Переносное ритмозадающее устройство "ритмолидер"

 

Полезная модель относится к области медицины, физической культуры и спорта для выполнения, функционально-нагрузочных тестов. Техническим результатом полезной модели является повышение эффективности использования устройства. Этот технический результат достигается тем, что в известном переносном ритмозадающем устройстве, содержащем средства формирования и предъявления акустического сигнала заданной частоты и синхронизированного видеосигнала, введены контроллер с панелью управления и формирователь световых сигналов, выполненный в виде блока светодиодов, подключенного к выходу контроллера, при этом средство формирования акустического сигнала состоит из модуля формирования звукового сигнала, соединенного с блоком памяти, в котором записана акустическая информация, управляющий вход модуля формирования звукового сигнала соединен с управляющим выходом контроллера, в памяти которого записана программа формирования ритма, обеспечивающая возможность изменение частоты и порядка формирования акустического сигнала, к входу синхронизации которого через детектор подключен синхронизирующий выход модуля формирования звукового сигнала, сигнальный выход которого подключен к управляемому усилителю мощности, выходом соединенный с акустическим преобразователем, при этом акустический сигнал представлен в виде речевого счета, а видеосигнал реализован как указательно-ориентированный, состоящий из двух цветов красного и зеленого, причем красный используют для указания начала фазы режима преодолевающей нагрузки, зеленый - начала фазы режима уступающей нагрузки, а само устройство размещено внутри снабженного ручкой корпуса, выполненного в виде прямоугольного параллелепипеда. 1 н.п ф-лы, 1 з.п. ф-лы, 4 фиг.

Полезная модель относится к области медицины, физической культуры, спорта, а более конкретно - к устройствам, задающим ритм и команды циклически выполняемых движений (упражнений), например, функционально-нагрузочных тестов.

Традиционно для задания ритма циклически выполняемых индивидуально или в групповом порядке упражнений используют голосовые команды, включающие речевой счет.

Например: раз-два, раз-два, раз-два и т.д, или раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре, и т.п.

Темп счета задается непосредственно произносящим команды. В соответствии с получаемыми аудио командами исполнитель подбирает скорость выполнения движения (упражнений), синхронизируя начало или конец движения со счетом.

Для задания ритма при выполнении циклических упражнений могут быть использованы, например, механические метрономы, позволяющие задать определенный ритм, издаваемый встроенным звуковоспроизводящим устройством с одновременной демонстрацией движений маятника. Регулировка ритма при этом задается фиксированным положением груза, расположенного на маятнике метронома (Патент US 3,724,203, 1973 г.).

Однако, известная конструкция не позволяет его использовать для задания многотактового ритма. Кроме того, устройство рассчитано для использования людьми с высокой темпо-ритмической организацией (музыкальным слухом).

Наиболее предпочтительным для задания ритма является прием, в котором звуковые команды (указания) сопровождаются синхронизированными световыми сигналами, в виду того, что у принимающего команды оказываются задействованными как слуховой, так и зрительный анализаторы, что позволяет в большей мере сконцентрировать внимание (мобилизовать) испытуемого на качестве выполнения упражнений.

Известен цифровой метроном для задания синхронизированных между собой звуковых и световых сигналов, выполненных в виде объемного корпуса с дисплеем, установленным в нем акустической колонкой и элементами управления и регулировки (Патент US 5,850,048, 1998 г.).

Недостатком этого устройства является значительный период обучения пользования устройством у людей, не обладающих высокой темпо-ритмической организацией, невозможность формирования и предъявления синхронизированного речевого счета и указательно-ориентированного светового сигнала, дополнительно акцентирующего внимания на фазах и режимах нагружения выполняемых упражнений. Указанные недостатки устраняет предлагаемое нами переносное ритмозадающее устройство «Ритмолидер».

Техническим результатом заявляемой полезной модели является повышение эффективности использования устройства при выполнении программы функционально-нагрузочных циклических тестов путем введения звуко-голосового речевого счета, произносимого человеком, имеющего более действенную психологическую доминанту воздействия (команду) на выполняющего циклические двигательные упражнения. Кроме того, комбинированное воздействие речевого счета и синхронизированного со счетом указательно-ориентированного светового сигнала позволяет в более короткий период времени настроиться (мобилизоваться) на поддержание задаваемого ритма движения, в том числе людьми с нарушением темпо-ритмической организацией, что в конечном итоге позволяет повысить качество выполнения упражнений.

Этот технический результат достигается тем, что в известном переносном ритмозадающем устройстве, содержащем средства формирования и предъявления акустического сигнала заданной частоты и синхронизированного видеосигнала, введены контроллер с панелью управления и формирователь световых сигналов, выполненный в виде блока светодиодов, подключенного к выходу контроллера, при этом средство формирования акустического сигнала состоит из модуля формирования звукового сигнала, соединенного с блоком памяти, в котором записана акустическая информация, управляющий вход модуля формирования звукового сигнала соединен с управляющим выходом контроллера, в памяти которого записана программа формирования ритма, обеспечивающая возможность изменение частоты и порядка формирования акустического сигнала, к входу синхронизации которого через детектор подключен синхронизирующий выход модуля формирования звукового сигнала, сигнальный выход которого подключен к управляемому усилителю мощности, выходом соединенный с акустическим преобразователем, при этом акустический сигнал представлен в виде речевого счета, а видеосигнал реализован как указательно-ориентированный, состоящий из двух цветов красного и зеленого, причем красный используют для указания начала фазы режима преодолевающей нагрузки, зеленый - начала фазы режима уступающей нагрузки, а само устройство размещено внутри снабженного ручкой корпуса, выполненного в виде прямоугольного параллелепипеда.

