Головоломка

 

Полезная модель относится к логическим играм-головоломкам, основанным на свойстве перемещения игровых элементов. Техническим результатом, достигаемым при осуществлении предложенной полезной модели, являются, с одной стороны, необходимые для игры-головоломки высокая занимательность и сложность методики решения вследствие большого числа возможных комбинаций положений игровых элементов, что развивает логическое мышление и позволяет с пользой провести досуг. С другой стороны, предложенная полезная модель обладает простотой конструкции, что снижает расходы на ее производство. Головоломка содержит опору, девять игровых элементов, образующие игровые слои и установленные на опоре с возможностью послойного вращения относительно оси опоры, и торцевые элементы в виде втулок. Опора для взаимодействия с игровыми элементами снабжена фиксаторами, которые выполнены в виде заклепок с полукруглой головкой и снабжены пружиной. Опора выполнена в виде цилиндра, на внешней поверхности которого перпендикулярно его продольной оси на равном расстоянии друг от друга по числу игровых элементов выполнено девять пазов для размещения в них фиксаторов. Игровые элементы выполнены в виде втулок. На внутренней поверхности каждого игрового элемента параллельно его продольной оси на равном расстоянии друг от друга выполнено девять углублений для размещения в них полукруглой головки фиксаторов. На все внешние поверхности игровых элементов нанесена цифровая индексация. 3 ил.

Полезная модель относится к логическим играм-головоломкам, основанным на свойстве перемещения игровых элементов.

Известна «Головоломка с игровыми элементами, подвижными относительно друг друга» (патент РФ на изобретение 2108836, МПК А63Р9/08, 20.04.1998 г.). Головоломка с игровыми элементами, подвижными относительно друг друга, содержит рамку с нижним и верхним основаниями, и направляющие для перемещения игровых элементов с индексацией. Направляющие выполнены параллельными в виде набора по крайней мере трех стержней, разъемно скрепленных с основаниями, а игровые элементы - преимущественно в виде кубиков со сквозными отверстиями, перпендикулярными двум противоположным граням, при этом индексация, нанесенная на все боковые грани игровых элементов, преимущественно буквенная. На каждом стержне с возможностью вращения относительно его оси и перемещения вдоль него установлено по крайней мере по три игровых элемента.

К недостаткам данного технического решения следует отнести конструктивную сложность.

Широко известен кубик Рубика (патент HU 170062, МПК A63F 9/12, 1975), содержащий крестовину и маленькие кубики, установленные с возможностью поворота на осях крестовины посредством пазов и выступов.

Недостаток кубика Рубика состоит в том, что его конструкция не обеспечивает высокую занимательность, поскольку имеет небольшое количество решаемых логических задач.

Известен также «Игровой шар» (патент РФ 2178722 на изобретение, МПК A63F 9/08, 04.02.1997), состоящий по меньшей мере из двух имеющих вид шаровых сегментов симметричных относительно осей вращения частей, выполненных с возможностью их поворота относительно друг друга. Сегментообразные части выполнены в виде конусов, которые жестко связаны друг с другом своими вершинами с возможностью совместного поворота вокруг центральной оси таким образом, что при повороте одного сегмента происходит автоматический поворот другого вместе с ним. Игровые элементы выполнены в виде радиально выступающих наружу из направляющего паза дискообразных элементов.

Известная головоломка обладает привлекательностью, занимательностью. Вместе с тем она состоит из большого количества разнообразных элементов, является конструктивно сложной.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является «Объемная логическая головоломка Гроссмейстер-II» (патент РФ 2005528 на изобретение, МПК A63F 9/06, 15.01.1994 г.). Конструкция включает в себя центральные, промежуточные, реберные и угловые игровые элементы, взаимодействующие друг с другом посредством пазов и выступов, образующие три группы взаимно перпендикулярных игровых слоев и установленные на сферической опоре с возможностью послойного вращения относительно трех взаимно перпендикулярных осей опоры. Последняя состоит из восьми сферических секторов, образованных рассечением опоры тремя взаимно перпендикулярными плоскостями, проходящими через центр и оси опоры, и установленные с возможностью вращения их полушариями относительно ее осей. Сектора опоры имеют дугообразные пазы, образующие три кольцевых желоба, расположенных в плоскостях рассечения опоры, в которых расположены дугообразные направляющие, содержащие опорные и подвижные части. При этом упругие элементы расположены в пазах направляющих, распорные элементы - между направляющими в местах пересечения указанных плоскостей. Центральные игровые элементы взаимодействуют с крепежными головками опоры, расположенными вдоль ее осей. Один из секторов жестко соединен с тремя направляющими. Внешние поверхности игровых элементов имеют игровые метки. Данное техническое решение принято за прототип.

