Трансмиссия колёсной машины с гидродинамическим приводом вспомогательного гусеничного движителя

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использована в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, использующих вспомогательный гусеничный движитель. Технический результат направлен на повышение подвижности высокомобильного колесного транспортного средства с вспомогательным гусеничным движителем за счет установки в конструкции гидродинамических трансформаторов блокировочных фрикционов (БФ), обеспечивающих жесткую связь насосного и турбинного колес гидродинамического трансформатора при включении передачи заднего хода машины. Технический результат достигается тем, что трансмиссия колесной машины с гидродинамическим приводом вспомогательного гусеничного движителя, содержащая гидродинамический привод вспомогательного гусеничного движителя, выполненный в виде 2-х регулируемых гидродинамических трансформаторов, насосные колеса которых приводятся во вращение от раздаточной коробки и имеют возможность отключения, а турбинные колеса передают крутящий момент на вспомогательный гусеничный движитель, при этом гидродинамические трансформаторы привода ведущих колес вспомогательного гусеничного движителя оснащены блокировочными фрикционами, обеспечивающими жесткую связь насосного и турбинного колес при включении передачи заднего хода в коробке передач. Отличительными признаками от прототипа является то, что гидродинамические трансформаторы привода ведущих колес вспомогательного гусеничного движителя оснащены блокировочными фрикционами, обеспечивающими жесткую связь насосного и турбинного колес при включении передачи заднего хода в коробке передач

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использована в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, использующих вспомогательный гусеничный движитель.

Известна силовая передача транспортного средства, содержащая привод дополнительного ведущего моста, который состоит из элемента скольжения, выполненного в виде дифференциала, одно звено которого соединено с вторичным валом коробки передач, второе звено через передачу с постоянным передаточным числом (карданный вал и главная передача) - с межколесным дифференциалом дополнительного ведущего моста, при этом привод дополнительного ведущего моста снабжен гидродинамической передачей в виде двух регулируемых гидродинамических трансформаторов, насосные колеса которых приводятся во вращение от раздаточной коробки и имеют возможность отключения, а турбинные колеса, связанные с ведущими колесами гусеничного движителя, передают крутящий момент на вспомогательный гусеничный движитель в зависимости от положения лопаток реакторов, угол наклона которых изменяется с помощью регулирующего автоматического устройства, получающего сигналы от датчиков, регистрирующих текущее значение крутящего момента, установленных на валах привода колесного движителя (Пат. 2297337 Российская Федерация, МПК11 B60K 17/34. Силовая передача транспортного средства с гидродинамическим регулированием мощности на вспомогательный гусеничный движитель [Текст]: / Медведев Е.В., Клиншов А.М., Демихов С.В.; заявитель и патентообладатель Ряз. воен. автомоб. ин-т им. генерала армии В.П. Дубынина - 2003134869/11; заявл. 01.12.03; опубл. 10.05.05, Бюл. 11. - 4 с: ил.).

Указанное техническое решение является наиболее близким к заявленному по технической сущности и достигаемому результату. Однако недостатком данного транспортного средства является то, что при необходимости движения задним ходом в сложных дорожных условиях применение вспомогательного гусеничного движителя невозможно вследствие нереверсивности гидродинамических трансформаторов, обеспечивающих эффективное их использование только в случае прямолинейного движения вперед. Данное обстоятельство существенно ограничивает возможность использования и подвижность высокомобильного колесного транспортного средства с вспомогательным гусеничным движителем в сложных условиях, требующих быстрой смены позиции.

Технический результат направлен на повышение подвижности высокомобильного колесного транспортного средства с вспомогательным гусеничным движителем за счет установки в конструкции гидродинамических трансформаторов блокировочных фрикционов (БФ), обеспечивающих жесткую связь насосного и турбинного колес гидродинамического трансформатора при включении передачи заднего хода машины.

