Судовое устройство для спуска/подъема и буксировки подводного оборудования в ледовых условиях

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно - к судам, использующим подводное буксируемое оборудование (научно-исследовательские суда, суда для обследования подводных трубопроводов, суда для поиска затонувших объектов и пр.), и решает задачу повышения эффективности и безопасности проведения морских операций спуска/подъема и буксировки подводного оборудования в ледовых условиях, за счет исключения контакта как самого подводного оборудования, так и буксировочного троса с плавающими ледовыми образованиями. Для этого в известном судовом устройстве для спуска/подъема подводного оборудования в ледовых условиях, включающем сквозную шахту в корпусе судна для спуска и подъема через нее подводного оборудования и расположенное над ней спускоподъемное средство, по полезной модели сквозная шахта расположена в корпусе судна с отклонением от вертикали по направлению сверху вниз от носа в корму и оснащена по меньшей мере одной телескопически выдвигаемой под днище судна защитной секцией, имеющей в поперечном сечении форму обтекаемого профиля. Кроме того, судовое устройство оснащено профилированным рольгангом, размещенным на палубе, с которым сопряжена верхняя часть шахты. При этом защитная секция снабжена обрезиненными роликами, расположенными в ее нижней части. Таким образом, предлагаемое судовое устройство для спуска/подъема и буксировки подводного оборудования в ледовых условиях позволяет обеспечить безопасное проведение спускоподъемных операций и буксировки путем исключения возможности воздействия ледовых образований на буксируемое оборудование и буксировочный трос, свести до минимума количество ручных операций, снизить влияние гидрометеорологических условий, снизить риск повреждения научного подводного оборудования, выполнять буксировку любого подводного оборудования (с учетом габаритов шахты) судном, что выгодно отличает его от прототипов.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно - к судам, использующим подводное буксируемое оборудование (научно-исследовательские суда, суда для обследования подводных трубопроводов, суда для поиска затонувших объектов и пр.), и решает задачи повышения эффективности и безопасности проведения морских операций спуска/подъема и буксировки подводного оборудования в ледовых условиях, за счет исключения возможности контакта, как самого оборудования, так и буксировочного троса с плавающими ледовыми образованиями и использования предлагаемого устройства для любого типа подводного буксируемого оборудования (с учетом габаритов устройства).

Известна организация работ по спуску буксируемого подводного оборудования, с открытой палубы с кормы или с борта судна. Для спуска оборудования используются общесудовые или специальные грузовые устройства (порталы, краны и кран-балки, склоняющиеся спускоподъемные устройства и пр.), а для его буксировки под водой - буксировочная лебедка, расположенная в корме. Буксировочный трос пропускается через клюзы, ролы и пр. (Коровин В.П. Сведения из книги Методы и средства гидрометеорологических измерений, Глава «Технические средства для проведения океанографических работ», 2010). Возможное вращение оборудования при его спуске за одну точку подвеса ограничивают оттяжками, одерживаемыми вручную экипажем судна.

При спуске оборудования с судна описанным выше способом имеются ограничения по погодным условиям на выполнение грузовых операций, как правило: ветер до 15 м/с, волнение высотой не более 5 м. При ухудшении погодных условий работы останавливаются из-за возрастания вероятности потери оборудования и травмирования персонала. Такой способ не позволяет выполнять буксировку оборудования в ледовых условиях, поскольку на само оборудование и буксирный трос воздействовать плавающие ледовые образования, что может вызвать вынос буксируемого оборудования на поверхность, обрыв троса и повреждение оборудования.

Известно также судовое устройство для спуска/подъема подводного оборудования в ледовых условиях, включающее сквозную шахту в корпусе судна, через которую спускается и поднимается подводное оборудование с помощью расположенного над палубой шахтой и спускоподъемного средства в виде тельфера - прототип (Коровин В.П. Сведения из книги Методы и средства гидрометеорологических измерений, Глава «Технические средства для проведения океанографических работ», 2010).

Однако, организация работ с использованием данного устройства, не позволяет выполнять буксировку подводного оборудования, поскольку буксировочный трос будет тереться о кромку шахты со значительным перегибом, что приведет к его повреждению. Кроме того к повреждению буксировочного троса может привести воздействие проходящих под днищем судна ледовых образований.

Задачей предлагаемой полезной модели является повышение эффективности и безопасности проведения морских операций спуска/подъема и буксировки подводного оборудования в ледовых условиях, за счет исключения возможности контакта, как самого оборудования, так и буксировочного троса с плавающими льдинами, в том числе проходящими под днищем судна, а также снижения влияния гидрометеорологических условий на возможность выполнения операций.

Для этого в судовом устройстве для спуска/подъема подводного оборудования в ледовых условиях, включающем сквозную шахту в корпусе судна для спуска и подъема через нее подводного оборудования и расположенные на палубе судна спускоподъемные средства, по полезной модели сквозная шахта расположена в корпусе судна с отклонением от вертикали по направлению сверху вниз от носа в корму и оснащена по меньшей мере одной телескопически выдвигаемой под днище судна защитной секцией, имеющей в поперечном сечении обтекаемый профиль.

Кроме того, судовое устройство оснащено профилированным рольгангом, размещенным на палубе, с которым сопряжена верхняя часть шахты.

При этом защитная секция снабжена обрезиненными роликами, расположенными в ее нижней части.

Кроме того, носовее профилированного рольганга на палубе размещена буксировочная лебедка.

