Устройство управления дистанционным приводом переключения передач

 

Устройство предназначено для управления дистанционным приводом переключения передач. Оно выполнено с возможностью закрепления в кабине, содержит основание и шарнирно соединенную с ним кулису, а также элементы для шарнирного присоединения тросов. Один элемент шарнира для присоединения троса закреплен на кулисе, а второй - на промежуточном рычаге, установленном на оси и посредством плавающего шарнира соединенном с кулисой. Охватываемый элемент плавающего шарнира имеет сферич. форму, а охватывающий выполнен в виде полого цилиндра. Охватываемый элемент может быть установлен на кулисе, а охватывающий на рычаге и наоборот, эти решения эквивалентны. Кинематич. схема устройства обеспечивает надежную передачу управляющих импульсов к тросам и снижает износ контактирующих элементов шарнира. 6 з.п. ф-лы, 3 илл.

Полезная модель относится к области машиностроения, к устройствам для дистанционного управления механизмами, в частности, для переключения передач в коробке передач транспортных средств.

Известно устройство для управления дистанционным приводом механизма переключения передач [патент на полезную модель 53983, опубликован 10.06.2006], содержащее основание, закрепленное в кабине, и шарнирно соединенную с основанием рукоятку, на нижнем конце которой закреплен элемент дистанционного привода. Основание выполнено в виде корпуса с вертикальными стенками. В основании на двух горизонтальных шипах установлена крестовина, на двух других шипах которой, расположенных вертикально, установлена кулиса. В верхней части кулисы выполнено гнездо под рукоятку, а с боковых сторон - элементы для присоединения тросов в виде двух приливов с присоединительными отверстиями. Приливы на кулисе выполнены симметрично относительно ее вертикальной плоскости симметрии.

Известная полезная модель обеспечивает технический результат, который заключается в удешевлении дистанционного привода и обеспечении надежности в эксплуатации. Преимущества данной полезной модели по сравнению с известными аналогичными устройствами не исключают возможностей для усовершенствования тросовых приводов и входящих в него механизмов.

Задача заявляемой полезной модели состоит в расширении функциональных возможностей дистанционного привода переключения передач.

Технический результат заключается в обеспечении адаптации привода к компоновочным особенностям транспортных средств.

Технический результат достигается устройством управления дистанционным приводом переключения передач. Оно выполнено с возможностью закрепления в кабине, содержит основание и шарнирно соединенную с ним кулису, а также элементы для шарнирного присоединения тросов.

Новое заключается в том, что один элемент шарнира для присоединения троса закреплен на кулисе, а второй - на промежуточном рычаге, установленном на оси и посредством плавающего шарнира соединенном с кулисой. При этом охватываемый элемент плавающего шарнира имеет сферическую форму, а охватывающий выполнен в виде полого цилиндра. Охватываемый элемент может быть установлен на кулисе, а охватывающий на рычаге. И наоборот, эти решения эквивалентны. Ось промежуточного рычага находится в одной плоскости с прямой соединяющей центры сферического опорного шарнира кулисы и охватываемого сферического элемента плавающего шарнира при нейтральном положении кулисы. Между промежуточным рычагом и основанием установлен пружинный механизм возврата промежуточного рычага в нейтральное положение. Устройство снабжено фиксатором рабочих позиций при продольных качаниях кулисы, выполненным в виде установленного в кулисе подпружиненного штока с рабочим наконечником, упирающимся в поверхность детали фасонного профиля с заданным шагом выступов и впадин, выполненной на основании. Элементы шарниров для присоединения тросов могут быть закреплены выше центра качания кулисы или ниже центра качания. Между охватываемым элементом, выполненным в виде сферической головки, и охватывающим элементом, выполненным в виде полого цилиндра, может быть установлен промежуточный элемент - обойма, которая внутренней сферической поверхностью контактирует со сферической головкой, а наружной цилиндрической поверхностью - с цилиндрической поверхностью полого цилиндра.

На фиг. 1 - устройство управления дистанционным приводом переключения передач, у которого элементы шарниров для присоединения тросов закреплены выше центра качания кулисы; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 устройство управления дистанционным приводом переключения передач, у которого элементы шарниров для присоединения тросов закреплены ниже центра качания кулисы.

Устройство содержит основание 1, на котором посредством сферического опорного шарнира установлена кулиса 2. На кулисе закреплен элемент шарнира 3 для присоединения троса. Элемент шарнира 4 для присоединения второго троса закреплен на промежуточном рычаге 5. Рычаг 5 установлен на оси, закрепленной на основании 1, и посредством плавающего шарнира соединен с кулисой 2. Охватываемый элемент 6 плавающего шарнира имеет сферическую форму, а охватывающий 7 выполнен в виде полого цилиндра. Охватываемый элемент может быть установлен на кулисе, а охватывающий на рычаге. И наоборот, эти решения эквивалентны.