Технический результат достигается тем, что трансмиссия колесной машины с гидродинамическим приводом вспомогательного гусеничного движителя, содержащая гидродинамический привод вспомогательного гусеничного движителя, выполненный в виде 2-х регулируемых гидродинамических трансформаторов, насосные колеса которых приводятся во вращение от раздаточной коробки и имеют возможность отключения, а турбинные колеса передают крутящий момент на вспомогательный гусеничный движитель, при этом гидродинамические трансформаторы привода ведущих колес вспомогательного гусеничного движителя оснащены блокировочными фрикционами, обеспечивающими жесткую связь насосного и турбинного колес при включении передачи заднего хода в коробке передач.

Отличительными признаками от прототипа является то, что гидродинамические трансформаторы привода ведущих колес вспомогательного гусеничного движителя оснащены блокировочными фрикционами, обеспечивающими жесткую связь насосного и турбинного колес при включении передачи заднего хода в коробке передач.

На рисунке представлена принципиальная схема трансмиссии колесной машины с гидродинамическим приводом вспомогательного гусеничного движителя.

Трансмиссия колесной машины с гидродинамическим приводом вспомогательного гусеничного движителя содержит двигатель 1, коробку передач 2, раздаточную коробку 3, имеющую четыре выходных вала, два из которых предназначены для передачи крутящего момента на передний 4 и задний 5 мосты колесного движителя с установленными на них датчиками 6, связанными с регулирующим автоматическим устройством 7, два - для привода насосных колес регулируемых гидродинамических трансформаторов 8 и 9, турбинные колеса которых связаны с валами привода правого 10 и левого 11 ведущих колес вспомогательного гусеничного движителя. При этом регулируемые гидродинамические трансформаторы оснащены блокировочными фрикционами 12 и 13.

Работает силовая передача следующим образом. При прямолинейном движении вперед крутящий момент от двигателя 1 через коробку передач 2 передается на раздаточную коробку 3, которая распределяет его между ведущими мостами 4 и 5 колесного движителя с установленными на них датчиками 6 через регулирующее автоматическое устройство 7 и насосными колесами регулируемых гидродинамических трансформаторов 8 и 9, турбинные колеса которых связаны с ведущими колесами 10 и 11 вспомогательного гусеничного движителя. При этом реакторы гидротрансформаторов имеют возможность изменять угол наклона лопаток в зависимости от управляющих сигналов регулирующего автоматического устройства 7, получающего информацию о текущих значениях реализуемого крутящего момента от датчиков 6, установленных на валах привода колесного движителя.

При необходимости смены направления движения (включении задней передачи в коробке передач) в сложных дорожных условиях, требующих применение вспомогательного гусеничного движителя, регулирующее автоматическое устройство 7 дает сигнал на включение блокировочных фрикционов 12 и 13, посредством чего обеспечивается жесткая связь между насосными и турбинными колесами гидродинамических трансформаторов 8 и 9, в результате чего ведущие колеса 10 и 11 вспомогательного гусеничного движителя начинают вращаться назад.

Предлагаемая конструкция трансмиссии колесной машины с гидродинамическим приводом вспомогательного гусеничного движителя позволит существенно повысить показатели ее подвижности в сложных условиях за счет обеспечения возможности использования вспомогательного движителя при движении машины задним ходом.

Трансмиссия колёсной машины с гидродинамическим приводом вспомогательного гусеничного движителя, содержащая гидродинамический привод вспомогательного гусеничного движителя, выполненный в виде 2-х регулируемых гидродинамических трансформаторов, насосные колеса которых приводятся во вращение от раздаточной коробки и имеют возможность отключения, а турбинные колеса передают крутящий момент на вспомогательный гусеничный движитель, отличающаяся тем, что гидродинамические трансформаторы привода ведущих колёс вспомогательного гусеничного движителя оснащены блокировочными фрикционами, обеспечивающими жёсткую связь насосного и турбинного колёс при включении передачи заднего хода в коробке передач.

РИСУНКИ



 

Наверх