Транспортное средство со спинкой
Полезная модель относится к снегоходным транспортным средствам, например, к снегокатам и саням, предназначенным для катания с горок и для обычных прогулок по ровной местности. Технический результат заключается в повышении надежности спинки транспортного средства за счет создания надежного узла соединения спинки с несущими элементами транспортного средства, ограничивающего поворот спинки. Транспортное средство со спинкой снабжено полозьями, посадочным местом, несущими элементами. Спинка соединена с несущими элементами крепежным элементом, снабженным: поверхностью, сопрягаемой с несущим элементом транспортного средства; отверстием для оси подвижного соединения со спинкой; упором, ограничивающим поворот спинки на оси подвижного соединения. Транспортное средство выполнено в виде санок или в виде снегоката. Крепежный элемент выполнен в виде цельной, металлической пластины. Спинка выполнена в виде гнутого трубчатого элемента, на сплюснутых концах которого выполнены отверстия. Спинка оснащена чехлом из мягкого материала, выполненным съемным.
Полезная модель относится к снегоходным транспортным средствам, например, к снегокатам и саням, предназначенным для катания с горок и для обычных прогулок по ровной местности.
Известен снегокат (по патенту на полезную модель RU 106596), включающий несущую раму с закрепленными на ней двумя полозьями и сиденьем, спинку, выполненную в виде трубчатого каркаса дугообразной формы, шарнирно прикрепленного к несущей раме под сиденьем с возможностью поворота в вертикальной плоскости и фиксации в заданных положениях. Фиксация спинки в заданных положениях осуществляется с помощью гаек барашкового типа, специальных болтов, штифтов. Его недостатком является низкая надежность фиксации спинки. Так например, в положении «со спинкой» на спинку могут действовать усилия, которые могут привести к откидыванию спинки с пассажиром. Иначе, потребуются чрезмерные усилия при затяжке фиксирующих элементов, поскольку плечом, на котором действует сила трения, фиксирующая спинку, является радиус гайки.
Известны санки ФИДЖО Геркулес Лонг 4 (http://www.elson.ru/185500/item185398.html, дата публикации страницы сайта 12.12.2012), выбранные в качестве прототипа, содержащие съемную спинку, полозья, посадочное место, несущие элементы. Спинка установлена на осях в проушинах на несущих элементах, снабжена поворотным механизмом, выполненным в виде ограничительных элементов, неподвижно закрепленных на концах спинки, снабженных упорами, ограничивающими поворот съемной спинки относительно несущих элементов санок.
Их недостатком является сложность изготовления съемной спинки, оснащенной поворотным механизмом с ограничительными элементами и ее низкая надежность.
Технический результат полезной модели заключается в повышении надежности спинки транспортного средства за счет создания надежного узла соединения спинки с несущими элементами транспортного средства, ограничивающего поворот спинки. Кроме того, упрощается изготовление транспортного средства с такой спинкой.
Технический результат достигается в транспортном средстве со спинкой (делее - транспортное средство), снабженном полозьями, посадочным местом, несущими элементами. Спинка соединена с несущими элементами крепежным элементом, снабженным: поверхностью, сопрягаемой с несущим элементом транспортного средства; отверстием для оси подвижного соединения со спинкой; упором, ограничивающим поворот спинки на оси подвижного соединения. Транспортное средство выполнено в виде санок или в виде снегоката. Крепежный элемент выполнен в виде цельной, металлической пластины. Спинка выполнена в виде гнутого трубчатого элемента, на сплюснутых концах которого выполнены отверстия. Спинка оснащена чехлом из мягкого материала, выполненным съемным.
Полезная модель поясняется рисунками:
фиг. 1 - задняя часть транспортного средства (снегоката);
фиг. 2 - узел крепления;
фиг. 3 - спинка.
Транспортное средство со спинкой 1, выполнено в виде саней или в виде снегоката (на фиг. 1 показана задняя часть снегоката) и снабжено полозьями 2, посадочным местом 3 продолговатой формы, несущими элементами 4. Несущими элементами 4 могут являться металлические элементы каркаса (рамы) транспортного средства, достаточно прочные, чтобы нести на себе нагрузки, действующие на спинку, при опоре на нее пассажира, например: стойки 5, опорные элементы 6, на которых базируется посадочное место 3.
Спинка 1 соединена с несущими элементами 4 крепежным элементом 7, выполненным, преимущественно, в виде цельной, металлической пластины. Крепежный элемент 7 снабжен: поверхностью 8, сопрягаемой с несущим элементом 4 транспортного средства, выполненной в виде выреза, повторяющего форму несущего элемента (на фиг. 2 показан овальный вырез, повторяющий внешнюю поверхность трубки, из которой изготовлена П-образная стойка 5); отверстием 9 для оси 13 подвижного соединения со спинкой 1; упором 10, ограничивающим поворот спинки 1 на оси 13 подвижного соединения.
Крепежный элемент 7 соединяется с несущим элементом 4 сваркой по поверхности 8. Ось подвижного соединения со спинкой 1 может быть выполнена в виде заклепки или в виде болта (винта) с гайкой. Упор 10 выполнен в виде выступа на металлической пластине 7, загнутого относительно плоскости пластины на угол, близкий к 90°.
Спинка 1 (фиг. 3) выполнена в виде металлического гнутого трубчатого элемента, на сплюснутых концах 11 которого выполнены отверстия 12 для установки на оси 13 подвижного соединения. Ось подвижного соединения может быть не закреплена в отверстии 9, либо, может быть закреплена в нем, например, сваркой. Спинка может быть оснащена съемным чехлом из мягкого материала (не показан).
Транспортное средство в виде снегоката оснащается передней рулевой стойкой с пружинным амортизатором, поворотной лыжей и рулем, ножным тормозом скребкового типа (не показаны).
Транспортное средство эксплуатируется следующим образом.
В сложенном положении спинка 1, за счет своей конфигурации, обеспечивает прилегание спинки 1 к боковой поверхности посадочного места 3. Для перевода транспортного средства в положение для езды «со спинкой» спинка 1 переводится из горизонтального положения в крайнее положение, ограниченное упором 10.
Таким образом, обеспечивается надежность и простота использования подвижного соединения спинки с несущими элементами в положении «со спинкой». Крепежный элемент характеризуется простотой изготовления.
1. Транспортное средство со спинкой, снабженное полозьями, посадочным местом, несущими элементами, спинка соединена с несущими элементами крепежным элементом, снабженным: поверхностью, сопрягаемой с несущим элементом транспортного средства; отверстием для оси подвижного соединения со спинкой; упором, ограничивающим поворот спинки на оси подвижного соединения, крепежный элемент соединен с несущим элементом сваркой.
2. Транспортное средство по п.1, характеризующееся тем, что выполнено в виде санок или в виде снегоката.
3. Транспортное средство по п.1, характеризующееся тем, что крепежный элемент выполнен в виде цельной металлической пластины.
4. Транспортное средство по п.1, характеризующееся тем, что спинка выполнена в виде гнутого трубчатого элемента, на сплюснутых концах которого выполнены отверстия.
5. Транспортное средство по п.1, характеризующееся тем, что спинка оснащена чехлом, выполненным съемным.