного средства (вагона) вручную, либо посредством любого силового привода.

Источники информации:

[1] RU, ПМ, №39320, 30.03.2004г.

[2] SU, А.С. №300362, В 61 С 5/02.

[3] SU.A.C. 455882, В 61 С 5/02, 1971г.

[4] А.Ф. Крайнев, «Механика машин». Фундаментальный словарь, М., Машиностроение, 2001г., стр.158-159.

1. Воздухоприемное устройство транспортного средства, содержащее воздуховод, в одной из стенок короба которого образовано перекрытое решеткой приемное отверстие и расположенную внутри короба воздуховода поворотную заслонку, отличающееся тем, что заслонка закреплена на противоположной от приемного отверстия стенке короба посредством кривошипов, образующих шарнирный параллелограмм, шатуном которого является заслонка, при этом ось вращения по крайней мере одного из кривошипов выведена наружу короба воздуховода и снабжена средством для соединения с приводом ее поворота.

2. Воздухоприемное устройство по п.1, отличающееся тем, что заслонка выполнена в виде пластины из упругого материала и в закрытом (перекрывающем приемное отверстие) положении кривошипы образуют с ней угол, близкий к 90°.

3. Воздухоприемное устройство по п.1, отличающееся тем, что заслонка закреплена на четырех шарнирно-соединенных с ней кривошипах.

4. Воздухоприемное устройство по п.1, отличающееся тем, что средство для соединения с приводом поворота кривошипа выполнено в виде образованных на выведенной из короба оси кривошипа шлицов под ключ или рукоятку.



 

Наверх