Система обработки информации о чрезвычайных ситуациях

 

Полезная модель относится к области связи, а именно к устройствам для организации информационного взаимодействия, в частности, к устройствам для обработки информации о чрезвычайных ситуациях.

Технический результат достигается за счет включения в систему обработки информации о ЧП дополнительного программно-аппаратного комплекса (ПАК), обеспечивающего прием информации и ранжирование поступающих вызовов. ПАК включает в себя коммуникационный сервер, содержащий в качестве элементов блок приема вызовов (БПВ) и центр обработки вызовов (ЦОВ), счетчик вызовов (БСВ), блок смены режима работы системы (БЧС), блок формирования массива вызовов (БФВ), географическую информационную систему (ГИС), блок распределения нагрузки на ЦОВ (БРН), а также базу данных (БД), содержащую справочную информацию и автоответчик (АО). При этом БПВ связан каналом связи со счетчиком вызовов, а БСВ связан дополнительно с блоком формирования вызовов, в свою очередь связанным каналом обратной связи через ГИС с центром обработки вызовов. Блок ГИС может быть дополнительно связан каналом обратной связи с базой данных и с БПВ.

В ходе работы БСВ производит подсчет активности вызовов абонентов и в случае повышения активности вызовов абонентов вдвое и больше, дает сигнал на блок перевода системы в режим ЧС, в ходе которого происходит деление вызовов на вызовы, приходящие из зоны ЧП и территорий вне этой зоны и формирует очередь вызовов по принципу «через один». При применении заявляемой системы непроизводительная загрузка ЦОВ за счет введения предлагаемого алгоритма может быть снижена на 80%.

Полезная модель относится к области связи, а именно к устройствам для организации информационного взаимодействия, в частности, к устройствам для обработки информации о чрезвычайных ситуациях.

Анализ опыта реагирования на чрезвычайные ситуации зарубежных стран и международных организаций показал, что одним из наиболее эффективных решений, обеспечивающих безопасность граждан является создание системы обеспечивающей вызов экстренных оперативных служб по единому номеру, как информационной системы, обеспечивающей решение комплекса взаимосвязанных задач в интересах правительства и во взаимодействии с МЧС России. В связи с тем, что Россия совместно со странами ЕС подписала в 1998 году телекоммуникационное соглашение, согласно которому единым номером экстренного вызова стал «112», Распоряжением правительства Российской Федерации 1240-р от 25 августа 2008 года была утверждена «Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований».

Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях (ЧС) начала создаваться с середины 90-х годов. В 1998 году для создания единых дежурно-диспетчерских служб городов и районов был разработан пакет соответствующих документов (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), одобренный поручением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1998 г. БН-П4-20705.

На данный момент на территории РФ идет внедрение и развертывание системы обеспечивающей вызов экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе программно-аппаратных комплексов различных вендоров. Большинство платформ для развертывания «Системы-112» использует европейскую централизованную архитектуру. Наиболее известными на рынки решениями данного типа являются системы компаний Ericsson - платформа COORDCOM (get?DocNo=1/28701-EN/LZT1380340&Lang=EN&HighestFree=Y) и Siemens Enterprise Communications - платформа Emergency Call Center ().

Система Emergency Call Center представляет собой централизованное решение с единой точкой приема трафика в областном центре. В зависимости от требований конкретного проекта в состав системы могут входить следующие компоненты: HiPath (УПАТС); HiPath Procenter (система автоматического распределения вызовов); оборудование стандарта TETRA; оборудование пакетной коммутации и маршрутизации с поддержкой технологий WAN, LAN и Wireless LAN; IT-инфраструктура: серверы, базы данных, сетевые хранилища, терминальные клиенты; системы записи переговоров; ГИС-система; GSM/GPRS сети и терминалы; оборудование ситуационных залов: видеостены, проекторы и т.д.; видео наблюдение (analogue and IP-based and hybrid); системы сетевого управления; системы автоматического позиционирования на базе GSM, GPRS, TETRA и т.д.

