Вохдухоприемное устройство транспортного средства

 

Воздухоприемное устройство, которое может использоваться, например, для подачи воздуха к расположенному в контейнере в подвагонном пространстве дизель-генератору пассажирского вагона, содержит перекрытое решеткой (3) заборное отверстие (2) и воздуховод (4), в коробе (5) которого расположена поворотная заслонка (6), связанная с механизмом ее перемещения, который выполнен в виде кривошипно-кулисного механизма, кулисой которого является шарнирно соединенная с коробом (5) у заборного отверстия (2) заслонка (6) с закрепленной на ней направляющей (8) шатуна (9), связанного с выполненным -образной формы кривошипом (10). Кривошип (10) посредством шарниров (11), (12) закреплен в коробе (5), при этом одна из осей его (13) пропущена сквозь короб и снабжена шлицами для установки ключа или рукоятки. Угол расположения кривошипа (10) по отношению к заслонке (6) в ее крайних положениях (открыто-закрыто) выполнен близким к 90°. Устройство просто, надежно и удобно в эксплуатации.

Полезная модель относится к устройствам для забора и подвода воздуха к агрегатам транспортных средств и может использоваться на железнодорожном и других видах транспорта, в частности, на железнодорожных вагонах для забора и подвода воздуха к дизель-генераторам, расположенным в контейнерах в подвагонном пространстве [1].

Уже известно воздухоприемное устройство для забора и подачи воздуха для охлаждения дизеля локомотива, содержащее выполненное в корпусе локомотива и перекрытое решеткой заборное отверстие и воздуховод, в коробе которого расположена поворотная заслонка, перекрывающая заборное отверстие посредством шарнирно-рычажного механизма, связанного с расположенным вне короба воздуховода пневмоприводом [2].

Шарнирно-рычажный механизм с пневмоприводом обеспечивают дистанционное управление заслонкой, которая может устанавливаться в двух положениях: открытом, когда воздух через заборное отверстие по воздуховоду подается в систему охлаждения дизеля и закрытом, когда заслонка плотно перекрывает заборное отверстие.

Однако, наличие пневмопривода усложняет воздухоприемное устройство, снижая надежность его функционирования, а конструктивное выполнение шарнирно-рычажного механизма привода заслонки и его размещение делают

короб воздуховода негерметичным при закрытом положении заслонки и требуют установки средств фиксации заслонки в открытом и закрытом ее положениях.

Технический результат, который может быть получен при реализации заявляемой полезной модели заключается в упрощении воздухоприемного устройства, повышении надежности его функционирования при обеспечении возможности дистанционного управления положением заслонки и герметичности короба воздуховода в положении заслонки, перекрывающем заборное отверстие.

Указанный результат может быть достигнут за счет того, что в воздухоприемном устройстве, содержащем выполненное в корпусе транспортного средства и перекрытое решеткой заборное отверстие и воздуховод, в коробе которого расположена поворотная заслонка, связанная с механизмом ее перемещения, предлагается механизм перемещения заслонки выполнить кривошипно-кулисным, кулисой которого является шарнирно соединенная с коробом у заборного отверстия заслонка, с закрепленной на ней направляющей шатуна, связанного с выполненным -образным кривошипом, концы которого шарнирно закреплены в коробе воздуховода, при этом по крайней мере один из них пропущен сквозь стенку короба и снабжен шлицами для соединения со средством его поворота.

Для обеспечения фиксации положения заслонки в ее закрытом и открытом положениях предлагается также длину кривошипа и положение оси его вращения выбрать из условия расположении кривошипа под углом, близким 90° к заслонке в ее крайних положениях.

Кроме того, предлагается средство для поворота кривошипа выполнить в виде ключа, взаимодействующего со шлицами на пропущенной сквозь короб оси кривошипа, либо в виде рукоятки, установленной на шлицах оси кривошипа снаружи короба воздуховода.

Конкретное конструктивное выполнение заявляемой полезной модели представлено на прилагаемых чертежах.

На Фиг.1 - показано расположение заслонки (вид сбоку).

На Фиг.2 - показано расположение заслонки (вид сверху - сечение А-А).

На Фиг.3 - показан узел заделки оси кривошипа.

На Фиг.4 - вид Д на этот узел.

Воздухоприемное устройство транспортного средства содержит выполненное в корпусе 1 транспортного средства заборное отверстие 2, перекрытое решеткой 3 и воздуховод 4, в коробе 5 которого расположена заслонка 6.

