Устройство крепления газовых баллонов на автобусе

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности к расположению на автобусах газобаллонной аппаратуры для двигателя внутреннего сгорания. Повышение эксплуатационных качеств конструкции, обеспечение ее простоты и снижение металлоемкости обеспечивается тем, что устройство для крепления газовых баллонов под полом автобуса, содержащее жестко связанные с его рамой поперечные брусья с расположенными на них ложементами, и элементы фиксации газовых баллонов в ложементах, отличается тем, что оно снабжено одним или несколькими продольными несущими брусьями, расположенными ниже осей баллонов и жестко связанными с поперечными брусьями и ложементами. Продольные несущие брусья целесообразно размещать таким образом, чтобы величина дорожного просвета под ними была меньше, чем под газовыми баллонами.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности к расположению на автобусах газобаллонной аппаратуры для двигателя внутреннего сгорания.

Известные схемы расположения газовых баллонов под полом салона автобуса (или иного транспортного средства), в отличие от вариантов их расположения на крыше, позволяют избежать повышения центра тяжести автобуса, дополнительной нагрузки на каркас автобуса весом газовых баллонов, их арматуры и элементов крепления (в том числе инерционными силами), а также увеличения габаритной высоты автобуса. Принципиально эти схемы можно разделить на две основные группы.

В первом случае ложементы баллонов крепятся непосредственно на находящийся под полом силовой каркас (раму) автобуса, а сами баллоны подвешиваются к ним снизу. Преимуществом такой схемы является минимальная металлоемкость конструкции, возможность индивидуального монтажа и демонтажа баллонов при сборке и техническом обслуживании автобуса, а также возможность легкого доступа к газовым баллонам, их арматуре и элементами крепления, а также к узлам и коммуникациям других систем автобуса, расположенным под полом в зоне баллонов. Недостатком схемы является незащищенность экранов баллонов, с помощью которых осуществляется их защита от прямого воздействия дорожной соли, грязи и гравия, от возможного повреждения при переезде автобусом препятствий, в том числе при выходе за пределы дорожного полотна в случае дорожно-транспортного происшествия.

Во втором случае (см. журнал Ассоциации автомобильных инженеров №3 (26), 2004) газовые баллоны монтируются на ложементах

сверху. Ложементы при этом закреплены на поперечинах, смонтированных на раме автобуса. Преимуществом такой схемы является разгрузка хомутов крепления баллонов к ложементам, а также наличие силовой защиты баллонов от их повреждения снизу и возможность предварительной баллонов с их соединительной газовой арматурой группами на подрамниках (кассетах), что уменьшает трудоемкость монтажных операций, выполняемых непосредственно на автобусе. При такой схеме нижние защитные экраны баллонов могут являться элементами подрамника ложементов газовых баллонов. К недостаткам данной конструкции можно отнести увеличенную металлоемкость и сложность, а также необходимость применения специальных подъемно-транспортных приспособлений для монтажа и демонтажа подрамников с газовыми баллонами при сборке автобуса и его техобслуживании. Кроме того, подрамники затрудняют доступ к газовым баллонам, их арматуре и элементам их крепления, а также узлам и коммуникациям других систем автобуса, расположенным под полом (электрической, пневматической и гидравлической систем), что в свою очередь затрудняет их обслуживание и ремонт.

Задача полезной модели - повышение эксплуатационных качеств конструкции, обеспечение ее простоты и снижение металлоемкости.

Указанная задача решается путем того, что устройство для крепления газовых баллонов под полом автобуса содержащее жестко связанные с его рамой поперечные брусья с расположенными на них ложементами, и элементы фиксации газовых баллонов в ложементах, отличается тем, что оно снабжено одним или несколькими продольными несущими брусьями, расположенными ниже осей баллонов и жестко связанными с поперечными брусьями и ложементами

Ложементы могут группироваться на продольном несущем брусе попарно.

Продольные несущие брусья целесообразно размещать таким образом, чтобы величина дорожного просвета под ними была меньше, чем под газовыми баллонами.

Элементы фиксации газовых баллонов в ложементах могут быть выполнены в виде хомутов, одним концом прикрепленных к продольному брусу.

Дополнительные продольные несущие брусья используются для поддержки ложементов баллонов и образуют с ними единую пространственную жесткую силовую конструкцию, с обеспечением возможности монтажа и демонтажа газовых баллонов без необходимости демонтажа этих брусьев. Для обеспечения возможности выполнения этими несущими брусьями функций защиты баллонов снизу дорожный просвет под брусьями задается ниже дорожного просвета непосредственно под газовыми баллонами. При таком исполнении конструкции возможно предохранение газовых баллонов снизу от их возможного силового контакта с грунтом (бордюрами, элементами ограждений и т.д.) при дорожно-транспортных происшествиях, связанных с выходом автобуса за пределы дорожного полотна. Одновременно конструкция способна обеспечить активное сопротивление попыткам продавливания газовых баллонов снизу в салон автобуса, что может быть сопряжено с опасностью одновременного повреждения (разгерметизации) газовых магистралей и настила пола и, как следствие, попадания горючих газов непосредственно в салон автобуса. При такой схеме крепления баллонов один несущий брус может использоваться для поддержки ложементов сразу двух рядов баллонов, что уменьшает металлоемкость конструкции при одновременном обеспечении хороших защитных свойств.