Головоломка состоит из большого количества разнообразных элементов, является конструктивно сложной.

Задача, на решение которой направлена полезная модель, заключается в создании цифровой головоломки, которая предлагала бы играющему большое количество возможностей и вариантов игры, и при этом имела простую конструкцию.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении предложенной полезной модели, являются, с одной стороны, необходимые для игры-головоломки высокая занимательность и сложность методики решения вследствие большого числа возможных комбинаций положений игровых элементов, что развивает логическое мышление и позволяет с пользой провести досуг. С другой стороны, предложенная полезная модель обладает невысокой технологичностью, что снижает расходы на ее производство. Конструкция полезной модели является прочной и надежной.

Поставленная задача решается тем, что головоломка содержит опору и игровые элементы, образующие игровые слои и установленные на опоре с возможностью послойного вращения относительно оси опоры, при этом опора снабжена фиксаторами для взаимодействия с игровыми элементами. Головоломка дополнительно содержит торцевые элементы в виде втулок, один из которых выполнен заедино с опорой, а второй жестко с ней соединен. На опоре установлено девять игровых элементов. Опора выполнена в виде цилиндра, на внешней поверхности которого перпендикулярно его продольной оси выполнено на равном расстоянии друг от друга по числу игровых элементов девять пазов в форме цилиндра с цилиндрическими углублениями, при этом диаметр паза превышает диаметр углубления. Фиксаторы выполнены в виде заклепок с полукруглыми головками, снабженные пружинами и размещенные в цилиндрических углублениях опоры. Игровые элементы выполнены в виде втулок, на внутренней поверхности каждого игрового элемента параллельно его продольной оси на равном расстоянии друг от друга выполнено девять углублений для размещения полукруглой головки фиксатора.

На внешней поверхности игровых элементов параллельно продольной оси на равном расстоянии друг от друга выполнено девять углублений на всю ширину игрового элемента.

Для удобства пользования на внешней поверхности торцевых элементов параллельно продольной оси на равном расстоянии друг от друга выполнены насечки.

Второй торцевой элемент жестко соединен с опорой посредством винтов.

На все внешние поверхности игровых элементов нанесена цифровая индексация.

Высота паза в виде цилиндра меньше в четыре раза высоты цилиндрического углубления в опоре.

Диаметр цилиндрического углубления в опоре превышает диаметр фиксатора.

Наружные диаметры торцевых элементов равны наружным диаметрам игровых элементов.

В заявленной головоломке общими существенными признаками для этой головоломки и для ее прототипа являются:

- опора;

- игровые элементы, образующие игровые слои и установленные на опоре с возможностью послойного вращения относительно оси опоры;

- фиксаторы для взаимодействия с игровыми элементами.

Сопоставительный анализ заявленной головоломки и прототипа показывает, что первая, в отличие от прототипа, имеет следующие существенные признаки:

- торцевые элементы в виде втулок, один из которых выполнен заедино с опорой, а второй жестко с ней соединен;

- на опоре установлено девять игровых элементов;

- опора выполнена в виде цилиндра, на внешней поверхности которого перпендикулярно его продольной оси выполнено на равном расстоянии друг от друга по числу игровых элементов девять пазов в форме цилиндра с цилиндрическими углублениями, при этом диаметр паза превышает диаметр углубления;

- фиксаторы выполнены в виде заклепок с полукруглой головкой, снабжены пружиной и размещены в цилиндрических углублениях опоры;

- игровые элементы выполнены в виде втулок, на внутренней поверхности каждого игрового элемента параллельно его продольной оси на равном расстоянии друг от друга выполнено девять углублений для размещения полукруглой головки фиксатора.

Именно такая совокупность всех существенных признаков позволила разработать головоломку более технологичной конструкции и повышенной занимательностью.

На основании изложенного, можно заключить, что согласно данной совокупности существенных признаков стало возможным решить поставленную задачу.

Следовательно, заявленная полезная модель является новой и пригодна для промышленного применения.

Использование предложенной полезной модели позволяет достичь необходимых для игры-головоломки высокой занимательности и сложности методики решения вследствие большого числа возможных комбинаций положений игровых элементов, что развивает логическое мышление и позволяет с пользой провести досуг.

Полезная модель поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен общий вид, на фиг. 2 - разрез А-А, на фиг. 3 - изображение опоры без игровых элементов с торцевым элементом, выполненным заедино с опорой.

