Механизированный трап для малотоннажных судов

 

Полезная модель фиг.1 чертежа относится к устройству механизированного трапа для судов малого тоннажа. На фиг.1 чертежа показан общий вид устройства, здесь поз 1 и 2 палубы судна, лебедка - поз 5, - своим тросом 6 через шкив 10 выдвигает трап над водой. Во время движения трос 9 от лебедки 7 прикрепляется к средине трапа и уравновешивает его. Как только конец трапа достигает фиксатора 14, устанавливается на фундаменте съемный домкрат 13. Оп упирается в трап и подводит отверстие в трапе к отверстию в стойке фундамента (поз 12), фиксатор 14 на короткое время прижимает трап к столу фундамента, болты 12 вставляются на место, образуя шарнирное соединение. Фиксатор освобождает трап, все ненужное снимается. Трап лебедкой 7 может подниматься наклонно вверх, обеспечивая спасательные операции при съеме с крыш людей - при наводнении, или наклонно вниз, обеспечивая удобный выход людей на берег. Трап снабжен леерным ограждением. Устройство механизированного трапа расширяет маршруты туризма на воде, привлекая дополнительно туристов, которым ранее высадка с судна на необорудованный берег была недоступна (пенсионеры, малые дети, инвалиды и др.) При операциях учебного десантирования и доставки раненных мехтрап спасает от неоправданных потерь личного состава. Для трапов большой грузоподъемности, (2 носильщика и раненый в носилках), вместо ручных лебедок возможно применение электротельферов с электропитанием от небольшого (переносного) бензогенератора.

Заявленная полезная модель относится к устройству механизированного трапа для малотоннажных судов, содержащая лебедку для выдвижения трапа к берегу, фундамент в носу судна с механизмами фиксации и точной подачи трапа к шарнирному узлу для соединения трапа с корпусом судна и второй лебедки, устанавливающей трап по рельефу берега.

Уровень техники

Многочисленный малотоннажный флот (для туристов или десантников) при наличии причалов обеспечивает доставку людей к берегу, используя легкие деревянные трапы.

Однако, во многих случаях требуется доставить людей к берегу, не оборудованному причалами. С судна бросается деревянный трап (2 доски, скрепленные поперечинами), который могут использовать лишь молодые люди при больших неудобствах и с риском для здоровья. Это препятствует другим категориям людей воспользоваться туризмом на водном транспорте (пенсионеры, инвалиды, дети и др.). В десантных операциях бойцы несут неоправданные потери. Раненные гибнут - не могут воспользоваться водным транспортом, идущим к госпиталю. Предлагаемое устройство нужно и при спасательных операциях (например при наводнении).

Описание (раскрытие) полезной модели

Заявленная полезная модель представляет собой трап повышенной прочности и длины. Он укладывается на палубу или надстройку и ограничивается в своем движении направляющими.

С помощью одной лебедки и троса трап перемещается от кормы к носовой части и попадает к носовому фундаменту. В его направляющих трап продолжает движение над водой к берегу. Вторая лебедка через блок на вершине мачты своим тросом прикрепляется к средине трапа (через проушину, скобу и гак). Трап уравновешен и двигается по горизонтальной поверхности фундамента. Чтобы обеспечить возможность центровки отверстий в трапе и в фундаменте, конец трапа придерживается крышкой фиксирующего устройства, а горизонтальный домкрат обеспечивает совпадение отверстий трапа и фундамента. Вставляется 2 болта, завинчиваются. Трап установлен и свободно перемещается на шарнирах верх и вниз (после снятия крышки фиксатора. Снимается также носовой шкив и винтовой домкрат).

Технический результат

- Увеличение грузоподъемности трапа. Механизация позволяет перемещать не только легкий трап для малых нагрузок (туристы, спасение жителей при наводнениях), но и тяжелый трап для больших нагрузок (бойцы с ручным оружием, санитары с носилками и раненным). В этом случае трап может быть исполнен в виде мостовой (малой) фермы;

- увеличение оборачиваемости судов с механизированными трапами за счет скорости разгрузки и погрузки людей;

- увеличение маршрутов для туризма за счет новых мест посещения;

- вовлечение больших контингентов населения в туризм (пенсионеры, инвалиды, малые дети, школьники);

- возможность применения электрификации для тяжелых и длинных трапов на судах повышенного тоннажа - за счет замены ручных лебедок тельферами с питанием от малого бензогенератора (опыт такой электрификации имеется).

