Шахта корабельная для размещения в мосту судна катамаранного типа с нижним дистанционным надводным закрытием для осуществления спуска и подъема подводных аппаратов

 

Корабельная шахта относится к области судостроения, а более конкретно - к научно-исследовательским судам и решает задачи повышения эффективности проведения морских операций спуска/подъема подводных аппаратов (ПА) за счет сокращения времени вспомогательных работ и использования предлагаемого устройства для любых типов ПА (с учетом габаритов шахты) за счет ее использования. Задачей предлагаемой полезной модели является повышение эффективности выполнения спускоподъемных работ ПА, повышение безопасности экипажа и спускаемого/поднимаемого оборудования, и возможность их проведения при любых погодных условиях, в том числе в ледовых условиях. Поставленная задача решается за счет размещения шахты и спускоподъемного оборудования внутри судна в отапливаемом помещении. Предлагаемая шахта для подъема/спуска ПА позволяет свести до минимума количество ручных операций, исключить необходимость использования рабочей шлюпки во время их спуска/подъема, снизить риск повреждения подводного аппарата и травмирования экипажа, производить спускоподъемные операции любых типов оборудования (с учетом габаритов шахты), что выгодно отличает его от прототипа.

Разработанное техническое сооружение относится к области судостроения, а более конкретно - к конструкциям научно-исследовательских судов, и решает задачи спуска под воду и подъема с воды на борт судна необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов (ПА) за счет использования предлагаемого устройства.

В настоящее время для проведения подводно-технических работ, исследований Мирового океана и поисковых операций широко используются ПА различных типов.

Надежное и эффективное использование ПА во многом зависит от наличия на судне-носителе специальных спускоподъемных устройств, обеспечивающих безопасное проведение операций спуска и подъема в условиях открытого моря. Иногда для этого используются общесудовые грузовые устройства (краны, стрелы, порталы), однако их применение связано с жесткими ограничениями по погодным условиям и исключает возможность использования кабель-троса, а следовательно, телеуправляемых и погружных аппаратов.

Общеизвестны устройства для выполнения спускоподъемных операций подводных аппаратов, включающее порталы, краны, а также заваливающуюся за борт П-образную или Г-образную балку со шкивом, через который пропущен кабель-трос с кабельной лебедки. Однако подготовка ПА к спуску проводится на открытой палубе, что накладывает целый ряд ограничений применения таких устройств, вызваны метеорологическими условиями.

Известно устройство для выполнения спускоподъемных операций подводных аппаратов, включающее сквозную шахту в корпусе судна и расположенное на палубе грузоподъемное оборудование. Нижняя часть шахты имеет раструб с коническими образующими, в который вставлена через уплотнительную манжету ответная раструбу съемная платформа-заглушка, связанная тросами с грузоподъемным оборудованием, предназначенная для спуска и подъема через шахту подводных аппаратов, а также изоляции полости шахты от водной среды и ледовых образований. Данный пример описан в изобретении РФ, Ю.Б. Могутин, М.В. Власьев, Р.И. Кильдеев Судовое устройство для спуска и подъема подводных аппаратов, 125548 - прототип.

Спускоподъемные операции ПА начинаются с позиционирования судна-носителя на месте проведения подводных работ с помощью якорей или системы динамического позиционирования. При выполнении операции спуска на ПА закрепляются тросы грузоподъемного оборудования и оттяжек, после чего подводный аппарат поднимается с кильблоков над палубой судна-носителя и переносится на опускаемую платформу с помощью судового грузоподъемного оборудования. Далее при помощи системы тросов и грузовых лебедок платформа опускается на рабочую глубину вместе с подводным аппаратом.

Подъем подводного аппарата выполняется в обратном порядке, но занимает несколько больше времени, так как включает дополнительные операции:

- всплытие ПА на нужную глубину;

- обнаружение подводного аппарата судном-носителем с использованием визуальных и локационных средств наблюдения;

- подход судна к ПА;

- спуск погружной платформы и дистанционная установка подводного аппарата на платформу.

Затем осуществляется подъем платформы на судно, где подводный аппарат устанавливается на кильблоки или тележку.

Задачами предлагаемой полезной модели являются: повышение эффективности выполнения спускоподъемных работ подводных аппаратов за счет обеспечения возможности проведения подготовительных операций в закрытом отапливаемом помещении, повышение безопасности экипажа и спускаемого/поднимаемого оборудования, и возможность их проведения при любых погодных условиях.

Поставленная задача решается за счет размещения шахты и спускоподъемного оборудования внутри моста катамаранного судна в закрытом отапливаемом помещении. Шахта оборудована верхней и нижней водонепроницаемыми крышками, которые могут закрываться дистанционно посредством гидропривода, обеспечивая полную изоляцию шахты.

