Устройство управления дистанционным приводом переключения передач

 

Устройство предназначено для управления дистанционным приводом переключения передач. Оно выполнено с возможностью закрепления в кабине, содержит основание и шарнирно соединенную с ним кулису, а также элементы для шарнирного присоединения тросов. Соединение кулисы с основанием выполнено в виде сферического шарнира. Присоединительные элементы для закрепления тросов выполнены в виде сферических головок и установлены на кулисе сбоку и сзади. В устройстве, размещенном в прямоугольной пространственной системе координат с абсциссой Ox, ординатой Oy и аппликатой Oz, плоскость, в которой находятся центры сферических тел присоединительных элементов и центр сферического шарнира кулисы, в положении нейтральной передачи расположена параллельно координатной плоскости Oxy. Конструкция устройства обеспечивает удобство его монтажа и технического обслуживания при сохранении надежности работы. 1 з.п. ф-лы, 1 илл.

Полезная модель относится к области машиностроения, к устройствам для дистанционного управления механизмами, в частности, для переключения передач в коробке передач транспортных средств.

Известно устройство для управления дистанционным приводом механизма переключения передач [патент на полезную модель 53983, опубликован 10.06.2006], содержащее основание, закрепленное в кабине, и шарнирно соединенную с основанием рукоятку. На нижнем конце рукоятки закреплен элемент дистанционного привода. Основание выполнено в виде корпуса с вертикальными стенками. В стенках корпуса на двух горизонтальных шипах установлена крестовина. На двух других шипах, расположенных вертикально, установлена кулиса, имеющая в верхней части гнездо под рукоятку и с боковых сторон элементы для присоединения тросов в виде двух приливов с присоединительными отверстиями.

Кинематическая схема устройства обеспечивает тросовому приводу надежную передачу управляющих импульсов для переключения передач. Однако данное устройство может быть использовано не на всех транспортных средствах. Это связано, в частности, с особенностями компоновки автомобиля и соответствующими возможностями для монтажа дистанционного привода.

Известен также дистанционный привод управления коробкой передач [патент на полезную модель 89831, опубликован 20.12.2009], содержащий устройство управления приводом, установленное в кабине водителя, и механизм переключения передач, установленный на коробке передач. Устройство управления и механизм переключения передач соединены механической связью в виде пары заключенных в жесткую оболочку тросов. Передние концы тросов соединены с рычагом управления, а периферийные - с механизмом переключения передач. Геометрические центры шарниров, соединяющих передние концы тросов с рычагом управления, находятся в плоскостях, пересекающихся под прямым углом в центре качания рычага.

Данный привод обеспечивает удобство монтажа и технического обслуживания при сохранении надежности работы.

Привод имеет ограниченное применение, связанное с компоновочными особенностями транспортных средств.

Задача заявляемой полезной модели состоит в расширении функциональных возможностей тросового привода, позволяющих применять привод на различных типах силовых агрегатов.

Технический результат заключается в удобстве монтажа и технического обслуживания при сохранении надежности работы.

Технический результат достигается устройством управления дистанционным приводом переключения передач, выполненным с возможностью закрепления в кабине. Устройство содержит основание и шарнирно соединенную с ним кулису, а также элементы шарниров для присоединения тросов.

Новое заключается в том, что соединение кулисы с основанием выполнено в виде сферического шарнира. Присоединительные элементы для закрепления тросов, выполненные в виде сферических головок, установлены на кулисе сбоку и сзади. В устройстве, размещенном в прямоугольной пространственной системе координат с абсциссой Ox, ординатой Oy и аппликатой Oz, плоскость, в которой находятся центры сферических тел присоединительных элементов и центр сферического шарнира кулисы, в положении нейтральной передачи расположена параллельно координатной плоскости Oxy. Устройство снабжено фиксатором рабочих позиций при продольных качаниях кулисы. Фиксатор выполнен в виде установленного в кулисе подпружиненного штока с рабочим наконечником, упирающимся в поверхность детали фасонного профиля с заданным шагом выступов и впадин, выполненной на основании.

На чертеже представлено заявляемое устройство в аксонометрической проекции - вид ¾ сзади.

Поскольку устройство изображено в аксонометрии, его видно сбоку, сзади и сверху на объемном изображении.

Устройство содержит основание 1, с которым шарнирно соединена кулиса 2. На кулисе закреплены элементы для шарнирного присоединения тросов - закрепленная сбоку сферическая головка 3 и закрепленная сзади сферическая головка 4. Шарнир, соединяющий кулису 2 с основанием 1, состоит из сферической опоры 5, соединенной с основанием, и обоймы 6, закрепленной в кулисе.

В устройстве имеется фиксатор рабочих позиций при продольных (по направлению движения транспортного средства) качаниях кулисы, который состоит из подпружиненного штока с рабочим наконечником клиновидной формы (на чертеже не показан), контактирующего с деталью фасонного профиля с заданным шагом выступов 7 и впадин 8, выполненной на основании.

Детали для шарнирного присоединения тросов - сферические головки 3 и 4, закрепленные на кулисе, и деталь для соединения кулисы с основанием - сферическая опора 5, закрепленная на основании 1, выполнены в виде сферических тел с геометрическими центрами в точках K, M и N. Эти точки находятся на плоскости P, которая параллельна горизонтальной координатной плоскости Oxy в положении, когда в коробке передач включена нейтральная передача. Условие, при котором плоскости P и Oxy параллельны в положении нейтральной передачи, обуславливает кинематику устройства, обеспечивающую минимальные усилия при передаче управляющих импульсов от рычага переключения к тросам.

Геометрический центр N сферической опоры 5 совпадает с центром, относительно которого происходит качание кулисы. Совершая продольные качания (относительно направления движения транспортного средства) по стрелке S, кулиса 2 перемещает трос, закрепленный на элементе 4. Это перемещение происходит дискретно благодаря фиксатору рабочих позиций, который состоит из подпружиненного штока с клиновидным наконечником (на чертеже не показан) и взаимодействующей с ним детали фасонного профиля, содержащей выступы 7 и впадины 8. Шаговые отклонения кулисы фиксируются клиновидным наконечником во впадинах 8.

Поперечные качания кулисы по стрелке T приводят к перемещениям троса, соединенного со сферической головкой 3. В исходное положение кулиса приходит под действием возвратной пружины (на чертеже не показана).

Сферический шарнир, соединяющий кулису 2 с основанием 1, позволяет сделать устройство более компактным, чем, соответственно, обеспечивается возможность монтажа устройства на транспортных средствах, имеющих особенности компоновки, не позволяющие установить другие известные устройства того же назначения.

1. Устройство управления дистанционным приводом переключения передач, выполненное с возможностью закрепления в кабине, содержащее основание и шарнирно соединённую с ним кулису, а также элементы шарниров для присоединения тросов, отличающееся тем, что соединение кулисы с основанием выполнено в виде сферического шарнира, присоединительные элементы для закрепления тросов, выполненные в виде сферических головок, установлены на кулисе сбоку и сзади, при этом в устройстве, размещённом в прямоугольной пространственной системе координат с абсциссой Ох, ординатой Оу и аппликатой Oz, плоскость, в которой находятся центры сферических тел присоединительных элементов и центр сферического шарнира кулисы, в положении нейтральной передачи расположена параллельно координатной плоскости Оху.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено фиксатором рабочих позиций при продольных качаниях кулисы, выполненным в виде установленного в кулисе подпружиненного штока с рабочим наконечником, упирающимся в поверхность детали фасонного профиля с заданным шагом выступов и впадин, выполненной на основании.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:
Наверх