Гидрологическая электролебедка

 

Полезная модель относится к судовым лебедкам и может быть использована в гидрологии и океанографии для погружения гидрологических приборов на глубины и для установки их на автономную работу, в частности для батометров, тяжелых лотов, вертушек, зондирующих устройств.

Гидрологическая электролебедка содержит станину, на которой смонтированы барабан, цепная передача, электромотор, ступица, на которой жестко закреплена кранбалка. Станина снабжена двумя боковыми рамами для надевания на борт плавсредства и жестко крепится к нему струбцинами. Станина выполнена с осью, на которую надевается и шарнирно крепится ступица, причем в станине и ступице на одном расстоянии от оси станины выполнены сквозные отверстия, в которые после поворота ступицы и при совмещении вставляется фиксатор угла поворота кранбалки. Использован малогабаритный редуктивный электромотор. Технический результат заключается в возможности транспортировки электролебедки, легкости установки и крепления на плавсредстве, возможности использования на плавсредствах любых размеров, а также удобство и надежность в эксплуатации.

Полезная модель относится к судовым лебедкам и может быть использована в гидрологии и океанографии для погружения гидрологических приборов на глубины и для установки их на автономную работу, в частности для батометров, тяжелых лотов, вертушек, зондирующих устройств.

При рейдовых выездах на мелких судах и работах на небольших глубинах используются разнообразные по конструкции ручные лебедки, например лебедка Кузнецова (кн. «Морская гидрометрия», авт. Ю.В.Истошин, Ленинград, 1967 г. Гидрометеорологическое издательство, стр.21-22) (1). Лебедка содержит барабан, укрепленный на оси, вращающийся во втулках вертикальных стоек, установленных на станине в виде деревянной доски, деревянную стрелу, на конце которой укреплен шкив, вращающийся на оси на подшипниках. Шкив имеет канавку, по которой проходит трос. Для вращения барабана при подъеме приборов с глубины, на правый конец барабана надевается съемная рукоятка. При погружении приборов рукоятка снимается, т.к. при быстром вращении барабана она может соскочить и поранить наблюдателей.

Недостатком известной лебедки является ручное управление, необходимость жесткого закрепления деревянной доски к палубе, которая может быть выполнена из металла, жесткое закрепление стрелы на основании лебедки, что неудобно при подвешивании на стрелу приборов для спуска в воду и снятии их при подъеме из воды.

Известны гидрологические электрические лебедки. Выбранная в качестве прототипа, гидрологическая электрическая лебедка «Океан» (кн. «Морская гидрометрия», авт. Ю.В.Истошин, Ленинград, 1967 г., Гидрометеорологическое издательство стр.26-29) (2) применяется для глубоководных работ, стационарно закреплена на палубе плавсредства, содержит станину, на которой смонтированы мощные барабан, электромотор, коробка передач, устройство для вывода троса за борт, тросоукладчик. Лебедка является стационарной, используется для глубин 4000 и 12000 м. Для электролебедки употребляются мощные электромоторы в морском исполнении мощностью 7,3 квт для малых глубин, и 17,5 кВт для больших глубин. Устройство для вывода троса за борт представляет собой тяжелую, громоздкую шлюпбалку, которая постоянно укреплена на судне, состоит из двух труб, вставленных одна в другую. Нижняя часть неподвижна, а верхняя может вращаться. Известная электролебедка громоздка, имеет сложную конструкцию, является стационарной и не приспособлена для использования на малых плавсредствах. Основание электролебедки закрепляют на палубе плавсредства, что достаточно сложно и трудоемко в случае выполнения палубы из металла.

Задачей предлагаемой полезной модели является создание легкой, переносной, дешевой конструкции электролебедки, возможность ее транспортировки и использования на малых плавсредствах, а также удобство при работе.

Технический результат от использования предлагаемой полезной модели заключается в легкости транспортировки электролебедки, установки и крепления на плавсредстве, возможности использования на плавсредствах любых размеров, а также удобство и надежность в эксплуатации.

