Тонкий гибкий бетонный мат

 

Полезная модель относится к гидротехническому строительству. Техническое решение представляет собой гибкий бетонный мат, бетонные блоки (1) соединены между собой в шахматном порядке, что позволяет существенно сократить толщину мата. Соединение бетонных блоков между собой осуществляется замоноличенным искусственным или синтетическим канатом (2), способным скручиваться вдоль своей оси в щелях (3) между бетонными блоками. 2 ил. 2 пр.

Полезная модель относится к гидротехническому строительству и может быть использована для защиты от разрушающего воздействия потоков воды на природные объекты (берега водоемов, водотоки и пр.) и объекты строительства (подводные переходы трубопроводов, опоры мостов, дамбы, плотины и пр.).

В общем виде Гибкий бетонный мат (ГБМ) представляет собой набор бетонных блоков с наклонными боковыми гранями, соединенных между собой гибкой связью (АС 251463). Таким образом, в общем виде ГБМ представляет собой конструкцию, содержащую следующие существенные признаки:

1. Бетонные блоки - обеспечивают сохранность защищаемого объекта;

2. Бетонные блоки, состоящие из двух усеченных прямоугольных пирамид, неразъемно соединенных между собой по плоскости большего основания, которое одинаково у каждой из усеченных пирамид, - обеспечивают гибкость ГБМ за счет наклона боковых граней в продольном и поперечном направлении.

3. Гибкая связь, выполненная из замоноличенного в тело каждого бетонного блока по плоскости общего основания усеченных пирамид каната, троса или иного гибкого стержневого элемента, - обеспечивает соединение бетонных блоков в единую конструкцию.

ГБМ на защищаемой поверхности удерживается (противостоит дрейфу) за счет своей относительной массивности и особенностям нижней поверхности бетонного блока, например, наличием донных присосок (патент RU 2129635) или повышенной шероховатости (патент RU 102014).

Основным недостатком этих конструкций является их массивность: транспортировка ГБМ от места производства до места использования, зачастую превышает стоимость ГБМ на складе завода. Существенному снижению толщины бетонного блока препятствует перекрестие каната внутри бетонного блока: толщина бетонного блока не может быть меньше двукратного диаметра каната.

Проблема массивности ГБМ была решена в конструкции по патенту RU 142999, в которой предложена параллельная схема укладки каната: канат проходит через бетонные блоки без образования пересечений. Таким образом, предложенная конструкция ГБМ позволяет довести толщину мата до размеров, ненамного превышающих диаметр используемого каната. Тонкий ГБМ (в дальнейшем - ТГБМ) превосходно противостоит дрейфу вдоль защищаемого объекта, так как располагается в придонном слое водотока, в котором течение минимально или отсутствует полностью.

Основным недостатком ТГБМ является плохая гибкость в направлении, перпендикулярном направлению укладки канатов, в дальнейшем именуемом - продольное направление.

Задачей настоящей полезной модели (техническим результатом) является создание ТГБМ, обладающего достаточной гибкостью в продольном направлении.

Новый (заявленный) технический результат достигается путем выполнения гибкой связи по патенту РФ 142999 (прототип) из замоноличенного в бетонный блок искусственного или синтетического каната (под искусственным канатом понимается канат, выполненный из искусственных материалов, например, вискозы и прочих; под синтетическим канатом понимается канат, выполненный из искусственных материалов, например, полиамида, полиэфира, полипропилена и пр.).

Сущность полезной модели поясняется графическими материалами и заключается в следующем.

На фиг. 1 представлен ТГБМ, состоящий из бетонных блоков (позиция 1), соединенных замоноличенным канатом (позиция 2) в единое полотно с образованием щелей (позиция 3).

На фиг. 2 представлен фрагмент ТГБМ из пяти блоков (два блока - на переднем плане и три блока - на заднем плане), изогнутый в продольном направлении. На фиг. 2 видно, что изгиб ТГБМ непосредственно связан с одновременным растяжением и изгибом каната по своей оси (позиция 2). В дальнейшем одновременное растяжение и изгиб каната по своей оси будет именоваться скручиванием. Стрелками (позиция 4) показано направление скручивания каната. Если способность каната к скручиванию будет недостаточной, то при изгибе ТГБМ в продольном направлении будет наблюдаться:

- или разрушения связи в системе «канат-бетон» (если будет приложено значительное усилие);

- или бетонные блоки провиснут и не будут соприкасаться с защищаемой поверхностью (недостаточная гибкость в продольном направлении).