Наиболее близкой в архитектурно-техническом плане к рассмотренному выше решению является платформа COORDCOM производства компании Ericsson ( CoordCom тестируется в России ), применяемая в структурах экстренных оперативных служб европейских государств. COORDCOM - много функциональный комплекс аппаратно-программных средств, предназначенных для приема обращений от населения, и обеспечивает своевременное обнаружение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. В системе реализована возможность общения на международных языках, прием сигналов с любых источников, в том числе автоматических датчиков, коммерческих пультов, через каналы голосовой связи, Интернет. Платформа включает следующие подсистемы и модули: коммуникационные серверы (на базе УПАТС MD-110/MX-ONE), содержащие блоки приема и передачи информации, также центр обработки вызовов; серверы приложений; серверы баз данных; серверы географической информационной системы (ГИС); серверы видеонаблюдения.

Рассмотренные выше решения берут за основу европейскую централизованную архитектуру, предполагающую, управление силами и средствами сверху вниз, от диспетчера 112, что коренным образом отличается от механизмов, принятых в большинстве стран СНГ, когда управление ресурсами возлагается на низовые или кустовые подразделения экстренных служб (РУВД милиции, ЦППС пожарной службы, муниципальные станции СМП), что связано с существенно большей территорией страны и менее развитыми средствами сообщения. Еще одним недостатком централизованной архитектуры является отсутствие возможности предоставления полноценных услуг системы-112 на уровне районных центров при возникновении отказов на уровне центрального узла или транспортной сети, особенно в условиях перегрузке центра обработки вызовов.

Последнее связано с тем, что при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС), влияющих на безопасность большой группы людей, возникает существенно возрастающий поток вызовов, которые направлены в центры обработки вызовов (ЦОВ) экстренных служб. Эти вызовы, как правило, содержат идентичную информацию о наличии чрезвычайной ситуации и причинах ее возникновения. В результате они формируют длинную очередь к рабочим местам операторов, принимающих эти вызовы. По этой причине вызовы, обусловленные иными причинами (например, вызов бригады "скорой помощи"), будут обслуживаться с чрезмерно большой задержкой.

Задачей, решаемой авторами, являлось создание системы, позволяющей снизить нагрузку в центре обработки вызовов экстренных служб, а также обеспечить большую информативность для абонентов.

Технический результат достигается за счет включения в систему обработки информации о ЧП дополнительного программно-аппаратного комплекса (ПАК), обеспечивающего прием информации и ранжирование поступающих вызовов. ПАК включает в себя коммуникационный сервер на основе АТС, содержащий в качестве элементов блок приема вызовов (БПВ) и центр обработки вызовов (ЦОВ), счетчик вызовов (БСВ), блок смены режима работы системы (БЧС), блок формирования массива вызовов (БФВ), географическую информационную систему (ГИС), блок распределения нагрузки на ЦОВ (БРН), а также базу данных (БД), содержащую справочную информацию и автоответчик (АО). При этом БПВ связан каналом связи со счетчиком вызовов, а БСВ связан дополнительно с блоком формирования вызовов, в свою очередь связанным каналом обратной связи через ГИС с центром обработки вызовов. Блок ГИС может быть дополнительно связан каналом обратной связи с базой данных и через автоответчик с БПВ.

Общая схема заявляемой системы приведена на фиг.1, где введены следующие обозначения:

1. Блок приема вызовов коммуникационного сервера (БПВ);

2. Счетчик вызовов (БСВ);

3. Блок смены режима работы системы (БЧС)

4. Блок формирования массива вызовов (БФВ)

5. Географическая информационная система (ГИС);

6. База данных (БД)

7. Блок распределения нагрузки (БРН)

8. Автоответчик (АО)

9. Центр обработки вызовов коммуникационного сервера (ЦОВ)

Блок приема вызовов коммуникационного сервера 1 (БПВ) обеспечивает прохождение вызовов от абонентов в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб, а также ознакомление абонента с определенным массивом информации.

Счетчик вызовов 2 (БСВ) производит анализ активности вызовов абонентов за определенный промежуток времени, например за 5 минут и предназначен для выработки сигнала с переводе системы в режим чрезвычайной ситуации при повышении количества вызовов абонентов в два и более раз по сравнению с заданной величиной, а также сигнализации об отмене режима ЧС при снижении количества вызовов до нормативной величины.