Поставленная задача достигается тем, что в известной гидрологической электролебедке, содержащей станину, на которой смонтированы барабан, коробка передач, электромотор, устройство для вывода троса за борт, согласно полезной модели, станина выполнена с осью, имеющей резьбу на конце, и снабжена двумя боковыми рамами для надевания на борт плавсредства, при этом боковая рама, которую располагают с внутренней стороны борта плавсредства, выполнена с перемычкой, на которой смонтированы струбцины для жесткого крепления станины к борту корабля, в качестве коробки передач использована цепная передача, в качестве устройства для вывода троса за борт использована кранбалка, жестко закрепленная на ступице, которая шарнирно закреплена на оси станины, причем в станине и ступице на одном расстоянии от оси станины выполнены сквозные отверстия для вставки фиксатора угла поворота кранбалки, к которой фиксатор закреплен посредством гибкой связи, при этом использован малогабаритный редуктивный электромотор.

Станина выполнена с двумя вертикальными стойками, снабженными втулками для установки оси барабана.

Наличие у станины двух боковых рам, одна из которых выполнена с перемычкой со струбцинами, позволяет надевать электролебедку на борт плавсредства и жестко закреплять к нему с помощью струбцин, что значительно упрощает установку электролебедки на плавсредстве, палуба которого выполнена из металла.

Выполнение станины с осью, на которую надета и шарнирно установлена на поверхности станины ступица с кранбалкой, наличие в ступице и станине сквозных отверстий, расположенных на одном расстоянии от оси, для вставки в эти отверстия фиксатора для фиксации угла поворота кранбалки, значительно облегчает работу с электролебедкой при подготовительных работах, когда кранбалку нужно повернуть в сторону палубы для подвешивания на кранбалку морских приборов или снятия их после выполнения подводных работ.

Использование в электролебедке простой и легкой по конструкции станины, которая легко переносится и закрепляется на плавсредстве любых размеров, легкой переносной кранбалки и переносного малогабаритного электромотора позволяет осуществлять транспортировку электролебедки.

Возможность разборки электролебедки на части и легкость сбора ее при установки на плавсредстве облегчает транспортировку электролебедки.

Использование редуктивного электромотора также обеспечивает удобство при работе с электролебедкой.

Совокупность отличительных признаков описываемой полезной модели обеспечивает достижение указанного технического результата.

Сравнение прототипа с заявляемым техническим решением показало, что указанные выше признаки являются отличительными, в связи, с чем заявляемое устройство соответствует критерию "новизны".

На фиг.1 изображена гидрологическая электролебедка, общий вид; на фиг 2 - узел крепления ступицы к станине.

Гидрологическая электролебедка содержит станину 1, барабан 2, электромотор 3, цепную передачу 4, устройство для вывода троса за борт, в качестве которого использована кранбалка 5. Станина 1 снабжена двумя боковыми рамами 6, которые надеваются на борт плавсредства и закрепляются на нем. Боковая рама 6, которая при этом располагается с внутренней стороны борта плавсредства, снабжена перемычкой 7. На перемычке 7 смонтированы струбцины 8 для жесткого крепления станины 1 к борту корабля. Станина 1 выполнена с осью 9, на которую надевается и шарнирно с возможностью поворота вокруг оси, закрепляется ступица 10. На ступице 10 жестко закреплена кранбалка 5. На станине 1 жестко закреплены две вертикальные стойки 11, снабженные втулками, в которых монтируется ось барабана 2. Электромотор 3 и цепная передача 4 смонтированы на станине 1. При этом ось редуктора электромотора 3 через цепную передачу 4 соединена с осью барабана 2, на который намотан трос. Длину троса выбирают в зависимости от глубины водоема, в котором проводятся гидрологические работы. Ступица 10 имеет форму круга, в центре которого выполнено отверстие, для вставки на ось 9 станины. Сверху ось 9 завинчена гайкой 12. В станине 1 и ступице 10 на одном расстоянии от оси 9 станины 10 выполнены сквозные отверстия 13, 14 для вставки в них фиксатора 15 угла поворота кранбалки 5. К кранбалке 5 фиксатор 15 закреплен посредством гибкой связи 16. Кранбалка 5 представляет собой стальную трубу, по длине которой жестко закреплены направляющие шкивы 17, которые служат для равномерного движения троса на участке от барабана 2 до конца кранбалки 5. В целях защиты оператора цепная передача закрыта защитным кожухом. Для электролебедки выбран малогабаритный редуктивный электромотор 3 марки тельфер Р500, рассчитанный на 220 в переменного тока. Электромотор имеет два режима работы: «Спуск» и «Подъем».

