Шахта корабельная с дистанционным закрытием для спуска и подъема водолазов и глубоководной аппаратуры в сложных погодных условиях



 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно - к научно-исследовательским судам и решает задачи повышения эффективности проведения морских операций спуска/подъема водолазов и подводных аппаратов (ПА) за счет сокращения времени вспомогательных работ и использования предлагаемого устройства для любых типов ПА (с учетом габаритов шахты) за счет использования предлагаемого устройства. Задачей предлагаемой полезной модели является повышение эффективности выполнения спускоподъемных работ ПА, повышение их безопасности для экипажа и спускаемого/поднимаемого оборудования, и возможность их проведения при любых погодных условиях, в том числе в ледовых условиях. Поставленная задача решается за счет размещения шахты и спуско-подъемного оборудования внутри судна в отапливаемом помещении. Причем спуск и подъем водолазов и ПА может осуществляться в кабине шахты, устанавливаемой с помощью спуско-подъемного оборудования шахты и передвигающейся по вертикальным направляющим желобам шахты. Шахта оборудована нижней водонепроницаемой крышкой, которая может закрываться дистанционно посредством, например, гидропривода. Предлагаемая шахта для подъема водолазов и ПА позволяет свести до минимума количество ручных операций, исключить необходимость использования рабочей шлюпки во время их спуска/подъема, уменьшить влияние гидрометеорологических условий, обеспечить безопасное проведение спускоподъемных операций в ледовых условиях, снизить риск повреждения ПА и травмирования экипажа, производить спускоподъемные операции любых типов ПА (с учетом габаритов шахты), что выгодно отличает его от прототипа.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно - к научно-исследовательским судам, и решает задачи спуска под воду и подъема с воды на борт судна водолазов и телеуправляемых погружных подводных аппаратов (ПА) за счет использования предлагаемого устройства.

В настоящее время для проведения подводно-технических работ, исследования Мирового океана и поисковых операций широко используются ПА различных типов.

Эффективное использование ПА во многом зависит от наличия на судне-носителе специальных спускоподъемных устройств, обеспечивающих безопасное проведение операций спуска и подъема в условиях открытого моря. Иногда для этого используются общесудовые грузовые устройства (краны, стрелы, порталы), однако их применение связано с жесткими ограничениями по погодным условиям и исключает возможность использования кабель-троса, а следовательно, телеуправляемых и погружных аппаратов.

Общеизвестны устройства для выполнения спускоподъемных операций ПА, включающее заваливающуюся за борт П-образную или Г-образную балку со шкивом, через который пропущен кабель-трос с кабельной лебедки. Однако подготовка ПА к спуску проводится на открытой палубе, что накладывает ограничения применения таких устройств, вызванные метеорологическими условиями.

Известно устройство для выполнения спускоподъемных операций ПА, включающее судовое грузоподъемное оборудование (грузовую стрелу). Соединение ПА с тросами судовой грузовой стрелы выполняется в виде дистанционно управляемого захвата, позволяющего при спуске ПА производить отсоединение троса. При спуске и подъеме ПА за одну точку подвеса возможно его вращение, которое ограничивают оттяжками, заводимыми к оконечностям ПА и вручную «одерживаемыми» экипажем судна (Сведения с официального сайта Института океанологии им. П.П. Ширшова, РАН, подраздел Морская техника и морское оборудование «Marine Engineering», http://www.ocean.ru) - прототип.

Спускоподъемные операции ПА начинаются с позиционирования судна-носителя на месте проведения подводных работ с помощью якорей, либо системы динамического позиционирования. При выполнении операции спуска на ПА закрепляются тросы грузоподъемного оборудования и оттяжек, после чего ПА поднимается с кильблоков над палубой судна-носителя и перемещается за борт с помощью судового грузоподъемного оборудования.

Подъем ПА выполняется в обратном порядке, но занимает несколько больше времени, так как включает дополнительные операции: всплытие ПА на поверхность моря, обнаружение ПА судном-носителем с использованием визуальных и локационных средств наблюдения, подход судна к ПА, спуск рабочей шлюпки с аквалангистом, буксировку ПА к борту судна-носителя, закрепление грузового троса и оттяжек аквалангистом. После чего осуществляется подъем ПА на палубу судна, где он устанавливается на кильблоки или тележку.

Задачей предлагаемой полезной модели является повышение эффективности выполнения спускоподъемных работ ПА, повышение их безопасности для экипажа и спускаемого/поднимаемого оборудования, и возможность их проведения при любых погодных условиях, в том числе в ледовых условиях.

Поставленная задача решается за счет размещения шахты и спуско-подъемного оборудования внутри судна в отапливаемом помещении. Причем спуск и подъем может осуществляться в кабине шахты, устанавливаемой с помощью спуско-подъемного оборудования шахты и передвигающейся по вертикальным направляющим жолобам шахты. Шахта оборудована нижней водонепроницаемой крышкой, которая может закрываться дистанционно посредством, например, гидропривода.