Описание чертежей

На фигуре 1 чертежа показан общий вид устройства:

Поз.1. - Судно предлагается использовать из состава маломерного, вспомогательного флота. Судно должно быть достаточной ширины, чтобы не возникло проблем с поперечной устойчивостью при выдвинутым над водой трапом.

Поз.2. - Для размещения трапа используется или главная палуба или крыша надстройки;

Поз.3. - Трап плоский или в виде рамной фермы моста (может быть изготовлен из стали, алюминия, дерева);

Поз.4. - направляющие трапы - вдоль все его длины. Делаются из деревянного бруса (если крыша надстройки - дерево) или в виде углового металла, если палуба стальная.

Поз.5. - Лебедка ручная или тельферы с питанием от малого бензогенератора (для больших тяжелых трапов)

Поз.6. - Тросы лебедки 5 - показаны условно над трапом.

Конструктивно их расположение от лебедки к шкиву 10 - под трапом, а от шкива к концу трапа.

Поз.7. - Лебедка - аналогично поз 5.

Поз.8. - Мачта - прочная стальная конструкция из труб (конструкция обычная, не детализируется). В верхней части мачты укреплен блок под трос от лебедки 7 к средине трапа (к его проушине, дет 3-9, фиг.3)

Поз.9. - Трос от лебедки 7.

Поз.10. - Шкив для троса от лебедки 5.

Поз.11. - Носовой фундамент шарнирного соединения трапа с фундаментом и корпусом судна.

Поз.12. Болт шарнирного соединения.

Поз.13: Домкрат.

Чертеж - фиг 2

Поз.10. шкив троса лебедки 5.

Поз.11. - Фундамент шарнирного соединения трапа с корпусом судна.

Поз.12. - Болт - шарнир соединения трапа с поз.11.

Поз.13. - Домкрат точной центровки отверстий трапа и фундамента.

Поз.14.-Фиксирующее устройство.

Поз.15. - Коробки с откидывающимися крышками и болтовым запором для установки домкрата 13.

Размер «Н» - справочный (не в масштабе). Это ширина прохода для пассажиров. Перед выходом пассажиров на трап фундамент закрывают крышкой, аналогичной элементу трапа - дет. поз.3-7, фиг.3. Для этого в верхней части фундамента приварена рамка.

Чертеж-фиг.3.

Поз.3 - Трап - оба конца трапа идентичны.

Поз.3-1 - Тетива трапа.

Поз.3-2 - Гнездо для упора домкрата приваривается к поз 3-3 фиг.3.

Поз.3-3 - Труба с гайками внутри для дет 12. Приваривается к тетивам - деталь 3-1, фиг.3.

Поз.3-4 - Проушина для крепления троса лебедки 5 (фиг.1) через соединительную скобу.

Поз.3-5 - Поперечины - привариваются к тетивам, используются для укладки настила трапа, для которого к поперечинам крепятся бруски.

Поз.3-6 Втулки с внутренней сквозной резьбой - привариваются (по кондуктору) к тетивам трапа для установки стоек леерного ограждения (поз 3-8) и крепления элементов настила трапа - вид Б.

Поз.3-7 - Элементы настила - взаимозаменяемые.

Поз.3-8 - Стойка леерного ограждения. Через отверстия в стойках протягиваются канаты, к ним прикрепляют парусину или сетку.

Поз.3-9 Проушина на середине трапа под трос от лебедки 7.

Чертеж фиг 4.

Поз.11 - фундамент.

Поз.12 - Болт шарнирного соединения.

Поз.12-1 - Шайба.

(поз.3-1) - Тетива трапа.

Поз.12-2 - Гайка под болт 12, приваривается к дет. 3-3 электрозаклепками.

Поз.16 - Заглушка - ставится на все открытые отверстия под болты 12. Завинчивается рожковым ключом, для чего в головку заглушки вваривают глухие втулки под размер рожков ключа.

Осуществление полезной модели

Заявленная полезная модель наиболее эффективно может быть использована в применении на судах, выполняющих туристические маршруты, к берегам, не оборудованным причалами, или в спасательных операциях по снятию людей с крыш домов, затопленных наводнениями, или в десантных операциях и при форсировании рек в боевых условиях или учебных маневрах.