Блок смены режима работы 3 (БЧС) проводит переключение маршрута вызовов от БПВ 1 до ЦОВ 9 из стандартного в специальный (чрезвычайный).

Блок формирования массива вызовов (БФВ) 4 предназначен для формирования очереди вызовов в режиме ЧС.

ГИС 5 с БД 6 предназначены для корректировки очереди вызовов и позволяют опознать местоположение абонента, в частности выяснить находится ли он зоне ЧС на основе анализа номера вызывающего абонента с помощью системы АОН (автоматическое определение номера), данных из центра коммутации или за счет функциональных свойств услуги LBS (Location-based service) - определение текущего местоположения терминала.

Блок распределения нагрузки (БРН) 7 предназначен для окончательного формирования очереди вызовов в условиях ЧС.

Автоответчик (АО) 8 предназначен для информирования абонента о ЧС и выдаче рекомендаций о дальнейших действиях.

Центр обработки вызовов коммуникационного сервера (ЦОВ) 9 ведет работу получаемой информации и докладывает ее в соответствующие инстанции (штаб по ЧС, органы МВД и т.п.).

Система работает следующим образом. В обычном режиме звонок абонента поступает в ЦОВ 9 через БПВ 1 Частота звонков абонентов за определенный промежуток времени фиксируется БСЧ 2 и при повышении количества вызовов абонентов в два и более раз по сравнению с заданной величиной, БСЧ 2 передает в БЧС 3 сигнал о введении режима ЧС. В соответствии с этим дальнейшие сигналы поступают из БПВ 1 в ГИС 5, в котором с помощью информации из БД 6 определяется находится ли абонент в зоне ЧС и соответствующая информация поступает в БФВ 4. В БФВ 4 происходит деление абонентов на 2 группы - находящихся в зоне ЧП и находящихся вне этой зоны. Далее соединение проводится на основании правила "через одного", суть которого заключается в том, что пропускается один вызов из очереди, которая образована абонентами, позвонившими из зоны масштабной ЧС, а затем один вызов от абонентов с другой территории. Составленная последовательность вызовов поступает в БРН 7 и далее в ЦОВ 9.

В случае если абонент находится в зоне ЧС, то через АО 8 абоненту направляется сообщение о том, что в центре обработки вызовов уже известно о масштабном ЧС. Если у него нет важной информации, касающейся данной ЧС, то следует положить трубку. В противном случае целесообразно дождаться ответа оператора ЦОВ. если ответ абонента отрицателен (есть важная информация для донесения в ЦОВ), то в БРН 7 вызов переставляется из конца очереди в ее начало.

При снижении интенсивности вызовов изменившаяся ситуация фиксируется БСВ 2, которая дает сигнал в БЧС 3 об отмене режима ЧС и перевода системы в обычный режим.

Техническо-экономическая эффективность внедрения данной полезной модели была оценена при помощи метода Делфи. Полученные результаты показали, что непроизводительная загрузка ЦОВ за счет введения предлагаемого алгоритма может быть снижена на 80%.

1. Система обработки информации о чрезвычайных ситуациях, включающий в себя коммуникационный блок, содержащий блок приема вызовов и центр обработки вызовов, а также блок географической информационной системы и блок баз данных, связанные между собой каналами связи, отличающаяся тем, что дополнительно содержит счетчик вызовов, блок смены режима работы системы, блок формирования вызовов и блок распределения нагрузки, причем блок смены режима работы системы связан с блоком приема вызовов через счетчик вызовов и с блоком распределения нагрузки через блок формирования вызовов, а блок формирования вызовов дополнительно связан с географической информационной системой, связанной, в свою очередь, каналом обратной связи с базой данных.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит автоответчик, связанный с блоками приема и формирования вызовов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам обучения, построенным на базе ЭВМ, и может быть использовано для автоматизации обучения специалистов связи приему и передаче сообщений, а также для дидактических исследований

Промышленный оптический 5, 8 или 10-портовый Коммутатор связи sw-1 относится к области оборудования, которое применяется для передачи данных, реализующего технологии коммутации кадров в единой сети электросвязи РФ и корпоративных сетях в случае их присоединения к единой сети электросвязи РФ.

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности, к автоматизированной системе преобразования форматов обмена данными государственного регистра населения
Наверх