Сущность полезной модели поясняется тремя рисунками: на Фиг. 1 схематично представлен общий вид предлагаемой корабельной шахты, на Фиг. 2÷3 - принцип ее работы по спуску и подъему подводных аппаратов, на Фиг. 4 - водонепроницаемая крышка (вид сверху).

Шахта 1 расположена в корпусе судна (на рисунке не показана). Шахта в верхней ее части закрывается водонепроницаемой крышкой 2, которая приводится в движение гидроцилиндрами 3, расположенными в специальной нише под крышкой. Шахта имеет блок кассет 4, состоящий из нескольких выдвижных кассет, приводимых в действие посредствам гидравлики. На каждой выдвижной кассете имеется жолоба 5, по которым перемещаются ролики 6 спускоподъемной подвесной рамы 7.

Рама опускается и поднимается при помощи грузовых лебедок 8, запитанных от судовой сети, установленных на рамной конструкции 9 подвешенной под подволоком. Длину вытравляемого троса фиксируют специальные ролики 10, входящие в состав рамной конструкции и которые в свою очередь центрируют подвесную раму 7 относительно оси шахты.

Рамная конструкция имеет в местах прилегания рамы специальные фиксаторы 11, которые обеспечивают плотное прилегание обеих конструкций друг к другу при помощи натяжения грузовых лебедок, что обеспечивает ее безопасное хранение при условиях качки в походной положении.

Подвесная рама оборудована системой гаков 12, что позволяет удобно фиксировать спускоподъемный аппарат, предусмотренный габаритными размерами шахты.

После завершения всех спускоподъемных операций блок кассет складывается в походное положение, туннель шахты снизу закрывается водонепроницаемой крышкой 13, которую приводит в движение гидроцилиндр 14.

В закрытом положении для герметизации шахты по краям крышка имеет уплотнительные прокладки 15, которые при закрытии гидроцилиндрами плотно прижимаются к корпусу шахты, обеспечивая изоляцию от влияния внешних погодных условий.

В закрытом положении крышка зафиксирована задрайками 16, закрывающимися и открывающимися с помощью установленных на каждой из них тяг 17, приводимыми в движение гидроцилиндрами 18, дающими дополнительную прижимную силу.

При окончании спускоподъемных работ судно снимается с точки позиционирования и переходит к следующему месту подводных работ.

Предлагаемая корабельная шахта для спуска и подъема подводных аппаратов позволяет:

- сводить до минимума количество ручных операций;

- производить спускоподъемные операции любых типов подводных аппаратов (с учетом габаритов шахты);

- исключить необходимость использования рабочей шлюпки во время спуска/подъема ПА;

- обеспечить безопасное проведение спускоподъемных операций в открытом море;

- снизить риск повреждения подводного аппарата и травмирования экипажа.

Кроме того, предлагаемое устройство не подвержено влиянию внешней среды благодаря расположению основных механизмов в закрытом отапливаемом помещении, что ее выгодно отличает от прототипа.

1. Шахта корабельная для размещения в мосту судна катамаранного типа с нижним дистанционным надводным закрытием для осуществления спуска и подъема подводных аппаратов, отличающаяся тем, что снабжена:

- рамной конструкцией, подвешенной под подволоком, с установленными на ней грузовыми лебедками;

- нижней водонепроницаемой крышкой, закрывающейся дистанционно гидроприводом;

- спускоподъемной подвесной рамой с установленной на ней системой гаков для более безопасного опускания подводного оборудования и телеуправляемых аппаратов;

- блоком с выдвижными кассетами для ровного спуска/подъема спускоподъемной подвесной рамы и подводного оборудования.

2. Шахта корабельная по п. 1, отличающаяся тем, что блок с выдвижными кассетами имеет желоба, по которым перемещаются ролики спускоподъемной подвесной рамы.

3. Шахта корабельная по п. 1, отличающаяся тем, что верхняя водонепроницаемая крышка шахты приводится в движение гидроцилиндрами, расположенными в нише под крышкой.

4. Шахта корабельная по п. 1, отличающаяся тем, что нижняя водонепроницаемая крышка шахты снабжена задрайками с тягами, приводимыми в движение гидроцилиндрами, для дополнительной прижимной силы.

5. Шахта корабельная по п. 1, отличающаяся тем, что на рамной конструкции установлены ролики для центровки спускоподъемной подвесной рамы.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к стреловым грузоподъемным устройствам различного назначения, в частности, к палубным кранам
Наверх