Система управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства

 

Полезная модель относится к автотранспортной технике, а именно к системам управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства при его движении с работающим навесным оборудованием. Система управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства, имеет силовую связь навесного оборудования с коробкой перемены передач через коробку отбора мощности (КОМ), клапан управления, связанный с педалью сцепления. Силовая связь выполнена механической в виде фрикционной муфты (7), установленной на приводном валу КОМ, а в качестве клапана управления применен электромагнитный клапан (6), при этом вход электромагнитного клапана (6) соединен с трубопроводом пневмосистемы автомобиля, а выход - с пневмоцилиндром КОМ. Электромагнитный клапан (6) связан с педалью (1) сцепления через реле (5) управления КОМ, датчик (4) давления воздуха и датчик (3) выключения сцепления. Система снабжена индикатором (8) и датчиком (9) включения КОМ. Технический результат заключается в создании компактной и надежной системы управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства при его движении с работающим навесным оборудованием. 3 з.п. ф-лы; 1 ил.

Полезная модель относится к автотранспортной технике, а именно к системам управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства при его движении с работающим навесным оборудованием.

Известно устройство для управления сцеплением автомобиля, содержащее пневмогидроусилитель и главный цилиндр сцепления, связанный с педалью, с которой дополнительно соединен шток пневмоцилиндра, рабочая полость которого связана пневмоприводом с бортовой пневмосистемой через электропневмоклапан, открывающий пневмопривод для переключения сцепления из транспортного режима в режим отбора мощности (патент RU 62067, МПК B60K 23/02, опубл. 27.03.2007).

Известное техническое решение обеспечивает работу навесного оборудования только при стоящем транспортном средстве.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков является устройство для переключения механической коробки перемены передач базового автомобиля машины для уборки и содержания дорожных покрытий при ее движении с работающим навесным оборудованием, содержащее двигатель соединенный с механической коробкой перемены передач через муфту сцепления, связанную с педалью ее выключения, источник постоянного тока электрооборудования базового автомобиля, навесное оборудование, имеющее силовую связь с коробкой перемены передач, выполненную в виде гидравлической системы, включающей в себя гидравлический насос, приводимый от коробки отбора мощности, кинематически связанной с коробкой перемены передач, и сообщенный своей всасывающей полостью с баком для рабочей жидкости гидравлической системы и напорной полостью с гидравлическими моторами привода навесного оборудования, устройство снабжено двухпозиционным гидравлическим электроприводным клапаном, имеющим вход и два выхода, при этом вход клапана сообщен с напорной полостью гидравлического насоса, первый выход клапана сообщен с гидравлическими моторами привода рабочего оборудования при выключенном электроприводе клапана, второй выход которого сообщен с баком для рабочей жидкости, электрическим выключателем, установленным с возможностью взаимодействия с педалью сцепления, и имеющим контакты, которые разомкнуты при положении педали сцепления, соответствующему включенному состоянию муфты сцепления, при этом электропривод гидравлического клапана подключен к источнику постоянного тока электрооборудования базового автомобиля через нормально разомкнутые контакты электромагнитного реле, обмотка которого последовательно соединена с источником постоянного тока электрооборудования базового автомобиля через контакты электрического выключателя (патент RU 2304055, МПК B60R 20/02, B60K 17/28, опубл. 10.08.2007).

Недостатком известного технического решения является громоздкость, сложность и высокий вес системы управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства при его движении с работающим навесным оборудованием из-за необходимости в полноценной гидравлической системе для создания связи навесного оборудования с коробкой перемены передач.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является создание компактной и надежной системы управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства при его движении с работающим навесным оборудованием.

Для решения поставленной задачи в системе управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства, имеющей силовую связь навесного оборудования с коробкой перемены передач через коробку отбора мощности, клапан управления, связанный с педалью сцепления, силовая связь выполнена механической в виде фрикционной муфты, установленной на приводном валу коробки отбора мощности, а в качестве клапана управления применен электромагнитный клапан, при этом вход электромагнитного клапана соединен с трубопроводом пневмосистемы автомобиля, а выход - с пневмоцилиндром коробки отбора мощности.