Баллоны могут компоноваться в свободном пространстве между лонжеронами и поперечинами каркаса (рамы) автобуса попарно, с минимальным зазором между ними и, соответственно, с обеспечением максимального просвета между рядами попарно сгруппированных

баллонов, для облегчения прокладки различных коммуникаций, расположенных под полом автобуса (его электрической, пневматической, гидравлической систем и водоводов системы отопления кузова). Предлагаемая конструкция обеспечивает максимально удобный, свободный доступ к этим коммуникациям, с возможностью монтажа и демонтажа отдельных их элементов, а также самих газовых баллонов с их соединительной арматурой независимо друг от друга. Это, в свою очередь, накладывает меньшие ограничения на порядок (технологию) сборки автобуса и упрощает его обслуживание и ремонт в эксплуатации. В случае неразборной, цельносварной конструкции продольных несущих брусьев они и их стойки могут быть использованы для прокладки и фиксации отдельных элементов коммуникаций автобуса (например, жгутов электропроводки и трубок пневмосистемы), в том числе монтируемых на него до установки газовых баллонов. Наличие развитой системы нижних несущих брусьев газовых баллонов упрощает конструкцию съемных защитных экранов, осуществляющих защиту газовых баллонов от прямого воздействия дорожной соли, грязи и гравия.

На фиг.1 изображен внешний вид предлагаемого устройства.

На фиг.2 - его чертеж (поперечное сечение).

Устройство содержит лонжероны рамы 1, поперечные брусья 2 с закрепленными на них ложементами 3, газовые баллоны 4, прикрепленные к ложементам хомутами 5, продольный несущий брус б, ребра жесткости 7, защитный экран 8, стойки 9 для крепления продольных несущих брусьев.

В изображенном варианте ложементы 3 продольно расположенных, сгруппированных попарно газовых баллонов 4 привариваются попарно друг к другу и к поперечным брусьям 2, опираясь своей нижней частью на продольные несущие брусья 6, в свою очередь связанные с каркасом кузова (рамой) с помощью дополнительных стоек 9.

Поскольку хомуты 5 крепления газовых баллонов 4 в такой конструкции воспринимают их вес (баллоны притягиваются ими к

ложементам снизу), по действующим нормативным документам их должно быть, как минимум, три. Однако, увеличение количества фиксирующих баллон ложементов свыше двух ведет к увеличению металлоемкости конструкции и повышению требований к точности ее пространственной геометрии. Поэтому, в целях удовлетворения упомянутого требования и оптимизации схемы фиксации баллонов на ложементах, в конструкции предусмотрено использование для фиксации каждого из баллонов 4-х хомутов 5 крепления, попарно сгруппированных в зоне каждого из двух ложементов 3 фиксации газового баллона. У изображенного на фиг.2 варианта исполнения конструкции хомуты 5 не охватывают баллоны 4, однако, крепление баллонов по предлагаемой схеме может осуществляться и хомутами, охватывающими баллоны с ложементами. В этом случае увеличивается необходимая ширина ложементов 3 и металлоемкость конструкции, однако конструкция упрощается в виду отсутствия элементов крепления хомутов на каркасе кузова (раме) и продольных брусьях.

1. Устройство для крепления газовых баллонов под полом автобуса, содержащее жестко связанные с его рамой поперечные брусья с расположенными на них ложементами, и элементы фиксации газовых баллонов в ложементах, отличающееся тем, что оно снабжено одним или несколькими продольными несущими брусьями, расположенными ниже осей баллонов и жестко связанными с поперечными брусьями и ложементами.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ложементы группируются на продольном несущем брусе попарно.

3. Устройство по одному из пп.1 и 2, отличающееся тем, что продольные несущие брусья размещены таким образом, что величина дорожного просвета под ними меньше, чем под газовыми баллонами.

4. Устройство по одному из пп.1 и 2, отличающееся тем, что элементы фиксации газовых баллонов в ложементах выполнены в виде хомутов, одним концом прикрепленных к продольному брусу.



 

Похожие патенты:

Стальная круглая тонкостенная водосточная секционная труба относится к средствам отвода сточной воды, преимущественно дождевой и талой воды, от стоков крыш на тротуары, при этом она относится также к конструкциям труб, из которых изготавливаются секции водосточной трубы; усиленный нержавеющий хомут-стяжка из оцинкованной стали относится к средствам соединения секций водосточной трубы.

Полезная модель относится к области автомобильной техники, а именно к рамам автомобилей малой грузоподъемности

Изобретение относится к области химического машиностроения, а именно к фильтр-прессам, и может найти применение при фильтровании промышленных суспензий в химической и смежных отраслях промышленности
Наверх