Судовое спускоподъемное устройство для буксируемой части гидроакустической станции надводного корабля

 

Полезная модель относится к области гидроакустики и может быть использована для спуска, буксировки и подъема буксируемой части гидроакустической станции надводного корабля (БЧ ГАС НК).

Предложено судовое спуско-подъемное устройство (СПУ) для буксируемой части гидроакустической станции с гибкой протяженной буксируемой антенной (ГПБА) для надводного корабля, содержащее ложемент для установки буксируемого носителя в положение по-походному; тележку, которая может продольно перемещаться и выходить за кормовой срез корабля; ловитель, установленный на тележке; приемный ролик кабель-буксира и цилиндрический барабан для ГПБА. В предложенном СПУ намотка ГПБА производится на внутреннюю поверхность неподвижного цилиндрического барабана, ось которого перпендикулярна палубе надводного корабля. В боковой стенке барабана имеется вертикальная прорезь; внутри барабана размещен укладчик свободновращающийся на оси, соосно с барабаном, и вертикально перемещающийся вверх и вниз по оси при помощи механического привода; а также введены направляющий ролик и два комплекта тяговых роликов для ГПБА и кабель-буксира, причем один комплект расположен в корму от направляющего ролика, а другой в нос.

Такая конструкция СПУ позволяет производить постановку-выборку ГПБА без ее расстыковки с кабель-буксиром, что существенно упрощает процедуру и повышает ресурс БЧ ГАС НК и СПУ

Полезная модель относится к области гидроакустики и может быть использована для спуска, буксировки и подъема буксируемой части гидроакустической станции надводного корабля (БЧ ГАС НК).

Известны гидроакустические станции с гибкими протяженными антеннами надводных кораблей (ГАС с ГПБА НК) [1].

Известны активно-пассивные ГАС с ГПБА НК, в состав которых входит буксируемая часть ГАС (БЧ ГАС), в транспортном положении находящаяся на борту НК, а в рабочем положении за его кормой.

БЧ ГАС содержит ГПБА, обладающую нейтральной плавучестью, низкочастотную излучающую антенну, расположенную в заполненном жидкостью отсеке буксируемого носителя (БН), и кабель-буксир, при этом ГПБА механически и электрически связана с БН, БН в свою очередь с НК механически и электрически кабель-буксиром [2].

Известно судовое спуско-подъемное устройство (СПУ) для БЧ ГАС с ГПБА, содержащее ложемент для установки БН в положении по походному; тележку, установленную на НК с возможностью ее продольного перемещения и выхода за кормовой срез НК; ловителя (захвата) с возможностью его поворота в вертикальной плоскости из транспортного положения в положение раскрытия и из положения захвата БН в транспортное положение, установленный на тележке; приемный ролик кабель-буксира; цилиндрический барабан для намотки кабель-буксира; цилиндрический барабан для намотки ГПБА, при этом цилиндрические барабаны соосны, их оси параллельны палубе НК, вращение барабанов осуществляется при помощи электро- или гидромоторов, а кабель-буксир и ГПБА наматываются на внешнюю поверхность барабанов [3].

Процедура подъема забортной части ГАС происходит следующим образом: выбирается кабель-буксир и наматывается на вращающейся цилиндрический барабан, после чего ловитель захватив БН укладывает его на ложемент, расположенный на тележке выдвинутой за кормовой срез. Тележка с БН на ложементе закатывается в транспортное положение. Затем отсоединяется хвостовая часть БН с ГПБА и транзитом через хвостовую часть БН, ГПБА укладывается на другой вращающейся цилиндрический барабан. Процедура спуска БН с ГПБА происходит в обратной последовательности.

Известное устройство наиболее близко к предлагаемому по технической сущности и вследствие этого принято за прототип.

Недостатком известного СПУ-прототипа является то, что для его применения механическое и электрическое соединения ГПБА с БН и кабель-буксиром должно обеспечиваться при помощи герметичного разъемного соединения [3], что приводит к:

- увеличению времени и трудоемкости процессов постановки и выборки БЧ ГАС НК, так как в обоих процессах необходима на палубе НК разборка (сборка) герметичного соединения, при этом при сборке разъемного соединения необходимо проведение его сушки, обезжиривание контактов и последующая проверка на герметичность;

- ограничению срока эксплуатации БН ГАС НК количеством стыковок и расстыковок герметичного разъемного соединения.

Техническим результатом полезной модели является исключение герметичного разъемного соединения и обеспечении выполнения операций спуска-подъема БЧ ГАС НК при неразъемном соединении ГПБА с БН, что приводит к упрощению процедуры спуска и подъема БЧ и повышению надежности и увеличения ресурса СПУ в целом и БЧ ГАС НК.

