Судовая сходня

 

Полезная модель относится к судовому оборудованию и может быть использована на гребных и моторных лодках, а также на судах в акваториях, где нет большого волнения.

Недостатком существующих судовых сходен является то, что в походном положении они занимают место на судне и не несут каких либо дополнительных функций.

Задача полезной модели - использование судовой сходни еще и для увеличения оптимальной (экономичной) скорости судна в водоизмещающем режиме, а также экономия места на судне.

Данная цель реализуется тем, что в походном положении судовая сходня 1 прикрепляется к корме или носу судна 4 таким образом, что нижняя часть ее полотна погружена в воду, выполнена обтекаемой и образует плавное продолжение обводов судна 4 ниже ватерлинии, увеличивая тем самым длину ватерлинии.

Общеизвестно, что оптимальная (экономичная) скорость судна в водоизмещающем режиме равна , где V - скорость км/час, L - длина ватерлинии судна в метрах. Если, например, длина сходни 1 будет равна половине длины ватерлинии судна 4, то общая длина ватерлинии увеличится в 1,5 раза, а оптимальная скорость с прикрепленной сходней, вычисленная по вышеприведенной формуле, будет на 22% больше чем без сходни.

При подходе для высадки к берегу, фиксатор 2 освобождается и сходня поднимается, вращаясь на шарнире 3, и затем кладется на берег 6. Если судно большое и борт судна слишком высок для удобной высадки пассажиров, то сходня 1 отсоединяется от шарнира 3 и на время высадки используется как обычная сходня.

Крепление сходни 1 к корпусу судна 4 может осуществляться (кроме шарнира 3), например, с помощью упругого деформируемого элемента или другим способом.

Предлагаемое устройство относится к судовому оборудованию. Судовые сходни общеизвестны и входят в обязательное штатное оборудование на всех катерах и судах.

Недостатком существующих судовых сходен является то, что в походном положении они занимают место на судне, не выполняя каких либо дополнительных функций.

Целью данной полезной модели является придание судовой сходне дополнительной функции - увеличение оптимальной (экономичной) скорости судна в водоизмещающем режиме, не занимая при этом места на судне.

Данная цель реализуется прикреплением судовой сходни к корме или носу судна таким образом, что нижняя часть ее полотна, выполненная обтекаемой, образует плавное продолжение обводов судна ниже его ватерлинии, увеличивая тем самым длину ватерлинии.

На фиг.1 показана сходня прикрепленная к корме судна в походном положении.

На фиг.2 показана сходня в положении для схода людей на берег.

На фиг.3 показана сходня прикрепленная к носу судна в походном положении.

На фиг.1 показана сходня прикрепленная к корме судна в походном положении, где 1 - сходня, 2 - фиксатор, 3 - шарнир, 4 - судно, 5 - поверхность воды.

При движении судна 4 сходня 1 фиксируется фиксатором 2 и шарниром 3 относительно корпуса судна 4. Нижней части полотна сходни 1 приданы обтекаемые обводы, которые плавно продолжают обводы кормы судна 4 ниже ватерлинии и добавляют тем самым свою длину к ватерлинии судна 4. Таким образом формируется новая ватерлиния длиннее ватерлинии судна 4 на величину длины сходни если она погружена в воду по всей длине.

Общеизвестно, что оптимальная (экономичная) скорость судна в водоизмещающем режиме выражается зависимостью где V - скорость судна в км/час, L - длина ватерлинии судна в метрах. См., например, «Справочник по катерам, лодкам и моторам» под общей редакцией Г.М.Новака издание 2-е переработанное и дополненное. Ленинград «Судостроение» 1982 год, страницы 34 и 98. Из этой формулы следует, что увеличение длины ватерлинии приводит к увеличению оптимальной (экономичной) скорости судна в водоизмещающем режиме.

На фиг.2 показана сходня 1 в положении для схода людей на берег, где кроме позиций по фиг.1 добавлена позиция 6 - берег водоема.

При подходе к берегу для высадки людей фиксатор 2 освобождается на своем верхнем конце и сходня 1 поднимается за фиксатор или иным способом, вращаясь на шарнире 3. Судно 4 подходит к берегу, после чего сходня 1 опускается на берег водоема 6. Если, например, борт судна оказывается слишком высоким для удобной высадки пассажиров или рельеф берега неудобен, то сходня 1 отсоединяется от шарнира 3 и используется как обычная сходня.

Шарнир 3 может быть заменен гибкой связью, например, толстой прорезиненной тканью или участком полотна сходни 1 выполненным из упругого материала.

На фиг.3 показана сходня 1 прикрепленная к носу судна 4 (судно типа «джонбот») в походном положении, где кроме позиций по фиг.1 добавлена позиция 7 - ограждение сходни. При креплении сходни 1 к носу судна 4 (в ряде случаев и при креплении к корме) может потребоваться установка ограждения сходни 7, например, при волнении. Ограждение сходни 7 так же как и элементы полотна сходни 1 могут быть выполнены надувными или из оболочки натянутой на каркас.

1. Судовая сходня, состоящая из полотна сходни и его ограждения, крепящаяся к носу или корме судна, отличающаяся тем, что в походном положении нижняя часть полотна сходни, погруженная в воду, образует плавное продолжение обводов судна ниже его ватерлинии.

2. Судовая сходня по п.1, отличающаяся тем, что отдельные элементы полотна и (или) ограждения сходни выполнены из мягкой оболочки, натянутой на каркас, или надувными.

3. Судовая сходня по п.1, отличающаяся тем, что сходня крепится к корпусу судна с помощью шарнира или упругой деформируемой гибкой связи.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может быть использована в транспортных средствах повышенной проходимости
Наверх