Мастер-опора тросового привода

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, к устройствам для дистанционного управления механизмами, в частности, для переключения передач в коробке передач транспортных средств. В мастер-опоре тросового привода, содержащей основание (6) и шарнирно соединенную с ним опору (2) с вертикальным резьбовым отверстием для крепления рычага (1) управления, элементы для присоединения тросов, один из которых расположен на опоре (2), а другой - на двуплечем рычаге (3), установленном на оси (11), проходящей через основание (6). Двуплечий рычаг (3) посредством плавающей тяги (17) с шаровым пальцем (18) соединен с опорой (2). Шаровой палец (18) размещен в обойме (19). Обойма (19) выполнена с продольными и/или радиальными канавками. Плавающая тяга (17) крепится к опоре (2) при помощи резьбового соединения. Соединение шарнира плавающей тяги (17) с двуплечим рычагом (3) защищено чехлом (20). Элементы для присоединения тросов выполнены в виде отверстий. Охватывающий элемент (13) выполнен в виде полого стакана или полусферы. Ось (11) крепления двуплечего рычага (3) расположена в основании (6) с возможностью присоединения двуплечего рычага (3), как с правой, так и с левой стороны основания (6). На оси (11) крепления двуплечего рычага (3) расположена возвратная пружина (16). На двуплечем рычаге (3) и на основании (6) выполнены элементы (14, 15) для фиксации концов возвратной пружины (16). Между осью (11) и возвратной пружиной (16) расположена антифрикционная втулка. Мастер-опора снабжена кронштейном (8), который крепится к основанию болтовым соединением. Кронштейн выполнен с направляющими элементами (9,10) для тросов (5, 4). Техническим результатом является создание универсальной конструкции мастер-опоры тросового привода, позволяющей использовать ее в различных конструкциях транспортных средств с тросовым приводом. 11 з.п. ф-лы, 4 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, к устройствам для дистанционного управления механизмами, в частности, для переключения передач в коробке передач транспортных средств.

Известен тросовый привод дистанционного управления коробки передач, содержащий рычаг управления, рычаг включения передач, двуплечий рычаг выбора передач, закрепленный на основании посредством оси с возможностью маятникового колебания, верхнее плечо которого шарнирно соединено с рычагом управления посредством тяги, содержащей на концах присоединительные элементы в виде шаровых шарниров, тросы, передние концы которых шарнирно соединены с рычагами включения и выбора передач, рычаг включения передач соединен с рычагом управления шарнирно и закреплен на основании посредством оси с возможностью маятникового колебания, при этом оси рычагов включения и выбора передач параллельны друг другу (патент на ПМ RU 139518, МПК B60K 20/00, опубл. 20.04.2014 г.).

Наиболее близким по совокупности существенных признаков является устройство управления дистанционным приводом переключения передач, выполненное с возможностью закрепления в кабине, содержащее основание и шарнирно соединенную с ним кулису, а также элементы для шарнирного присоединения тросов, один элемент шарнира для присоединения троса закреплен на кулисе, а второй - на промежуточном рычаге, установленном на оси и посредством плавающего шарнира соединенном с кулисой, при этом охватываемый элемент плавающего шарнира имеет сферическую форму, а его охватывающий элемент выполнен в виде полого цилиндра. Между охватываемым элементом, выполненным в виде сферической головки, и охватывающим элементом, выполненным в виде полого цилиндра, установлен промежуточный элемент - обойма, которая внутренней сферической поверхностью контактирует со сферической головкой, а наружной цилиндрической поверхностью - с цилиндрической поверхностью полого цилиндра (патент на ПМ RU 148431, МПК B60K 20/02, опубл. 10.12.2014 г.).

Недостатком данных конструкций является их ограниченные возможности при использовании в транспортных средствах с тросовым приводом.

Была поставлена задача создать универсальную конструкцию мастер-опоры тросового привода, позволяющую использовать ее в различных конструкциях транспортных средств с тросовым приводом.

Поставленная задача решается тем, что в мастер-опоре тросового привода, содержащей основание и шарнирно соединенную с ним опору, элементы для присоединения тросов, один из которых расположен на опоре, а другой - на двуплечем рычаге, который установлен на оси, проходящей через основание, и посредством плавающей тяги с шаровым пальцем соединен с опорой, при этом шаровой палец плавающей тяги размещен в обойме, расположенной в полом охватываемом элементе двуплечего рычага, элементы для присоединения тросов выполнены в виде отверстий, а охватывающий элемент выполнен в виде полого стакана или полусферы, кроме того ось крепления двуплечего рычага расположена в основании с возможностью присоединения двуплечего рычага, как с правой, так и с левой стороны основания.