Подготовка устройства к работе состоит из следующих операций - (по фиг.1):

- заводка троса от лебедки 5 под тросом к шкиву 10 на фундаменте 11, поворот троса вокруг шкива, протаскивание его к концу трапа и присоединение его к дет.3-4 фиг.3 посредством соединительной скобы чрез коуш конца троса;

- заводка троса от лебедки 7 к проушине 3-9 фиг 3. Эту операцию делать, когда середина трапа подойдет к мачте;

- начать выдвижение трапа к берегу, когда конец трапа пойдет к фиксирующему устройству, - надеть крышу этого устройства и, работая винтами, установить минимальный зазор между трапом и фиксатором;

- установить домкрат 13, упереть его в трап;

- подготовить болты 12, - трап подвешен за середину и уравновешен в горизонтальном положении, но из-за легкой качки нарушает соосность, нужную для установки болтов;

- начать точную центровку отверстий в стойке фундамента 11 и в трапе 3-1 фиг.4, работая домкратом - 13, фиг.2;

- как только метки на указательных деталях совпадут, зажать фиксатором конец трапа;

- вставить болты 12 на штатное место и завернуть их воротками, которые предназначены для круглых гаек с радиальными отверстиями;

- снять ось 10 со шкивом, снять домкрат 13 фиг.2, отсоединить трос лебедки 5, снять крышку фиксатора (вид А поз 14, фиг.2);

Трап освободился от зажима, находится в подвешенном состоянии - удерживается тросом 9 (фиг.1) лебедки 7 в горизонтальном положении. В зависимости от рельефа берега, трап может остаться в горизонтальном положении, подняться вверх (спасение людей с крыш домов при наводнении) или опуститься вниз. Судно своим ходом подается вперед, трап опускается на берег. Под конец трапа на землю укладывается деревянная опора, аналогичная элементам настила палубы, - чтобы избежать зарывания трапа в землю.

Для уборки трапа трос от лебедки 5 прикрепляется к проушине трапа (со стороны лебедки 5), трап приподнимается лебедкой 7 до горизонтального положения, болты 12 убираются, лебедка 5 затягивает трап на судно. Лебедка 7 отпускает канат 9, этот канат отсоединяют от трапа. Трап вытягивается на свое транспортное место лебедкой 5, фиг.1.

При использовании судов более крупного тоннажа (из числа вспомогательного флота) - с механизированными трапами, более длинными, более тяжелыми используются элктротельферы вместо ручных лебедок. Источником электрической энергии для них служит малый, переносной бензогенератор. Типовое судно для оборудования механическим трапом для МО может быть десантная баржа, а для Мин. туризма - судно из журнала «Катера и Яхты» стр.51, 1, 2007 год с длинной крышей надстройки, где удобно расположить трап. Такая конструкция показана на фиг.1 чертежа к патенту. Установка трапа будет занимать несколько минут, его можно будет выдвигать частично заранее, при подходе к берегу. Норматив времени будет установлен при испытаниях опытного образца.

1. Механизированный трап для малотоннажных судов, смонтированный на судне, отличающийся тем, что подача трапа к берегу выполняется ручной лебедкой через носовой фундамент в составе блока, фиксатора, винта точной подачи и шарнирного устройства, соединяющего трап с судном, а удержание трапа над водой и подача его вверх или вниз к берегу производится тросом через блок на мачте второй лебедкой.

2. Механизированный трап для малотоннажных судов по п.1, отличающийся тем, что для тяжелых трапов большей грузоподъемности вместо ручных лебедок применяются тельферы, а электропитание их обеспечивается малогабаритным переносным бензогенератором.



 

Похожие патенты:

Инструмент для измерения угла наклона пильных шкивов ручного, полуавтоматического, автоматического ленточнопильных станков (горизонтальных и вертикальных) и профилей их ободов относится к вспомогательному оборудованию, предназначенному для контроля технического состояния механизмов резания ленточнопильных станков, и может быть использован в лесопильно-деревообрабатывающих производствах. Область применения - предприятия лесопильно-деревообрабатывающих производств, предприятия судостроения, строительные комбинаты и т.д., использующие ленточнопильные станки (ЛПС) для распиловки древесины.
Наверх