Расположение спусковой шахты в корпусе судна под наклоном к вертикали по направлению сверху вниз от носа в корму, дает возможность производить безопасные, в части обрыва буксировочного троса спуск/подъем и буксировку подводного оборудования.

Оснащение шахты по меньшей мере одной телескопически выдвигаемой под днище судна защитной секцией обеспечивает достаточное заглубление опускаемого оборудовании и буксировочного троса и предотвращает воздействие на подводное оборудование и от проходящих под днищем судна ледовых образований.

Оборудование защитной секции обрезиненными роликами, расположенными в ее нижней части, по которым перемещается трос в процесс спуска и подъема подводного оборудования, позволяет предотвратить преждевременный износ буксирного троса, и снизить усилия на буксировочную лебедку.

Буксировочная лебедка расположенная на палубе судна по оси наклонной шахты и профилированного рольганга позволяет осуществлять спуск, подъем и буксировку подводного оборудования непосредственно через шахту.

Сущность предлагаемой полезной модели поясняется рисунками, где на фиг.1 схематично представлен общий вид предлагаемого судового устройства для спуска/подъема подводного оборудования с выдвинутой под днище судна защитной секцией, на фиг.2 - вид сверху на фиг.1.

Судовое устройство для спуска/подъема и буксировки подводного оборудования в ледовых условиях включает сквозную шахту 1, выполненную в корпусе судна, а также расположенные на палубе спускоподъемное средство в виде тельфера 2 для перемещений подводного оборудования 3, профилированный рольганг 4 и буксировочную лебедку 5 с буксировочным тросом 6, предназначенную для перемещений, спуска и подъема через шахту 1 подводного оборудования 3 и его буксировки. Сквозная шахта 1 расположена в корпусе судна с отклонением от вертикали в направлении сверху вниз от носа в корму, и оснащена по меньшей мере одной телескопически выдвигаемой под днище судна защитной секцией 7, имеющей в поперечном сечении каплевидную обтекаемую форму, предназначенной для достаточного заглубления подводного оборудования 3 и предотвращения внешнего воздействия на него и на буксирный трос 6 ледовых образований, проходящих под днищем судна (фиг.1, 2).

Спуск, подъем и буксировка подводного оборудования в ледовых условиях с судна с помощью предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

Судно находится без хода, при этом телескопически выдвигаемая из шахты 1 защитная секция 7 не выдвинута. Подводное оборудование 3 устанавливается с помощью тельфера 2 на профилированном рольганге 4. При готовности оборудования 3 к спуску, оно вкатывается по рольгангу 4 в телескопически выдвигаемую защитную секцию 7, которая вместе с оборудованием 3 выдвигается из шахты 1 до уровня ниже днища судна. Оборудование 3 опускается внутри защитной секции 4 под действием собственного веса, и одерживаемое тросом 6 буксировочной лебедки 5, выходит в водную среду под днищем суднам (фиг.3). После этого судно дает малый ход, а с буксировочной лебедки стравливается трос на длину, необходимую для буксировки подводного оборудования на требуемой глубине и осуществляется буксировка оборудования. Судно с буксируемым оборудованием движется по заданному маршруту.

После окончания буксировки подводного оборудования, операции по его подъему выполняются в обратной последовательности.

Таким образом, предлагаемое судовое устройство для спуска/подъема и буксировки подводного оборудования в ледовых условиях позволяет обеспечить безопасное проведение спускоподъемных операций путем исключения возможности воздействия ледовых образований на буксируемое оборудование и буксирный трос, свести до минимума количество ручных операций, снизить влияние гидрометеорологических условий, снизить риск повреждения научного подводного оборудования, выполнять буксировку любого подводного оборудования (с учетом габаритов шахты) судном, что выгодно отличает его от прототипа.

1. Судовое устройство для спуска/подъема и буксировки подводного оборудования в ледовых условиях, включающее расположенные на палубе судна спускоподъемные средства, отличающееся тем, что в корпусе судна оборудована сквозная шахта для спуска и подъема через нее подводного оборудования, которая размещена с отклонением от вертикали по направлению сверху вниз от носа в корму и снабжена, по меньшей мере, одной телескопической выдвигаемой под днище судна защитной секцией, имеющей в поперечном сечении каплевидную обтекаемую форму.

2. Судовое устройство для спуска/подъема и буксировки подводного оборудования в ледовых условиях по п.1, отличающееся тем, что судовое устройство оснащено профилированным рольгангом, размещенным на палубе, с которым сопряжена верхняя часть шахты.

3. Судовое устройство для спуска/подъема и буксировки подводного оборудования в ледовых условиях по п.1, отличающееся тем, что защитная секция в нижней части снабжается обрезиненными роликами.

4. Судовое устройство для спуска/подъема и буксировки подводного оборудования в ледовых условиях по п.1, отличающееся тем, что носовее профилированного рольганга на палубе размещена буксировочная лебедка.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к судостроению, в частности, к маломерным судам, имеющим габаритный размер по ширине не более 1,8 метра и высотой борта не более 0,8 метра

Полезная модель относится к сооружениям специального назначения, в частности к мобильным многофункциональным комплексам базирования надводных кораблей и подводных лодок на необорудованном побережье и может найти применение при разработке и формировании надежно защищенных мобильных объектов военно-морского назначения в условиях быстрого развертывания и полного отсутствия заранее подготовленной береговой инфраструктуры.
Наверх