В опоре выполнено вертикальное резьбовое отверстие для крепления рычага управления. К опоре может быть присоединен разъемным или неразъемным соединением рычаг с элементом для присоединения троса. Плавающая тяга крепится к опоре при помощи резьбового соединения. Соединение шарнира плавающей тяги с двуплечим рычагом защищено чехлом. Обойма выполнена с продольными или радиальными канавками. На оси крепления двуплечего рычага расположена возвратная пружина. На двуплечем рычаге и на основании выполнены элементы для фиксации концов возвратной пружины. Между осью и возвратной пружиной расположена антифрикционная втулка. Мастер-опора снабжена кронштейном, который крепится к основанию болтовым соединением. Кронштейн выполнен с направляющими элементами для тросов.

Технический результат достигается выполнением элементов для присоединения тросов в виде отверстий, а охватывающего элемента в виде полого стакана или полусферы, а также расположение оси крепления двуплечего рычага в основании с возможностью присоединения двуплечего рычага, как с правой, так и с левой стороны основания позволяет использовать данную мастер-опору на различных модификациях автомобилей, делает ее более универсальной.

Выполнение опоры с вертикальным резьбовым отверстием для крепления рычага управления, а также присоединение к опоре рычага с элементом для присоединения троса разъемным или неразъемным соединением, крепление плавающей тяги к опоре при помощи резьбового соединения упрощает изготовление, сборку и ремонт данного узла. Защита чехлом соединения шарнира плавающей тяги с двуплечим рычагом, выполнение обоймы с продольными или радиальными канавками, а также наличие возвратной пружин, расположенной на антифрикционной втулке и зафиксированной при помощи элементов фиксации, выполненных на двуплечем рычаге и на основании, делает мастер-опору более долговечной, а наличие кронштейна, закрепленного на основании болтовым соединением и выполнен с направляющими элементами для тросов значительно улучшает эксплуатационные свойства мастер-опоры.

Совокупность вышеперечисленных существенных признаков достаточна для достижения обеспечиваемого полезной моделью технического результата, а именно заявляемая полезная модель может применяться на транспортных средствах различных модификаций. Кроме того получен дополнительный технический результат, выраженный в улучшении эксплуатационных свойств мастер-опоры, долговечности, упрощении конструкции.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемая полезная модель иллюстрируется чертежами:

фиг. 1 - мастер-опора тросового привода, вид сзади;

фиг. 2 - то же, вид сбоку;

фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2.

фиг. 4 - мастер-опора тросового привода, вид 3/4

Мастер-опора тросового привода дистанционного управления коробки передач (КП) содержит рычаг 1 управления с рукояткой, опору 2, двуплечий рычаг 3 выбора передач, тросы 4 и 5.

Рычаг 1 управления закреплен при помощи вертикального резьбового отверстия в опоре 2. Опора 2 соединена с основанием 6 посредством шарового шарнира 7. К основанию 6 болтовым соединением крепится кронштейн 8 с направляющим элементом 9 для троса 5 выбора передач и с направляющим элементом 10 для троса 4 включения передач.

Двуплечий рычаг 3 выбора передач закреплен с возможностью качания на оси 11, расположенной и закрепленной посредством резьбового соединения на основании 6. Ось 11 крепления двуплечего рычага расположена в основании 6 с возможностью присоединения двуплечего рычага 3, как с правой, так и с левой стороны основания 6.

Рычаг 3 выполнен изогнутым с образованием проушины 12 с элементом для присоединения троса, выполненного в виде отверстия, в которое вставляется хвостовик шарового пальца наконечника троса 5 выбора передач. Кроме того рычаг 3 выполнен с полым охватывающим элементом 13. Охватывающий элемент 13 может быть выполнен в виде стакана или полусферы как за одно целое с рычагом 3, так и присоединен к нему разъемным или неразъемным соединением. На двуплечем рычаге 3 и на основании 6 выполнены элементы 14 и 15 для фиксации концов возвратной пружины 16.

Расположение двуплечего рычага 3 может быть таким, что элемент для присоединения троса 5 будет находиться ниже, выше оси 11 или на одном уровне с ней.

На оси 11 расположена возвратная пружина 16. Концы возвратной пружины 16 зафиксированы элементами 14 и 15. Между осью 11 и пружиной 16 расположена антифрикционная втулка.

