Тросовый привод дистанционного управления коробкой передач

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, к устройствам для дистанционного управления механизмами, в частности, для переключения передач в коробке передач транспортных средств. Тросовый привод дистанционного управления коробкой передач, содержит рычаг (1) управления с рукояткой, рычаг (2) включения передач, рычаг (3) выбора передач, тросы (4) и (5). Рычаг (2) соединен посредством шарнира с рычагом (1) и закреплен на основании (6) посредством оси (7) с возможностью маятникового колебания. Рычаг (3) выбора передач выполнен двуплечим и закреплен на основании (6) посредством оси (8) с возможностью маятникового колебания. Оси (7) и (8) параллельны друг другу. Верхнее плечо рычага (3) шарнирно соединено с рычагом (1) управления посредством тяги (9), содержащей на концах присоединительные элементы в виде шаровых шарниров. Передние концы тросов (4) и (5) шарнирно соединены с рычагом (2) и нижним плечом рычага (3) соответственно. Технический результат заключается в обеспечении компактности и долговечности тросового привода дистанционного управления коробкой передач. 3 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, к устройствам для дистанционного управления механизмами, в частности, для переключения передач в коробке передач транспортных средств.

Известен механизм управления коробкой передач, содержащий рычаг управления с вилкой, шарнирно соединенный с валом, систему тяг и рычагов, состоящую из двух частей, каждая из которых связана шарнирно с рычагом управления и переключающим штоком коробки передач, при этом одна часть выполнена с возможностью линейного перемещения штока, а другая - с возможностью вращения и имеет промежуточный юлок, выполненный в виде двуплечего рычага Г-образной формы, имеющего на одном плече сферический шарнир, в котором свободно размещен палец, шарнирно соединенный с вилкой рычага управления, а другое плечо шарнирно связано с системой тяг и рычагов. В зависимости от направления перемещения, задаваемого рычагом управления пальцу через систему тяг и рычагов, производится поворот или линейное перемещение штока коробки передач (авторское свидетельство SU 1532342, Мкл.4 B60K 20/00, опубл. 30.12.1987).

Недостатком известного технического решения является то, что его конструкция громоздкая и требует большого монтажного пространства, а также ненадежность конструкции, обусловленная тем, что палец, размещенный в сферическом шарнире одного из плеч двуплечего рычага имеет скользящую заделку (пару трения-скольжения), что является слабым звеном, так как при попадании грязи в такое соединение оно быстро выйдет из строя из-за того что появятся люфты, либо наоборот появится вероятность заклинивания.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков является тросовый привод переключения передач, содержащий устройство управления приводом, установленное в кабине водителя и механизм переключения передач, установленный на коробке передач, соединенные механической связью в виде пары заключенных в жесткую оболочку тросов, передние концы которых шарнирно соединены с рычагом управления, а периферийные концы - с механизмом переключения передач, при этом передний конец троса включения передач шарнирно соединен с рычагом управления на заданном пределах 40-150 мм плече от оси качания рычага, а трос выбора передач шарнирно соединен с нижним плечом двуплечего рычага, установленного на горизонтальной оси, верхнее плечо которого шарнирно соединено с рычагом управления посредством тяги, содержащей на концах присоединительные элементы в виде шаровых шарниров (патент RU 86909, МПК B60K 20/00, опубл. 20.09.2009).

Недостатком известного технического решения является то, что его конструкция недостаточно компактна из-за больших перемещений нижней части рычага управления при его качании в поперечном направлении, обусловленных цельным исполнением рычага управления и рычага включения передач.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение является обеспечение компактности и долговечности тросового привода дистанционного управления коробкой передач.

Для решения поставленной задачи в тросовом приводе дистанционного управления коробкой передач, содержащем рычаг управления, рычаг включения передач, двуплечий рычаг выбора передач, закрепленный на основании посредством оси с возможностью маятникового колебания, верхнее плечо которого шарнирно соединено с рычагом управления посредством тяги, содержащей на концах присоединительные элементы в виде шаровых шарниров, тросы, передние концы которых шарнирно соединены с рычагами включения и выбора передач, рычаг включения передач соединен с рычагом управления шарнирно и закреплен на основании посредством оси с возможностью маятникового колебания, при этом оси рычагов включения и выбора передач параллельны друг другу.

Такая совокупность существенных признаков, характеризующих тросовый привод дистанционного управления коробкой передач позволяет обеспечить маятниковое колебание рычагов включения и выбора передач в параллельных плоскостях одинаково ориентированных относительно друг друга, при этом ось вращения у каждого из рычагов своя, таким образом обеспечивается компактность тросового привода, кроме того, сокращаются кинематические усилия на рукоятке рычага управления, что, в свою очередь приводит к уменьшению износа шарниров и, как следствие к увеличению долговечности привода.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемая полезная модель иллюстрируется чертежами:

фиг. 1 - тросовый привод дистанционного управления коробкой передач, вид сбоку;

фиг. 2 - то же, вид спереди;

фиг. 3 - вид на нижнюю часть тросового привода.

Тросовый привод дистанционного управления коробкой передач, содержит рычаг 1 управления с рукояткой, рычаг 2 включения передач, рычаг 3 выбора передач, тросы 4 и 5.

Один конец рычага 2 выполнен вильчатым и соединен посредством шарнира с рычагом 1. Рычаг 2 закреплен на основании 6 посредством оси 7 с подшипниками с возможностью маятникового колебания вокруг оси 7.

Рычаг 3 выбора передач выполнен двуплечим и закреплен на основании 6 посредством оси 8 с подшипниками с возможностью маятникового колебания вокруг оси 8. Верхнее плечо рычага 3 шарнирно соединено с рычагом 1 управления посредством тяги 9, содержащей на концах присоединительные элементы в виде шаровых шарниров и соединительного элемента 10. Оси 7 и 8 параллельны друг другу.

Тросы 4 и 5 заключены в гибкую оболочку и закреплены с возможностью возвратно-поступательного движения на кронштейне 11 посредством опорных элементов 12, закрепленных болтами на кронштейне 11. Передние концы тросов 4 и 5 шарнирно соединены с рычагом 2 и нижним плечом рычага 3 соответственно. Периферийные концы тросов 4 и 5 предназначены для соединения с механизмом переключения передач.

Кинематическая связь рычагов 1, 2, 3 и тяги 9 образует параллелограмм АБВГ, который обеспечивает перемещение рычага 2 в направлении Z1-Z1 при перемещении рычага 1 в направлении X-X и перемещение рычага 3 в направлении Z2-Z2 при перемещении рычага 1 в направлении Y-Y, при этом плоскости, совпадающие с указанными направлениями параллельны друг другу.

Заявляемое техническое решение позволило обеспечить компактность и долговечность тросового привода дистанционного управления коробкой передач.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

Тросовый привод дистанционного управления коробки передач, содержащий рычаг управления, рычаг включения передач, двуплечий рычаг выбора передач, закрепленный на основании посредством оси с возможностью маятникового колебания, верхнее плечо которого шарнирно соединено с рычагом управления посредством тяги, содержащей на концах присоединительные элементы в виде шаровых шарниров, тросы, передние концы которых шарнирно соединены с рычагами включения и выбора передач, отличающийся тем, что рычаг включения передач соединен с рычагом управления шарнирно и закреплен на основании посредством оси с возможностью маятникового колебания, при этом оси рычагов включения и выбора передач параллельны друг другу.



 

Наверх