Электролебедка работает следующим образом.

После транспортировки электролебедки на борт плавсредства и прибытия на место выполнения подводных работ, станину 1 электролебедки надевают на борт плавсредства. При этом боковую раму 6 с перемычкой 7 располагают с внутренней стороны борта. С помощью струбцин 8 жестко закрепляют станину 1 к борту плавсредства. Ось барабана 2 закрепляют во втулках вертикальных стоек несущей рамы 6. Монтируют цепную передачу 4. Закрывают ее защитным кожухом. Надевают ступицу 10с кранбалкой 5 на ось 9 станины 1 и ось 9 завинчивают гайкой 12. Вручную поворачивают кранбалку 5 к палубе плавсредства. Совмещают отверстия 13, 14 в станине 1 и ступице 10. Жестко фиксируют угол поворота кранбалки 5 путем вставки фиксатора 15 в отверстия 13, 14 ступицы 10 и станины 1. К тросу кранбалки 5 закрепляют гидрологический прибор. Вытаскивают фиксатор 15 из отверстий 13, 14. Вручную кранбалку 5 с прибором поворачивают в сторону водоема. Жестко фиксируют это положение фиксатором 15. Включают электромотор 3 в режим спуска. Вращение вала электромотора 3 при помощи цепной передачи 4 передается на барабан 2 лебедки. Приборы погружаются в воду на заданную глубину. После выполнения глубинных работ электромотор 3 переключают на подъем. Приборы поднимаются на поверхность. Фиксатор 15 снимают. Вручную кранбалку 5 поворачивают в сторону палубы. Фиксатором 15 фиксируют этот поворот кранбалки 5 и снимают прибор на палубу. При отказе в работе электромотора 3 предусмотрен переход на ручной подъем приборов. В этом случае снимают цепную передачу 4, на ось барабана 2 надевают съемную рукоятку, которая вращает барабан 2.

Предлагаемая гидрологическая электролебедка служит для погружения приборов на небольшие глубины (до 500 м.), имеет недорогую, легкую, простую, компактную конструкцию, значительно облегчает труд гидрологов. Преимуществами электролебедки является возможность транспортировки, легкость установки, и демонтажа. Она имеет недорогие комплектующие и может быть изготовлена силами предприятия.

Источники информации

1. Книга «Морская гидрометрия», авт. Ю.В.Истошин, Ленинград 1967 г., Гидрометеорологическое издательство, стр.21-22

2. Книга «Морская гидрометрия», авт. Ю.В.Истошин, Ленинград 1967 г., Гидрометеорологическое издательство, стр.26-29 (прототип)

1. Гидрологическая электролебедка, содержащая станину, на которой смонтированы барабан, коробка передач, электромотор, устройство для вывода троса за борт, отличающаяся тем, что станина выполнена с осью, имеющей резьбу на конце, и снабжена двумя боковыми рамами для надевания на борт плавсредства, при этом боковая рама, которую располагают с внутренней стороны борта плавсредства, выполнена с перемычкой, на которой смонтированы струбцины для жесткого крепления станины к борту корабля, в качестве коробки передач использована цепная передача, в качестве устройства для вывода троса за борт использована кранбалка, жестко закрепленная на ступице, которая шарнирно закреплена на оси станины, причем в станине и ступице на одном расстоянии от оси станины выполнены сквозные отверстия для вставки фиксатора угла поворота кранбалки, к которой фиксатор закреплен посредством гибкой связи, при этом использован малогабаритный редуктивный электромотор.

2. Гидрологическая электролебедка по п.1, отличающаяся тем, что станина выполнена с двумя вертикальными стойками, снабженными втулками для установки оси барабана.



 

Наверх