Скользун тележки грузового вагона

 

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту и касается скользунов тележки грузового вагона. Предлагаемая полезная модель способствует снижению момента сопротивления повороту тележки в кривом участке пути, тем самым снижая износ колес в зоне контакта с рельсами, кроме того, предлагаемой полезной моделью решается задача увеличения надежности роликовых скользунов в эксплуатации за счет снижения контактных напряжений на самих опорных роликах и изгибных напряжений в цилиндрических осях, на которые установлены опорные ролики.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту и касается скользунов тележки грузового вагона.

Основной функцией скользунов является удержание кузова от опрокидывания при движении вагона в кривой. При прохождении вагоном криволинейного участка пути кузов наклоняется, зазор между скользунами тележки и кузова с одной стороны выбирается, затем вагон опирается на скользун, и между упомянутыми скользунами возникают силы трения. Эти силы трения создают момент в горизонтальной плоскости, препятствующий повороту тележки относительно кузова вагона. Этот момент приводит к изменению геометрии рамы трехэлементной тележки в плане (забегание боковых рам), что ухудшает динамику вагона и повышает износ колеса в зоне контакта с рельсом.

Известен скользун тележки грузового вагона (см. патент РФ на полезную модель 31550, кл. МПК B61F 5/00; опубл. 20.08.2003., /Л-1/), включающий закрепленный на надрессорной балке тележки корпус с установленными в нем роликовыми опорами и регулировочную пластину.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является устройство, описанное в /Л-1/. Оно и взято за прототип.

Недостатком данного технического решения является невозможность опирания скользуна рамы вагоны на два ролика сразу. Это связано с тем, что скользуны рамы вагона устанавливаются при сборке с неплоскостностью и непараллельностью величиной 2 мм и более, так как скользуны рамы технологически сложно обработать в одну плоскость на механическом оборудовании за одну установку из-за габаритных размеров рамы. Кроме того, в эксплуатации под действием груза рама вагона изгибается, что увеличивает непараллельность опорных поверхностей скользунов рамы относительно общей линии, проведенной по касательной сверху к двум роликам. При передаче вертикальной нагрузки от кузова вагона на один ролик в нем возникают большие контактные напряжения, а также изгибные напряжения в оси ролика. Это снижает надежность в эксплуатации скользуна в целом, а также может привести к излому упомянутых деталей.

Техническим результатом заявляемой полезной модели является снижение момента сопротивления повороту тележки в кривом участке пути, тем самым снижая износ колес в зоне контакта с рельсами, кроме того, предлагаемой полезной моделью решается задача увеличения надежности роликовых скользунов в эксплуатации за счет снижения контактных напряжений на самих опорных роликах и изгибных напряжений в цилиндрических осях, на которые установлены опорные ролики.

Для достижения указанного технического результата скользун тележки грузового вагона снабжен двумя опорными роликами, изготавливаемыми из стали и установленными на цилиндрические оси, и упругими элементами в виде полимерных втулок с небольшим статическим прогибом, которые способствуют равномерному распределению вертикальной нагрузки на оба ролика, а также снижению износов взаимодействующих поверхностей.

Предлагаемая полезная модель состоит из стального корпуса, в боковых стенках которого имеются отверстия, в которые проходят цилиндрические оси с установленными на них опорными роликами. Между опорными роликами и цилиндрическими осями имеются полимерные втулки. Крепление скользуна к надрессорной балке тележки грузового вагона осуществляется через отверстия при помощи болтов со самостопорящимися гайками.

Предлагаемый скользун тележки грузового вагона иллюстрируется чертежами, представленными на фиг. 1, где показано аксонометрическое изображение скользуна, и на фиг. 2, где показан эскиз скользуна.

Скользун тележки грузового вагона содержит закрепленный на надрессорной балке тележки стальной корпус 1, в боковых стенках которого имеются отверстия, в которые проходят цилиндрические оси 3 с установленными на них опорными роликами 2. Между опорными роликами и цилиндрическими осями имеются полимерные втулки. Цилиндрические оси 3 удерживаются в корпусе стопорной планкой 4, которая крепится к корпусу при помощи болта 6. Для закрепления корпуса на надрессорной балке тележки имеются отверстия 5 под крепительные болты.

Предлагаемый скользун тележки грузового вагона работает следующим образом. При движении вагона по криволинейному участку пути скользун рамы вагона нажимает на опорные ролики 2, которые при этом деформируют полимерные втулки и перемещаются вниз на незначительную величину. При этом при перекосах скользуна рамы вагона происходит равномерное распределение нагрузки на оба ролика.

Заявляемая полезная модель способствует снижению момента сопротивления повороту тележки в кривом участке пути, тем самым снижая износ колес в зоне контакта с рельсами, кроме того решается задача увеличения надежности роликовых скользунов в эксплуатации за счет снижения контактных напряжений на самих опорных роликах и изгибных напряжений в цилиндрических осях, на которые установлены опорные ролики.

Источники информации, принятые во внимание при составлении описания полезной модели:

1. Патент РФ на полезную модель 31550, кл. МПК B61F 5/00; опубл. 20.08.2003., /Л-1/ (прототип)

1. Скользун тележки грузового вагона, содержащий закрепленный на надрессорной балке тележки стальной корпус, в боковых стенках которого предусмотрены отверстия, в которых имеются цилиндрические оси с установленными на них опорными роликами, отличающийся тем, что между опорными роликами и цилиндрическими осями введены упругие элементы в виде полимерных втулок.

2. Скользун тележки грузового вагона по п. 1, отличающийся тем, что он содержит стопорную планку, предохраняющую цилиндрические оси с установленными на них опорными роликами от выпадения.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается двухосных тележек грузовых вагонов с улучшенными ходовыми качествами

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается трехэлементных тележек грузовых вагонов

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту и касается скользунов тележки грузового вагона
Наверх