Схема защиты электродвигателя постоянного тока привода мотор-компрессора

 

Использование: в электрооборудовании транспортных средств, получающих питание от контактной сети постоянного тока. Схема для защиты электродвигателей постоянного тока компрессоров может быть использована для повышения надежности мотор компрессоров транспортных средств, получающих питание непосредственно от контактной сети. Сущность: схема защиты содержит реле дифференциальной защиты, контакт линейного контактора, демпферный резистор, реле перегрузки, и релейно-контакторную цепь управления. Для исключения разрыва цепи питания двигателя от срабатывания реле перегрузки при пуске, на время пуска контакт реле времени шунтирует контакт реле перегрузки. Технический результат - повышение эффективности защитных функций в аварийных режимах, обеспечение надежности.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрооборудованию транспортных средств, получающих питание от сети постоянного тока и предназначено для защиты в аварийных режимах цепи двигателя мотор-компрессора.

Известна схема для зашиты электродвигателя компрессора постоянного тока в аварийных режимах, содержащая демпферный резистор и быстродействующий выключатель (З.Я.Гуледани. Электрические схемы электровоза ВЛ10. М.: Транспорт, 1974 г., стр.6, рис.1).

Однако такая схема не защищает цепь питания двигателей от перегрузок.

Наиболее близкой, по технической сущности, является схема зашиты электродвигателя компрессора постоянного тока в аварийных режимах, состоящая из реле дифференциальной защиты, к клемме которого последовательно подключены контакт линейного контактора и демпферный резистор (Устройство и работа электровозов постоянного тока / С.Н.Чернявский, И.М.Ривин. М.: Транспорт, 1971 г., 360 с., рис.318.).

Данная схема также не обеспечивает надежную защиту системы питания электродвигателей мотор-компрессора, поскольку лишена токовой защиты в случае заклинивания мотор-компрессора или короткого замыкания в цепи обмотки двигателя, а также в случае межвиткового короткого замыкания двигателя.

Задачей изобретения является создание схемы, обеспечивающей надежную защиту цепи питания электродвигателя мотор-компрессора в аварийных режимах.

Поставленная задача достигается тем, что в цепь питания электродвигателя мотор-компрессора, состоящую из реле дифференциальной защиты, к клемме которого последовательно подключены: силовой контакт линейного контактора, демпферный резистор, клемма обмотки двигателя мотор-компрессора, а другая клемма обмотки соединена с клеммой реле дифференциальной защиты, введено реле перегрузки, и релейно-контакторная цепь управления, а для исключения разрыва цепи питания двигателя от срабатывания реле перегрузки при пуске, на время пуска контакт реле времени шунтирует контакт реле перегрузки, для чего в релейно-контакторную цепь управления введен соответствующий контакт.

Положительный эффект изобретения проявляется в том, что предлагаемое техническое решение позволяет обеспечивать надежную защиту цепи питания электродвигателя постоянного тока привода мотор-компрессора.

На фиг.1 показана предлагаемая схема зашиты электродвигателя постоянного тока привода мотор - компрессора.

Схема зашиты цепи питания электродвигателя постоянного тока привода мотор - компрессора состоит из силовой цепи 1 питания двигателя от источника постоянного тока 2, состоящей из реле дифференциальной защиты 3, к клемме 4 которого последовательно подключены: силовой контакт 5 линейного контактора 6, реле перегрузки 7, демпферный резистор 8, клемма 9 обмотки двигателя мотор-компрессора 10, клемма 11 другого конца обмотки двигателя 10 соединенная с клеммой 12 реле дифференциальной защиты 3, и цепи управления 13 силовым оборудованием, получающей питание от низковольтного источника напряжения питания цепей управления 14, питающего: через ключ 15,

контакт 16 контактора 6 катушку реле времени 17, через параллельно соединенные ключ 18 и контакт 19 промежуточного реле 20, последовательно соединенные с ними параллельно соединенные контакт 21 реле перегрузки 7 и нормально открытый контакт 22 реле времени 17 катушку промежуточного реле 20, через ключ 15, контакт 23 промежуточного реле 20 катушку контактора 6.

Схема работает следующим образом. При замкнутом ключе 15 напряжение с источника питания цепей управления 14 через замкнутый блокировочный контакт 16 контактора 6 прикладывается к катушке реле времени 17. При кратковременном замыкании ключа 18 напряжение с низковольтного источника питания 14 цепей управления поступает через блок-контакт 21 реле перегрузки 7, и параллельно через блок-контакт 22 реле времени 17, на катушку реле 20, которое включившись замыкает свой контакт 19, чем обеспечивает "самоподхват", т.е. поддержание питания цепи своей катушки, после отключения ключа 18, одновременно замыкая другой собственный контакт 23 в цепи питания катушки контактора 6 двигателя мотор-компрессора 10. Двигатель 10 мотор-компрессора получает питание от силового источника питания 2 через реле дифференциальной защиты 3, контакт 5 линейного контактора 6, реле перегрузки 7 и демпферный резистор 8. Величина пускового тока двигателя 10 превышает уставку защиты реле перегрузки 7, что вызывает ее срабатывание и размыкание контакта 21, но катушка реле 20 остается включенной, т.к. ее питание обеспечивается через контакт 22 реле времени 17. За время перехода двигателя из пускового режима в установившийся, контакт 21 замыкается, а контакт 22, по истечении задержки на размыкание, размыкается.

В случае короткого замыкания в цепи двигателя или его заклинивания, величина аварийного тока приводит к срабатыванию реле перегрузки 7 и размыканию контакта 21, потере питания катушки реле 20,

размыканию контакта 23 в цепи катушки контактора 6 и обесточиванию двигателя 10.

Восстановление работоспособности схемы обеспечивается кратковременным замыканием ключа 18, с последующим его размыканием.

Таким образом, предлагаемая схема позволяет обеспечить надежную защиту цепи двигателя мотор-компрессора.

Схема для зашиты электродвигателя мотор-компрессора постоянного тока, состоящая из реле дифференциальной защиты, контакта линейного контактора, демпферного резистора, отличающаяся тем, что в нее введено реле перегрузки и релейно-контакторная цепь управления, а контакт реле перегрузки на время пуска зашунтирован нормально открытым контактом реле времени.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к устройствам для управления током возбуждения электродвигателей, а именно к устройствам для управления током возбуждения тяговых электродвигателей электровоза постоянного тока в режиме рекуперативного торможения

Схема дифференциального автоматического выключателя-маячка электрического относится к коммутационной технике и может быть использована для включения и отключения осветительных приборов и другого оборудования, находящегося в бытовом, производственном или общественном помещении.
Наверх