Заслонка 6 выполнена в виде пластины, закрепленной посредством шарнира 7 на стенке короба 5 у заборного отверстия 2 и может перекрывать заборное отверстие 2, прижимаясь к нему или открывать его, упираясь в противоположную стенку короба 5.

Механизм перемещения (поворота) заслонки 6 выполнен в виде кривошипно-кулисного (шарнирного четырехзвенного) механизма, кулисой которого является заслонка 6. На заслонке 6 закреплена направляющая 8, по которой перемещается шатун 9, шарнирно соединенный с кривошипом 10. Кривошип 10 имеет -образную форму и его концы закреплены посредством

шарниров 11 и 12 в коробе 5, при этом один конец-ось 13 проходит сквозь короб 5 (фиг.3) и имеет шлицы 14, с которыми может взаимодействовать либо ключ, либо рукоятка (на чертежах не показаны) для поворота кривошипа 10.

Длина кривошипа 10 и положение оси его шарниров 11 и 12 выбраны таким образом, чтобы кривошип 10 располагался под углом, близким к 90° (например, ±10°) к заслонке 6 в крайних ее положениях, что обеспечивает с учетом упругих деформаций ее надежную фиксацию в открытом и закрытом положениях.

Воздухоприемное устройство функционирует следующим образом. Поскольку устанавливаемый в подвагонном пространстве дизель-генератора (на чертежах не показан) или другой агрегат, работает непостоянно, то изначально заслонка 6 перекрывает заборное отверстие 2, препятствуя поступлению воздуха, а вместе с ним пыли и влаги в воздуховод и далее.

Перед запуском дизель-генератора проводник вагона (член локомотивной бригады и т.п.) осуществляет открытие из помещения вагона (локомотива) заслонки 6 путем поворота ключом или рукояткой, надетыми на шлицы 14 оси 13 кривошипа 10 на угол ˜150°. В конце поворота происходит фиксация заслонки 6 в открытом положении (при прохождении кривошипом 10 угла 90° по отношению к заслонке 6).

После выключения дизель-генератора таким же образом с приложением незначительного усилия происходит расфиксация заслонки 6 и ее перевод в закрытое положение, в котором заслонка 6, слегка деформируясь прижимается к окантовке заборного отверстия 2 и фиксируется в этом положении.

Заявляемое устройство просто в конструктивном отношении, удобно и надежно в эксплуатации, обеспечивая быстрое и легкое открытие-закрытие заборного отверстия путем поворота кривошипа 10 на угол порядка 150° из помещения вагона.

Источники информации:

[1] RU, ПМ, №39320, 30.03.2004 г.

[2] SU, AC. 455882, В 61 С 5/02, 1971 г.

[3] SU, AC. 1191316, В 60 К 11/08, 1981 г.

[4] А.Ф.Крайнев, «Механика машин», фундаментальный словарь, М., Машиностроение, 2001 г., ср.313-314.

1. Воздухоприемное устройство транспортного средства, содержащее выполненное в корпусе транспортного средства и перекрытое решеткой заборное отверстие и воздуховод, в коробе которого расположена поворотная заслонка, связанная с механизмом ее перемещения, отличающееся тем, что механизм перемещения заслонки выполнен кривошипно-кулисным, кулисой которого является шарнирно соединенная с коробом у заборного отверстия заслонка, с закрепленной на ней направляющей шатуна, связанного с выполненным -образным кривошипом, концы которого шарнирно закреплены в коробе воздуховода, при этом по крайней мере один из них пропущен сквозь короб и снабжен шлицами для соединения со средством его поворота.

2. Воздухоприемное устройство по п.1, отличающееся тем, что длина кривошипа и положение оси его вращения выбраны из условия расположения кривошипа под углом, близким к 90° к заслонке в крайних ее положениях.

3. Воздухоприемное устройство по п.1, отличающееся тем, что средство для поворота кривошипа выполнено в виде ключа, взаимодействующего со шлицами на оси кривошипа, пропущенной сквозь короб.

4. Воздухоприемное устройство по п.1, отличающееся тем, что средство для поворота кривошипа выполнено в виде рукоятки, установленной снаружи короба на шлицах оси кривошипа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для подогрева и поддержания оптимальной температуры технических жидкостей и может быть использовано для повышения эффективности эксплуатации транспортных средств и технологических машин
Наверх