Фрикционная накладка
Заявляемая полезная модель относится к области транспортного машиностроения в частности к фрикционным тормозным накладкам, используемым в барабанных тормозных механизмах колес транспортных средств. Фрикционная накладка, выполненная из полимерного фрикционного композита и имеющая форму части разнотолщинной цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями (рабочей и опорной) с параллельными осями вращения и плоскими боковыми поверхностями, с отверстиями под заклепки, расположенными рядами относительно тонкого края накладки, отличающаяся тем, что отношение среднего расстояния по длине дуги между осями отверстий по опорной поверхности и коэффициента, характеризующего степень изменения толщины накладки по длине дуги, соответствует следующему соотношению: Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является обеспечение прочности, высокой надежности и стабильности действия тормозного узла во всем диапазоне условий и режимов эксплуатации накладки за счет оптимального соотношения расстояния между осями отверстий, расположенных рядами к степени изменения толщины по длине дуги накладки.
Заявляемая полезная модель относится к области транспортного машиностроения в частности к фрикционным тормозным накладкам, используемым в барабанных тормозных механизмах колес транспортных средств.
Аналогом заявляемой полезной модели является фрикционная накладка, выполненная в форме части разнотолщинной цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющая отверстия под заклепки (см. Фрикционные и уплотнительные изделия и материалы. Каталог-справочник, ЦНИИТЭнефтехим, Москва, 1990, с. 55-59, 69, 144-146). Существенные признаки аналога «фрикционная накладка, выполненная в форме части разнотолщинной цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющая отверстия под заклепки» совпадают с существенными признаками заявляемой полезной модели.
Недостатком аналога является недостаточное соответствие геометрии накладки распределению сил и давлений, которое может привести к ухудшению ее эксплуатационных свойств.
Прототипом заявляемой полезной модели является фрикционная накладка, выполненная в форме части разнотолщинной цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющая отверстия под заклепки (см. Асбестовые технические изделия. Каталог-справочник, ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, Москва, 1984, с. 64-68, 132-135). Существенные признаки аналога «фрикционная накладка, выполненная в форме части разнотолщинной цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющая отверстия под заклепки» совпадают с существенными признаками заявляемой полезной модели.
Недостатком прототипа является не оптимальная геометрия накладки, характеризующаяся степенью изменения ее толщины по длине дуги накладки, что может привести к разрушению части накладки при ее эксплуатации в результате воздействия тепловых импульсов с возникновением большого градиента температуры фрикционного материала накладки.
Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является обеспечение прочности, высокой надежности и стабильности действия тормозного узла во всем диапазоне условий и режимов эксплуатации накладки за счет оптимального соотношения расстояния между осями отверстий, расположенных рядами к степени изменения толщины по длине дуги накладки.
Для достижения указанного технического результата фрикционная накладка из полимерного фрикционного композита, имеющая форму части разнотолщинной цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями (рабочей и опорной) с параллельными осями вращения и плоскими боковыми поверхностями, с отверстиями под заклепки, расположенными рядами относительно тонкого края накладки, выполнена таким образом, что отношение среднего расстояния по длине дуги между осями отверстий по опорной поверхности и коэффициента, характеризующего степень изменения толщины накладки по длине дуги, соответствует следующему соотношению:
,
где (l1+l2++l1-n+ln)/(n-1) - среднее расстояние по длине дуги между осями отверстий по опорной поверхности накладки,
n - количество рядов отверстий,
k=L/(H 1-H2) - коэффициент, характеризующий изменение толщины накладки по длине дуги,
H1 - толщина накладки с толстого края,
H2 - толщина накладки с тонкого края,
L - длина дуги всей накладки по опорной поверхности накладки.
Существенные признаки заявляемой полезной модели «отношение среднего расстояния по длине дуги между осями отверстий по опорной поверхности и коэффициента, характеризующего степень изменения толщины накладки по длине дуги, соответствует следующему соотношению: » являются отличительными от признаков прототипа.
На фиг. 1 представлена фрикционная накладка со стороны опорной поверхности.
Фрикционная накладка выполнена из полимерного фрикционного композита и представляет собой часть разнотолщинной цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями (рабочей 4 и опорной 3) с отверстиями под заклепки 5, которые расположены рядами. Накладка имеет толстый край 1 толщиной H1 и тонкий край 2 толщиной H 2. l1, l2, l3 - расстояния по длине дуги между соответствующими осями отверстий, расположенных рядами, L - длина дуги всей накладки по опорной поверхности.
Конкретным примером заявляемой полезной модели является тормозная накладка для автомобиля КАМАЗ, у которой l151,3 мм, l251,3 мм, l351,3 мм, L188,2 мм, H118 мм, H213 мм, n4, k37,6, соответственно соотношение
Изготавливаться накладка может известными методами, при этом отверстия в накладке выполняются сверлением.
Фрикционная накладка, выполненная из полимерного фрикционного композита и имеющая форму части разнотолщинной цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями (рабочей и опорной) с параллельными осями вращения и плоскими боковыми поверхностями, с отверстиями под заклепки, расположенными рядами относительно тонкого края накладки, отличающаяся тем, что отношение среднего расстояния по длине дуги между осями отверстий по опорной поверхности и коэффициента, характеризующего степень изменения толщины накладки по длине дуги, соответствует следующему соотношению:
где - среднее расстояние по длине дуги между осями отверстий по опорной поверхности накладки,
n - количество рядов отверстий,
- коэффициент, характеризующий изменение толщины накладки по длине дуги,
Н1 - толщина накладки с толстого края,
Н2 - толщина накладки с тонкого края,
L - длина дуги всей накладки по опорной поверхности накладки.
РИСУНКИ