Головоломка содержит игровые элементы 1 в виде втулок, размещенные на опоре 2, торцевой элемент 3, выполненный заедино с опорой 1, второй торцевой элемент 4, жестко скрепленный с опорой 1 посредством винтов (на чертеже не показаны). На опоре 2 на равном расстоянии друг от друга выполнено девять цилиндрической формы пазов 5 с цилиндрическими углублениями 6 под фиксаторы 7 с пружинами 8. На внутренней поверхности каждого игрового элемента 1 параллельно его продольной оси на равном расстоянии друг от друга выполнено девять углублений 9 для размещения в них полукруглых головок фиксатора 7. На внешней поверхности игровых элементов 1 параллельно продольной оси на равном расстоянии друг от друга выполнено девять углублений 10 на всю ширину игрового элемента. Углубления 10 на игровых элементах 1 зрительно формируют горизонтальную линию головоломки, создавая удобства для играющего. На игровых элементах 1 нанесены вразброс цифры от 1 до 9, игровых элементов 9, следовательно, нанесена всего 81 цифра.

Возможное изменение уровней сложности решения достигается окрашиванием игровых элементов в различные цвета.

При вращении игрового элемента 1 по опоре 2 происходит нажатие на головку фиксатора 7, пружина 8 сжимается и фиксатор 7 входит в паз 6. Головка фиксатора 7 занимает положение в цилиндрическом пазе 5. Осуществляется свободное вращение игрового элемента 1 по опоре 2. Когда игровой элемент 1 доведен до любого из углублений 9 на внутренней поверхности игрового элемента 1, полукруглая головка фиксатора 7 попадает в это углубление 9, пружина 8 выталкивает фиксатор 7 из цилиндрического углубления 6, головка фиксатора выходит из паза 5 и происходит фиксирование игрового элемента 1 в нужном положении. Таким образом, последовательно вращаются все игровые элементы 1 по оси 2 до установки в один горизонтальный ряд необходимых цифр.

Решение задач осуществляется путем прокручивания по опоре игровых элементов до тех пор, пока не будет найдено 27 трехзначных чисел по три числа на каждой из девяти горизонтальной линии и так девять раз, а суммарное число всегда будет одним и тем же на всех девяти горизонтальных линиях, при том, что все найденные 27 слагаемых чисел всегда разные. При работе с головоломкой цифры по вертикали могут повторяться сколько угодно, по горизонтали ни разу. При сложении этих найденных 27 трехзначных чисел в обратном направлении, т.е. справа налево получается одно и тоже итоговое число, как и слева направо, на всех девяти горизонтальных линиях, как в зеркальном отражении: те же числа, что и вверху, только наоборот. Если суммарные числа разные, то головоломка собрана неправильно.

При помощи данной головоломки - логической игры цифровой направленности можно проводить параллельные соревнования с неограниченным количеством участков на время.

1. Головоломка, содержащая опору и игровые элементы, образующие игровые слои и установленные на опоре с возможностью послойного вращения относительно оси опоры, при этом опора снабжена фиксаторами для взаимодействия с игровыми элементами, отличающаяся тем, что головоломка дополнительно содержит торцевые элементы в виде втулок, один из которых выполнен заедино с опорой, а второй жестко с ней соединен, на опоре установлено девять игровых элементов, опора выполнена в виде цилиндра, на внешней поверхности которого перпендикулярно его продольной оси выполнено на равном расстоянии друг от друга по числу игровых элементов девять пазов в форме цилиндра с цилиндрическими углублениями, при этом диаметр паза превышает диаметр углубления, фиксаторы выполнены в виде заклепок с полукруглой головкой, снабжены пружиной и размещены углублениях опоры, игровые элементы выполнены в виде втулок, на внутренней поверхности каждого игрового элемента параллельно его продольной оси на равном расстоянии друг от друга выполнено девять углублений для размещения полукруглой головки фиксатора.

2. Головоломка по п. 1, отличающаяся тем, что на внешней поверхности игровых элементов параллельно продольной оси на равном расстоянии друг от друга выполнено девять углублений на всю ширину игрового элемента.

3. Головоломка по п. 1, отличающаяся тем, что на внешней поверхности торцевых элементов параллельно продольной оси на равном расстоянии друг от друга выполнены насечки.

4. Головоломка по п. 1, отличающаяся тем, что второй торцевой элемент жестко соединен с опорой посредством винтов.

5. Головоломка по п. 1, отличающаяся тем, что на все внешние поверхности игровых элементов нанесена цифровая индексация.

6. Головоломка по п. 1, отличающаяся тем, что высота паза в виде

цилиндра меньше в четыре раза высоты цилиндрического углубления в опоре.

7. Головоломка по п. 1, отличающаяся тем, что диаметр цилиндрического углубления в опоре превышает диаметр фиксатора.

8. Головоломка по п. 1, отличающаяся тем, что наружные диаметры торцевых элементов равны наружным диаметрам игровых элементов.

РИСУНКИ



 

Наверх