В известных конструкциях ГБМ, в которых соединительный канат перекрещивался, к канату не предъявлялось требование на скручиваемость: совокупности гибкости и растяжения. Для обеспечения гибкости в ГБМ было достаточно только гибкости каната.

В ТГБМ щель между соседними бетонными блоками (позиция 3) составляет несколько миллиметров, как правило, 3-6 мм. В отличие от других канатов (например, стальных канатов), искусственный или синтетический канат в щели между бетонными блоками указанного размера способен скручиваться вокруг своей оси, обеспечивая гибкость ТГБМ в пределах порядка 20-50° в зависимости от типа свивки каната.

Таким образом, технический результат достигается совокупностью следующих признаков полезной модели:

а) Ограничительные признаки, характеризующие Тонкий гибкий бетонный мат (родовое понятие):

- Бетонные блоки - обеспечивают сохранность защищаемого с использованием ТГБМ объекта;

- Наклон боковых граней бетонного блока - обеспечение гибкости ТГБМ в продольном и поперечном направлениях.

- Канат - соединяет бетонные блоки в ТГБМ.

- Шахматное расположение блоков обеспечивает уменьшение толщины ТГБМ без существенной потери прочности.

б) Отличительный признак, направленный на достижение заявленного технического результата:

- Использование искусственного или синтетического каната, - обеспечивает гибкость ТГБМ в продольном направлении.

В полевых условиях с помощью грузоподъемных устройств ТГБМ укладывается на неровную поверхность, например, на газовую магистральную трубу. Под воздействием силы тяжести все бетонные блоки будут плотно прижаты к поверхности трубы. Плотное прижатие будет осуществлено за счет скручивания искусственного или синтетического каната по своей оси.

Тонкий гибкий бетонный мат, содержащий совокупность бетонных блоков с наклонными боковыми гранями, соединенными между собой в шахматном порядке в единое полотно замоноличенным канатом, отличающийся тем, что канат является искусственным или синтетическим.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Плиты для облицовки и перекрытия каналов относятся к гидротехническому строительству, в частности к возведению противофильтрационных покрытий каналов и водоемов из листовых полимерных материалов, уложенных на грунтовое основание.

Плиты для облицовки и перекрытия каналов относятся к гидротехническому строительству, в частности к возведению противофильтрационных покрытий каналов и водоемов из листовых полимерных материалов, уложенных на грунтовое основание.

Плиты для облицовки и перекрытия каналов относятся к гидротехническому строительству, в частности к возведению противофильтрационных покрытий каналов и водоемов из листовых полимерных материалов, уложенных на грунтовое основание.

Плиты для облицовки и перекрытия каналов относятся к гидротехническому строительству, в частности к возведению противофильтрационных покрытий каналов и водоемов из листовых полимерных материалов, уложенных на грунтовое основание.

Плиты для облицовки и перекрытия каналов относятся к гидротехническому строительству, в частности к возведению противофильтрационных покрытий каналов и водоемов из листовых полимерных материалов, уложенных на грунтовое основание.

Полезная модель относится к гидротехническому строительству, а именно, к строительству сооружений, защищающих береговую территорию от затопления при паводке

Полезная модель относится гидротехническим сооружениям, а именно к берегозащитным сооружениям, предназначенным для защиты береговой линии от воздействия волновых процессов

Изобретение относится к области транспортного строительства, выполняемого в различных регионах страны, в сложных природно-климатических условиях, для защиты транспортных коммуникаций и объектов от опасных геологических процессов (скально-обвальных явлений), предусмотрена комбинированная сетчатая конструкция, состоящая из двух видов металлических сеток: сеток двойного кручения, которые монтируются из отдельных полотен, покрывающих поверхность откоса, и поверх них кольчужные сетки, кольца которых диаметром не менее 300-400 мм, изготавливающиеся из стальной канатной оцинкованной проволоки с номинальной прочностью на разрыв от 16 до 50 тонн, покрывающая поверхность откоса, предотвращающая попадания обломков не защищаемый объект
Наверх