Система перекачки нефти в обход отключенного участка нефтепровода
Полезная модель относится к области транспортировки нефти, а именно системам перекачки нефти в обход отключенного участка нефтепровода и может быть использована при ремонте нефтепровода. Система содержит установленную на нефтепроводе обводную линию из разборного трубопровода, установленные на линии запорные устройства, расходомер, и передвижную насосную установку. Насосная установка включает роторный нефтяной насос с торцевыми уплотнениями, подключенный к обводной линии, дизельную силовую установку для привода насоса и датчик-реле давления, установленный на входе нефтяного насоса. При этом датчик-реле давления связан с регулятором привода нефтяного насоса и задвижкой, установленной на линии нагнетания нефтяного насоса. Технический результат - упрощение монтажа системы, повышение ее надежности. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Полезная модель относится к области транспортировки нефти, а именно к системам перекачки нефти в обход отключенного участка нефтепровода и может быть использована при ремонте нефтепровода.
При ремонте нефтепроводов, например путем вырезки дефектного участка и последующей врезки заготовки трубы («катушки»), для обеспечения бесперебойной перекачки нефти, осуществляют монтаж параллельного трубопровода, через который нефть транспортируется в обход ремонтируемого участка.
Из уровня техники известна система для перекачки продукта в обход отключенного участка трубопровода, содержащая обводную линию трубопровода с запорными устройствами и насосную установку, установленную на обводной линии (см. РД 153-39.4-130-2002 «Регламент по вырезке и врезке «катушек» соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей. Арматуры и подключению участков магистральных нефтепроводов», 2003 г.). Недостатком данной системы является ее низкая надежность и сложность монтажа.
Задачей заявленной полезной модели является создание надежной системы для перекачки нефти в обход отключенного участка нефтепровода.
Технический результат заявленной полезной модели заключается в упрощении монтажа системы, а также повышении ее надежности.
Указанный технический результат достигается за счет того, что система перекачки нефти в обход отключенного участка нефтепровода содержит установленную на нефтепроводе обводную линию из разборного трубопровода, установленные на линии запорные устройства, расходомер, и передвижную насосную установку, включающую роторный нефтяной насос с торцевыми уплотнениями, подключенный к обводной линии, дизельную силовую установку для привода нефтяного насоса и датчик-реле давления, установленный на входе нефтяного насоса и связанный с регулятором привода насоса и задвижкой, установленной на линии нагнетания нефтяного насоса.
Кроме того, указанный технический результат достигается за счет того, что:
- в качестве расходомера использован ультразвуковой расходомер,
- в качестве нефтяного насоса использован четырехступенчатый насос.
Заявленная система схематично показана на фиг.1.
Система для перекачки нефти в обход участка нефтепровода 1, отключенного задвижками 2, содержит обводную линию 3 из разборного трубопровода, соединенную с нефтепроводом 1 с помощью патрубков 4. На обводной линии 3 установлены запорные устройства (задвижки 5), манометры 6, фильтр 7, расходомер 8 (например, ультразвуковой), обратный клапан 9. Система также содержит передвижную насосную установку 10, которая включает роторный нефтяной насос 11, подключенный к обводной линии 3, дизельную силовую установку 12 для привода насоса и датчик-реле давления (не показан) установленный на входе насоса. В качестве насоса используется роторный насос с торцевым уплотнением, обладающий повышенной герметичностью, что обеспечивает надежность работы системы в целом. В частности, может быть использован горизонтальный четырехступенчатый насос повышенного давления. Ротор насоса вращается в двух опорных подшипниках скольжения на масляной смазке, для компенсации осевых усилий, действующих на ротор насоса, в нем может быть применено гидравлическое разгрузочное устройство. Выходы вала насоса уплотняются двумя торцевыми уплотнениями.
Датчик-реле давления установлен на входе нефтяного насоса и связан с регулятором привода насоса, а также с задвижкой, установленной на линии нагнетания насоса. Датчик-реле предназначен для регулировки производительности насоса изменением числа оборотов приводного вала, а также для аварийного перекрытия нефтяного потока задвижкой на линии нагнетания в случае превышения давления нефти выше установленного значения. При этом датчик-реле давления позволяет осуществлять перенастройку величины аварийного избыточного давления в пределах от -0,7 до +5 атм. Для обеспечения мобильности рассмотренная насосная установка 12 может быть установлена, например, на шасси автомобиля.
Монтаж системы и ее работа осуществляется следующим образом.
Участок нефтепровода 1 освобождают от нефти (например, путем закачки в параллельный нефтепровод) и отключают при помощи задвижек 2. Посредством устройств холодной врезки (УХВ) на отключенном участке нефтепровода 1 устанавливают патрубки 4. Затем производят монтаж обводной линии 3 из разборного трубопровода, состоящего из труб соединенных замками. Трубопровод подключают к патрубкам 4. При этом на обводной линии 3 устанавливают задвижки 5, манометры 6, фильтр 7, расходомер 8 и обратный клапан 9. К обводной линии 3 также подключают нефтяной насос 11 передвижной установки, на входе которого устанавливают датчик-реле давления. После монтажа задвижки 5 открывают, осуществляют пуск насоса 11, и нефть по обводной линии 3 перекачивается в обход отключенного участка нефтепровода 1. С помощью расходомера контролируется количество поступаемой в обводную линию 3 трубопровода нефти. При этом датчик-реле определяет давление перекачки нефти и, в случае превышения его установленного значения, дает сигнал регулятору привода насоса на снижение числа оборотов приводного вала или сигнал на закрытие задвижки нагнетательной линии насоса 11.
Таким образом, в заявленной полезной модели за счет использования разборного трубопровода, задвижек, а также передвижной перекачивающей установки с роторным нефтяным насосом с торцевыми уплотнениями и датчика-реле давления, упрощается монтаж заявленной системы и повышается ее надежность. При этом данная система не ухудшает качество перекачиваемой нефти.
Следует отметить, что заявленная полезная модель не ограничена частными случаями ее реализации, раскрытыми в описании. Возможны также иные формы исполнения рассмотренного устройства в объеме приведенных существенных признаков заявленной полезной модели.
1. Система перекачки нефти в обход отключенного участка нефтепровода, содержащая установленную на нефтепроводе обводную линию из разборного трубопровода, установленные на линии запорные устройства, расходомер и передвижную насосную установку, включающую роторный нефтяной насос с торцевыми уплотнениями, подключенный к обводной линии, дизельную силовую установку для привода насоса и датчик-реле давления, установленный на входе нефтяного насоса и связанный с регулятором привода нефтяного насоса и задвижкой, установленной на линии нагнетания нефтяного насоса.
2. Система по п.1, в которой в качестве расходомера использован ультразвуковой расходомер.
3. Система по п.1, в которой в качестве нефтяного насоса использован четырехступенчатый насос.