Наличие пружины 16 позволяет осуществлять возврат рычага 1 в начальное положение, соответствующее нейтральному положению KTL

Опора 2 при помощи плавающей тяги 17, содержащей на конце присоединительный охватываемый элемент, выполненный в виде шарового пальца 18, соединена с одним из плеч двуплечего рычага 3. Плавающая тяга

17 крепится к опоре 2 при помощи резьбового соединения, что значительно упрощает сборку или ремонт мастер-опоры. Шаровой палец 18, сочленен сферической поверхностью с обоймой 19, выполненной из композитного материала и расположенной в полом охватываемом элементе 13 с возможностью продольного перемещения. Обойма 19 выполнена с продольными и/или радиальными канавками на наружной или внутренней стороне обеспечивающими циркуляцию смазки. Шарнирное сочленение шарового пальца 18 и сферической поверхности обоймы 19 установленной в охватываемом элементе 13 имеет защитный чехол 20, препятствующий попаданию пыли и влаги на трущиеся поверхности сочленения.

Эта шарнирная связь позволяет перемещать ось вращения шарнира в продольном направлении, что обеспечивает преобразование углового перемещения рукоятки рычага 1 по направлению X-X в угловое перемещение двуплечего рычага 3 по направлению Y-Y, при этом плоскости расположения плеч остаются неизменными.

На опоре 2 выполнен элемент для присоединения троса 4 в виде отверстия. В вариантах исполнения элемент для присоединения троса может быть выполнен на рычаге, присоединенном к опоре 2 с возможностью качания вместе с опорой 2 в перпендикулярных плоскостях разъемным или неразъемным соединением. Элемент для присоединения троса предназначен для крепления хвостовика пальца наконечника троса 4 включения и может находиться ниже, выше оси качания опоры 6 или на одном уровне с ней.

Таким образом, данная конструкция мастер-опоры позволяет преобразовывать перемещение рычага 1 по направлению X-X в возвратно-поступательное движение троса выбора передач 5, а перемещение рычага 1 по направлению Z-Z в возвратно-поступательное движение троса включения передач 4.

Выполнение двуплечего рычага 3 различной конструкции обеспечивает ориентацию наконечников тросов управления КП в горизонтальной, вертикальной плоскости, либо иметь промежуточное расположение.

Тросы 4 и 5 заключены в гибкую оболочку и закреплены с возможностью возвратно-поступательного движения на кронштейне 8 посредством опорных элементов 10 и 9, закрепленных болтами на кронштейне 8. Передние концы тросов 4 и 5 шарнирно соединены с опорой 2 и верхним плечом двуплечего рычага 3 соответственно. Периферийные концы тросов 4 и 5 предназначены для соединения с механизмом переключения передач.

Таким образом, использование всех признаков заявляемого технического решения позволило достичь технического результата.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Мастер-опора тросового привода, содержащая основание и шарнирно соединенную с ним опору, элементы для присоединения тросов, один из которых расположен на опоре, а другой - на двуплечем рычаге, который установлен на оси, проходящей через основание, и посредством плавающей тяги с шаровым пальцем соединен с опорой, при этом шаровой палец плавающей тяги размещен в обойме, расположенной в полом охватываемом элементе двуплечего рычага, отличающаяся тем, что элементы для присоединения тросов выполнены в виде отверстий, а охватывающий элемент выполнен полым в виде стакана или полусферы, кроме того, ось крепления двуплечего рычага расположена в основании с возможностью присоединения двуплечего рычага как с правой, так и с левой стороны основания.

2. Мастер-опора по п.1, отличающаяся тем, что в опоре выполнено вертикальное резьбовое отверстие для крепления рычага управления.

3. Мастер-опора по п.1, отличающаяся тем, что к опоре присоединен разъемным или неразъемным соединением рычаг с элементом для присоединения троса.

4. Мастер-опора по п.1, отличающаяся тем, что плавающая тяга крепится к опоре при помощи резьбового соединения.

5. Мастер-опора по п.1, отличающаяся тем, что соединение шарнира плавающей тяги с двуплечим рычагом защищено чехлом.

6. Мастер-опора по п.1, отличающаяся тем, что обойма выполнена с продольными или радиальными канавками.

7. Мастер-опора по п.1, отличающаяся тем, что на оси крепления двуплечего рычага расположена возвратная пружина.

8. Мастер-опора по п.8, отличающаяся тем, что на двуплечем рычаге и на основании выполнены элементы для фиксации концов возвратной пружины.

9. Мастер-опора по п.8, отличающаяся тем, что между осью и возвратной пружиной расположена антифрикционная втулка.

10. Мастер-опора по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена кронштейном.

11. Мастер-опора по п.1, отличающаяся тем, что кронштейн крепится к основанию болтовым соединением.

12. Мастер-опора по п.1, отличающаяся тем, что кронштейн выполнен с направляющими элементами для тросов.



 

Наверх