Сущность полезной модели поясняется тремя рисунками: на Фиг. 1 схематично представлен общий вид предлагаемого судового устройства для спуска и подъема подводных аппаратов и аквалангистов, на Фиг. 2 - водонепроницаемая крышка (вид сверху), на Фиг. 3 - часть запирающего устройства водонепроницаемой крышки.

Шахта 1 расположена в корпусе судна (на рисунке не показано). Шахта 1 имеет два вертикальных направляющих жолоба 2, по которым катятся ролики 3 кабины шахты 4.

Сверху шахта закрывается крышкой 5 с помощью телескопического крана 6, а внизу туннель шахты закрывается водонепроницаемой крышкой 7, перемещающейся с помощью гидроцилиндра 8, расположенного вместе с откидывающейся крышкой в специальной нише.

В закрытом положении для герметизации шахты по периметру, водонепроницаемая крышка прижимается к корпусу с помощью задраек 9, закрывающихся и открывающихся с помощью установленных на каждой из них тяг 10, приводимых в движение гидроцилиндрами 11, питающимися от того же насосного агрегата.

Шахта имеет внизу конусные ловители 12 для центровки кабины в ней.

Кабина шахты имеет вверху конусную вставку 13, обеспечивающую попадание в направляющие желоба 2 двух роликов 3.

В средней части кабины шахты установлен захват 14, который зацепляют за направляющий трос 15, тем самым предотвращая вращение кабины и скручивание шлангов и кабеля (на рисунке не показаны), спускаемых вместе с ПА или кабиной для водолазов.

На палубе выше верхней крышки шахты установлен телескопический кран с выдвижной стрелой, имеющий два гака. С помощью одного гака совершают спуск и подъем кабины шахты, а так же перемещают ее в походное положение, с помощью второго гака опускают направляющий груз 16 или дрель винт 17 для фиксации направляющего троса 15 на грунте.

Кабина по направляющему тросу 15 спускается в то место, куда заранее опущен груз или ввинчен фиксирующий винт, или поднимается к шахте. При окончании подводных работ судно снимается с точки позиционирования и переходит к следующему месту подводных работ.

Предлагаемая корабельная шахта для спуска и подъема подводных аппаратов и водолазов позволяет: свести до минимума количество ручных операций, производить спускоподъемные операции любых типов ПА (с учетом габаритов шахты), исключить необходимость использования рабочей шлюпки во время спуска/подъема ПА, обеспечить безопасное проведение спускоподъемных операций в ледовых условиях, снизить риск повреждения подводного аппарата и травмирования экипажа. Кроме того, предлагаемое устройство не подвержено влиянию внешней среды благодаря расположению основных механизмов в закрытом отапливаемом помещении, что ее выгодно отличает от прототипа.

1. Шахта корабельная с дистанционным закрытием для спуска и подъема водолазов и глубоководной аппаратуры в сложных погодных условиях, отличающаяся тем, что снабжена грузоподъемным оборудованием, например в виде телескопического крана с выдвижной стрелой, расположенным вблизи входа в шахту, размещена в отапливаемом помещении внутри корпуса судна вместе с грузоподъемным оборудованием, снабжена нижней водонепроницаемой крышкой, закрывающейся дистанционно посредством, например гидропривода, снабжена кабиной для размещения в ней спускаемой/поднимаемой глубоководной аппаратуры или водолазов, причем кабина может быть выполнена с возможностью вынимания из шахты и установки ее в походное положение на палубе с помощью грузоподъемного оборудования, снабжена вертикальными направляющими желобами для перемещения по ним кабины, снабжена системой тросов для предотвращения вращения кабины, скручивания шлангов и тросов при спуске/подъеме кабины на грунт.

2. Шахта корабельная по п. 1, отличающаяся тем, что нижняя водонепроницаемая крышка шахты снабжена задрайками с тягами, установленными по периметру крышки и приводимыми в движение, например гидроприводами.

3. Шахта корабельная по п. 1, отличающаяся тем, что в нижней части имеет конусные ловители, обеспечивающие ровное вхождение кабины в шахту и движение в ней.

4. Шахта корабельная по п. 1, отличающаяся тем, что снабжена направляющим грузом или ввинчивающимся стопор-винтом, которые служат для фиксации направляющих тросов в требуемом месте на грунте.

5. Шахта корабельная по п. 1, отличающаяся тем, что удержание кабины шахты на направляющих тросах осуществляется с помощью захватов кабины, расположенных, например, в средней ее части.

6. Шахта корабельная по п. 1, отличающаяся тем, что кабина шахты снабжена роликами, расположенными по бокам кабины и передвигающимися по вертикальным направляющим шахты, а верхняя часть кабины шахты имеет конусообразную форму, что облегчает попадание роликов в направляющие шахты при подъеме кабины.



 

Похожие патенты:
Наверх