Геометрический центр 8 сферического опорного шарнира 9 кулисы совпадает с центром, относительно которого происходит качание кулисы. Совершая продольные качания (относительно направления движения транспортного средства) по стрелке M, кулиса 2 перемещает трос, закрепленный на элементе 3. Это перемещение происходит дискретно благодаря фиксатору рабочих позиций, который состоит из подпружиненного штока с клиновидным наконечником (на чертеже не показан) и взаимодействующей с ним детали фасонного профиля, содержащей выступы 10 и впадины 11. Шаговые отклонения кулисы фиксируются клиновидным наконечником во впадинах 11.

Поперечные отклонения кулисы по стрелке N приводят к повороту рычага 5 и соответствующим перемещениям троса, присоединенного к элементу шарнира 4. Для возврата рычага 5 в исходное положение имеется пружина 12, один конец которой закреплен на основании 1, а второй - на рычаге.

На фиг. 2 представлен вариант исполнения плавающего шарнира. Для снижения износа между охватывающим элементом 7 и охватываемым 6 введен промежуточный элемент 13 - обойма. Устройство показано в двух положениях - в нейтральном I при вертикально стоящей кулисе 2 и - в рабочей позиции переключения передач II, когда кулиса отклонена в поперечном направлении.

Плавающий шарнир содержит охватываемый элемент 6 - сферическую головку, соединенную с кулисой. Головка установлена в обойме 13 со сферической внутренней поверхностью. Обойма размещена в охватывающем элементе 7 - полом цилиндре, закрепленном на промежуточном рычаге.

Шарнир находится в кинематической цепи, предназначенной для передачи движения от кулисы к промежуточному рычагу. При отклонении кулисы 2 от вертикали в поперечном направлении (относительно направления движения транспортного средства) охватываемый элемент 6 опускается вниз или поднимается вверх, скользя по сферической поверхности в охватывающей его обойме 13. При этом обойма увлекается элементом 6 и перемещается в цилиндрическом охватывающем элементе 7 вдоль его оси. Такие перемещения деталей шарнира относительно друг друга обеспечивают передачу управляющих движений кулисы 2 к исполнительному звену - промежуточному рычагу 5.

Кинематическая схема устройства обеспечивает надежную передачу управляющих импульсов к тросам и снижает износ контактирующих элементов шарнира.

Конструкция устройства предназначена для того, чтобы обеспечить его использование на транспортных средствах, имеющих особенности компоновки, не позволяющие установить известные устройства того же назначения.

1.Устройство управления дистанционным приводом переключения передач, выполненное с возможностью закрепления в кабине, содержащее основание и шарнирно соединённую с ним кулису, а также элементы для шарнирного присоединения тросов, отличающееся тем, что один элемент шарнира для присоединения троса закреплен на кулисе, а второй - на промежуточном рычаге, установленном на оси и посредством плавающего шарнира соединённом с кулисой, при этом охватываемый элемент плавающего шарнира имеет сферическую форму, а его охватывающий элемент выполнен в виде полого цилиндра.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что плавающий шарнир выполнен так, что охватываемый элемент плавающего шарнира установлен на кулисе, а охватывающий на рычаге или наоборот - охватывающий элемент плавающего шарнира установлен на кулисе, а охватываемый на рычаге.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ось промежуточного рычага находится в одной плоскости с прямой, соединяющей центры сферического опорного шарнира кулисы и охватываемого сферического элемента плавающего шарнира при нейтральном положении кулисы.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что между промежуточным рычагом и основанием установлен пружинный механизм возврата рычага в нейтральное положение.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено фиксатором рабочих позиций при продольных качаниях кулисы, выполненным в виде установленного в кулисе подпружиненного штока с рабочим наконечником, упирающимся в поверхность детали фасонного профиля с заданным шагом выступов и впадин, выполненной на основании.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что элементы шарниров для присоединения тросов закреплены выше или ниже центра качания кулисы.

7. Устройство по п.2, отличающееся тем, что между охватываемым элементом, выполненным в виде сферической головки, и охватывающим элементом, выполненным в виде полого цилиндра, установлен промежуточный элемент - обойма, которая внутренней сферической поверхностью контактирует со сферической головкой, а наружной цилиндрической поверхностью - с цилиндрической поверхностью полого цилиндра.



 

Наверх