Для достижения указанного технического результата в известном судовом СПУ для БЧ ГАС с ГПБА НК, содержащем ложемент для установки БН в положение по походному; тележку установленную на НК с возможностью ее продольного перемещения и вывода за кормовой срез НК; ловителя (захвата) с возможностью его поворота в вертикальной плоскости из транспортного положения в положение раскрытия и из положения закрытия (захват БН) в транспортное; приемный ролик кабель-буксира; цилиндрический барабан для намотки ГПБА, введены новые признаки, а именно:

- укладка ГПБА производится на внутреннюю поверхность барабана;

- цилиндрический барабан для укладки ГПБА неподвижен, его ось перпендикулярна палубе НК, в боковой стенке барабана проделана вертикальная прорезь; внутри барабана размещен свободно вращающийся на оси, соосной с барабаном, и имеющий возможность вертикального перемещения вверх и вниз при помощи механического привода укладчик;

- введен направляющий ролик ГПБА;

- введены два комплекта тяговых роликов для протяжки ГПБА, при этом один комплект тяговых роликов расположен в корму от направляющего ролика, а второй в нос.

Наилучшие результаты получаются, если

- укладчик, выполнен в виде изогнутой трубы с радиусом изгиба R100d с внутренним полимерным покрытием

- тяговые ролики обоих комплектов выполнены парными, при этом одна пара предназначена для протяжки кабель-буксира, вторая для протяжки гибкой протяженной буксируемой антенны

Сущность полезной модели поясняется Фиг.1, на которой показано предлагаемое устройство в момент укладки ГПБА.

Предлагаемое СПУ состоит из: цилиндрического вращающегося барабана 2; неподвижного цилиндрического барабана 7, ось которого перпендикулярна палубе НК, с вертикальной прорезью 6; укладчика 10; тяговых роликов для ГПБА 12; тяговых роликов для кабель-буксира 9 и направляющих роликов 8.

Работа СПУ осуществляется следующим образом: после выборки и укладки тяжелого кабель-буксира 1 на цилиндрический вращающейся барабан 2 ловитель укладывает БН 3 на ложемент 4, при этом буксирный конец ГПБА 5 проходит через тангенциальную прорезь 6 в цилиндрическом барабане 7, выбирается тяговыми роликами 9, прокладывается через направляющие ролик 8 и дополнительные тяговые ролики 12 и закладывается в укладчик 10, находящийся на вращающейся центральной части 11 с электроприводом и возможностью перемещения укладчика 10 вверх и вниз по мере укладки кабеля на внутреннюю поверхность барабана 7. В дальнейшем, при включении тяговых роликов 9 «на выборку» укладчик 10 укладывает ГПБА на внутреннюю поверхность цилиндрического барабана 7. Спуск БЧ ГАС с ГПБА производится в обратной последовательности.

Укладка ГПБА на внутреннюю поверхность барабана производится без расстыковки ГПБА и кабель буксира, в одну операцию, что существенно упрощает постановку выборку БЧ ГАС НК, повышает ее ресурс и ресурс СПУ в целом

Технический результат подтверждается прямым макетированием СПУ.

Источники информации

1. Ю.А.Корякин, С.А.Смирнов, Г.В.Яковлев. Корабельная гидроакустическая техника. Состояние и актуальные проблемы. С-Петербург, Наука, 2004, с.188-191.

2. М.Я.Андреев, С.Н.Охрименко, И.Л.Рубанов. Разработка гидроакустической станции с гибкой протяженной буксируемой антенной для освещения подводной обстановки. // Датчики и системы, 2008, 11, стр.29-31.

3. Патент DE 1971936 1998-11-12.

1. Судовое спускоподъемное устройство для буксируемой части гидроакустической станции с гибкой протяженной буксируемой антенной для надводного корабля, содержащее ложемент для установки буксируемого носителя в положение по-походному; тележку, устанавливаемую на надводном корабле с возможностью ее продольного перемещения и вывода за кормовой срез корабля; ловитель с возможностью его поворота в вертикальной плоскости из транспортного положения в положение раскрытия и из положения захвата в транспортное, установленный на тележке; приемный ролик кабель-буксира; цилиндрический барабан для намотки гибкой протяженной буксируемой антенны, отличающееся тем, что намотка гибкой протяженной буксируемой антенны производится на внутреннюю поверхность барабана, цилиндрический барабан для укладки гибкой протяженной буксируемой антенны выполнен неподвижным, а его ось перпендикулярна палубе надводного корабля; в боковой стенке барабана имеется вертикальная прорезь; внутри барабана размещен укладчик, выполненный с возможностью свободного вращения на оси, соосно с барабаном, и вертикального перемещения вверх и вниз по оси при помощи механического привода; а также введены направляющий ролик и два комплекта тяговых роликов для гибкой протяженной буксируемой антенны и кабель-буксира, причем один комплект расположен в корму от направляющего ролика, а другой - в нос.

2. Судовое спускоподъемное устройство по п.1, отличающееся тем, что укладчик выполнен в виде изогнутой трубы с радиусом изгиба R20d с внутренним полимерным покрытием.

3. Судовое спускоподъемное устройство по п.1, отличающееся тем, что тяговые ролики обоих комплектов выполнены парными, при этом одна пара предназначена для протяжки кабель-буксира, вторая - для протяжки гибкой протяженной буксируемой антенны.



 

Наверх