Электромагнитный клапан связан с педалью сцепления через реле управления коробкой отбора мощности, датчик давления воздуха и датчик выключения сцепления. Система снабжена индикатором и датчиком включения коробки отбора мощности.

Выполнение силовой связи механической в виде фрикционной муфты, установленной на приводном валу коробки отбора мощности, позволило обеспечить компактность всей системы. Применение в качестве клапана управления электромагнитного клапана, вход которого соединен с трубопроводом пневмосистемы автомобиля, а выход - с пневмоцилиндром коробки отбора мощности, позволило обеспечить компактность всей системы и исключить необходимость сложной и громоздкой гидравлической системы.

В совокупности все признаки позволили решить поставленную задачу и достичь технического результата.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежом, на котором изображена система управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства при его движении с работающим навесным оборудованием.

Система управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства содержит: педаль 1 сцепления, пневмогидроусилитель 2, датчик 3 выключения сцепления, датчик 4 давления воздуха, реле 5 управления коробкой отбора мощности (КОМ), электромагнитный клапан 6 управления, фрикционную муфту 7, установленную на приводном валу КОМ.

Система управления имеет силовую связь навесного оборудования с коробкой перемены передач через КОМ. Силовая связь выполнена механической в виде фрикционной муфты 7, установленной на приводном валу КОМ.

Педаль 1 сцепления связана через главный цилиндр сцепления с пневмогидроусилителем 2, шток которого взаимодействует с датчиком 3 выключения сцепления и далее через датчик 4 давления воздуха, реле 5 управления с электромагнитным клапаном 6 управления.

Вход электромагнитного клапана 6 соединен с трубопроводом пневмосистемы автомобиля, а выход - с пневмоцилиндром КОМ.

Система управления снабжена индикатором 8 и датчиком 9 включения КОМ.

Система управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства работает следующим образом:

Для включения навесного оборудования при движении транспортного средства водитель нажимает на кнопку 10 включения КОМ, в результате чего подается ток на электромагнитный клапан 6, который открывает доступ сжатому воздуху в полость пневмоцилиндра КОМ, фрикционная муфта замыкается, происходит включение навесного оборудования.

Для переключения передачи в коробке перемены передач транспортного средства при движении с работающим навесным оборудованием водитель нажимает на педаль 1 сцепления. При нажатии на педаль 1 сцепления срабатывает пневмогидроусилитель 2, который перемещением штока нажимает на датчик 3 выключения сцепления. К датчику 4 давления воздуха подается давление из служебного контура транспортного средства, происходит выключение реле 5 управления КОМ. Реле 5 размыкает цепь электромагнитного клапана 6, в результате чего подача воздуха в полость КОМ прекращается. Воздух из полости пневмоцилиндра КОМ выходит в атмосферу, при этом фрикционная муфта 7 КОМ отключает навесное оборудование. Водитель получает возможность безаварийно переключить передачу в коробке перемены передач.

После включения нужной передачи водитель отпускает педаль 1 сцепления, датчик 3 выключения сцепления отжимается, подача воздуха к датчику 4 давления воздуха прекращается. Включается реле 5 управления КОМ и электрическая цепь электромагнитного клапана 6 замыкается. Возобновляется подача воздуха в полость пневмоцилиндра КОМ, фрикционная муфта замыкается, включая навесное оборудование, включается датчик 9 включения КОМ и загорается индикатор 8 включения КОМ.

Заявляемое техническое решение позволяет создать компактную и надежную систему управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства при его движении с работающим навесным оборудованием.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Система управления переключением механической коробки перемены передач транспортного средства, имеющая силовую связь навесного оборудования с коробкой перемены передач через коробку отбора мощности, клапан управления, связанный с педалью сцепления, отличающаяся тем, что силовая связь выполнена механической в виде фрикционной муфты, установленной на приводном валу коробки отбора мощности, а в качестве клапана управления применен электромагнитный клапан, при этом вход электромагнитного клапана соединен с трубопроводом пневмосистемы автомобиля, а выход - с пневмоцилиндром коробки отбора мощности.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что электромагнитный клапан связан с педалью сцепления через реле управления коробкой отбора мощности, датчик давления воздуха и датчик выключения сцепления.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена индикатором включения коробки отбора мощности.

4. Система по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена датчиком включения коробки отбора мощности.

РИСУНКИ



 

Наверх