Блок светодиодов может быть выполнен с возможностью формирования вертикально расположенных красной и зеленой стрелок, при этом направленные вверх стрелки сигнализируют о начале фазе режима преодолевающей, а направленные вниз - о начале фазы режима уступающей физической нагрузки.

Переносное ритмозадающее устройство «Ритмолидер» поясняется следующими фигурами.

Фиг.1. Блок схема устройства.

Фиг.2. Внешний вид устройства (вид спереди).

Фиг.3. Внешний вид устройства (вид сверху).

Фиг.4. Внешний вид устройства (вид сзади).

На фигурах отдельные элементы устройства обозначены следующими позициями.

Устройство содержит контроллер 1, подключенный к блоку управления 2, блок световых сигналов 3 и звуковой модуль 4, оснащенный запоминающим устройством 5. Один выходной канал звукового модуля 4, в свою очередь, подключен через детектор 6 к входу контроллера 1, второй подключен к модулю воспроизведения звука 7, к которому также подключен блок управления звуком 8. Для питания устройства от бытовой сети 9 используются отдельные блоки питания усилителя модуля воспроизведения 10, блок питания микроконтроллера 11 и запитанный от последнего блок питания звукового модуля 12. Для переноски и установки устройство оснащено ручкой 13 (Фиг.2). Для управления программами предъявляемых сигналов используются кнопки, расположенные на верхней панели устройства. При этом кнопка 14 (Фиг.3), обозначенная знаком "S", служит для включения программы предъявления свето-звуковой информации Степ-теста, кнопка 15, обозначенная знаком "R", служит для предъявления светозвуковой информации теста Руффье, а кнопка 16, обозначенная символом , служит для остановки программы воспроизведения. Кнопка «Питание» 17 (Фиг.4), расположенная на задней панели устройства, служит для включения, а светодиод 18 для индикации и контроля питающего напряжения электросети 9. На той же панели расположены, регулятор «Громкость» 19 и регулятор «Частота» 20 частоты предъявляемых сигналов. Звуковые сигналы передаются с помощью динамиков 21 (Фиг.2), а световые - светодиодными блоками 22, расположенными под свето-прозрачными решетками 23.

Переносное ритмозадающее устройство «Ритмолидер» работает следующим образом.

При включении подсоединенного к бытовой сети 9 электропитания устройства кнопкой «Питание» 17 подается ток на блоки питания усилителя 10, и блок питания микроконтроллера 11 и через него - на блок питания звукового модуля 12, загорается зеленый индикаторный диод 18. При нажатии на кнопку выбора программы воспроизведения 14 блока управления 2 микроконтроллер 1 передает на звуковой модуль 4 команду на воспроизведение необходимого элемента звуковой индикации, хранящегося в запоминающем устройстве 5. В зависимости от выбранной программы микроконтроллер обеспечивает необходимую последовательность элементов звуковой индикации, составляющих звуковой сигнал. Для изменения частоты, с которой микроконтроллер выдает команды на воспроизведение, используется регулировочная ручка «Частота» 20. Первый канал формируемого звуковым модулем акустического сигнала поступает на модуль воспроизведения звука 7, оснащенный ручкой 18 регулировки громкости, и воспроизводится на динамиках 21. Второй канал формируемого звуковым модулем акустического сигнала поступает на детектор 6, обеспечивающий его фильтрацию и согласование уровня со входом микроконтроллера, и с него на вход микроконтроллера. Согласованно с этим сигналом, микроконтроллер подает сигнал на формирователь световых сигналов 3, обеспечивая синхронное воспроизведение звуковой и световой информации на блоке светодиодов 22. Повторное нажатие на кнопку выбора программы воспроизведения приводит к началу воспроизведения новой программы, нажатие на кнопку стоп 15 приводит к остановке воспроизведения текущей программы и переходу в начальный режим.

1. Переносное ритмозадающее устройство, содержащее средства формирования и предъявления акустического сигнала заданной частоты и синхронизированного видеосигнала, отличающееся тем, что в него введены контроллер с панелью управления и формирователь световых сигналов, выполненный в виде блока светодиодов, подключенного к выходу контроллера, при этом средство формирования акустического сигнала состоит из модуля формирования звукового сигнала, соединенного с блоком памяти, в котором записана акустическая информация, управляющий вход модуля формирования звукового сигнала соединен с управляющим выходом контроллера, в памяти которого записана программа формирования ритма, обеспечивающая возможность изменение частоты и порядка формирования акустического сигнала, к входу синхронизации которого через детектор подключен синхронизирующий выход модуля формирования звукового сигнала, сигнальный выход которого подключен к управляемому усилителю мощности, выходом соединенным с акустическим преобразователем, при этом акустический сигнал представлен в виде речевого счета, а видеосигнал реализован как указательно-ориентированный, состоящий из двух цветов - красного и зеленого, причем красный используют для указания начала фазы режима преодолевающей нагрузки, зеленый - начала фазы режима уступающей нагрузки, а само устройство размещено внутри снабженного ручкой корпуса, выполненного в виде прямоугольного параллелепипеда.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок светодиодов выполнен с возможностью формирования вертикально расположенных красной и зеленой стрелок, при этом направленные вверх стрелки сигнализируют о начале фазе режима преодолевающей, а направленные вниз - о начале фазы режима уступающей физической нагрузки.



 

Наверх