Демпфер гидропередачи с фрикционом блокировки гидротрансформатора

 

Техническое решение относится к гидропередачам с передаваемой мощностью 650 л.с. и более, содержащим гидротрансформатор с высокой нагружающей способностью, когда диаметральные размеры гидротрансформатора и демпфера существенно ограничены, а крутящий момент передаваемый демпфером имеет большую величину.

Демпфер гидропередачи содержит ведущий диск, снабженный пазами, и два ведомых диска с окнами в которых расположены опорные пластины и пружины демпфера. Выступы между пазами ведущего диска центрируются по ступице демпфера и имеют на концах с двух сторон дугообразные утолщения в сторону ведомых дисков демпфера. Каждая опорная пластина снабжена хвостовиком, направленным в сторону ступицы демпфера, который устанавливает опорные пластины посредине ведомых дисков демпфера. Кроме того, опорные пластины содержат ребро, входящее в гнезда ведущего и ведомых дисков демпфера.

Гаситель крутильных колебаний демпфера содержит диафрагменную пружину, установленную между фрикционным диском демпфера и турбинным колесом гидротрансформатора. Фиг.1

Техническое решение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидродинамических передачах автомобилей и дорожных машин, оборудованных двигателями внутреннего сгорания.

Демпферы крутильных колебаний, возбуждаемых двигателями внутреннего сгорания, широко известны и опубликованы, например, в книге: С.Г.Борисов и И.М.Эглит «Муфты сцепления тракторов», М. Машиностроение, 1972 г. Известен демпфер по патенту РФ 2097616 кл. F16D. Известны также гидропередачи, содержащие гидротрансформатор с фрикционом блокировки гидротрансформатора, оборудованные демпфером крутильных колебаний, установленном между лопастными насосным и турбинным колесами гидротрансформатора. При этом ступица демпфера соединена с турбинным колесом гидротрансформатора. К ним относится патент РФ 2294469 кл. F16H и патенты США 4.949822 и 8.0271966.

В приведенных патентах пружины демпфера выполнены плавающими, в вертикальном и горизонтальном направлении, что приводит к износу пружин по наружному диаметру от трения по ведомым и ведущему диску демпфера и влияет на стабильность момента трения гасителя крутильных колебаний.

В указанных патентах, для выставления ведущего диска демпфера в вертикальном положении, ведомые диски соединяются между собой специальными заклепками, проходящими через пазы ведущего диска демпфера, и имеют криволинейную поверхность, что усложняет конструкцию демпфера.

В известных демпферах пружина гасителя крутильных колебаний расположена между ведущим и ведомыми дисками демпфера или размещена с наружной стороны ведомого диска и через специальные стержни, проходящие сквозь пазы ведущего диска демпфера, фиксируются с наружной стороны другого ведомого диска демпфера. При этом к ведущему диску демпфера с двух сторон прижимаются ведомые диски демпфера, создающие крутящий момент трения для гашения крутильных колебаний. В этом варианте конструкции обычно используется 4-6 наружных пружин гасителя крутильных колебаний.

Задачей настоящего технического решения является разработка конструкции демпфера для гидропередачи содержащей гидротрансформатор с высокой нагружающей способностью, когда диаметральные размеры гидротрансформатора и демпфера существенно ограничены, что позволяет снизить габариты и металлоемкость гидропередачи. Другой задачей является обеспечение стабильности и надежности работы демпфера, а также упрощение изготовления демпфера.

На фиг.1 приведена конструкция гидропередачи, содержащая гидротрансформатор в сборе с фрикционом блокировки и демпфером; на фиг.2 - фрагменты деталей демпфера на виде по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - гаситель крутильных колебаний демпфера; на фиг.4 - фрикционное кольцо демпфера.

Фрикцион блокировки 1 гидротрансформатора 2 (фиг.1) содержит поршень 3 и фрикционные диски 4 фрикциона блокировки, соединенные шлицами с ведущим диском демпфера 5.

Демпфер также содержит два ведомых диска демпфера 6, размещенных с двух сторон ведущего диска демпфера 5 и закрепленных на ступице демпфера 7. Ведомые диски демпфера 6 снабжены окнами 8 (фиг.2), а на ведущем диске 5 со стороны внутреннего диаметра выполнены пазы 9 в которых размещены опорные пластины 10, имеющие посадочные места 11 для установки между опорных пластин пружин демпфера 12.

Выступы 13 между пазами 9 центрируются по ступице демпфера 7 и имеют на концах с двух сторон дугообразные утолщения 14 до ведомых дисков демпфера 6 (фиг.2, сечение по Б-Б).

Каждая опорная пластина 10 снабжена направленном в сторону ступицы демпфера 7 и расположенным в пазах 9 ведущего диска хвостовиком 15, ширина которого равна расстоянию между ведомыми дисками демпфера 6. Это обеспечивает установку опорных пластин 10 посредине между ведомыми дисками демпфера 6.

Кроме того, опорные пластины 10 содержат ребро 16, расположенное перпендикулярно дискам демпфера, которое входит в гнездо 17 ведущего диска и гнездо 18 ведомых дисков демпфера 6. Такое техническое решение обеспечивает работу демпфера при отсутствии контакта наружного диаметра пружин демпфера 12 с ведущим и ведомыми дисками демпфера, что повышает стабильность характеристик демпфера и повышает его долговечность.

Ступица демпфера 7 жестко соединена с турбинным колесом 19 гидротрансформатора 2, например, с помощью шлицевого соединения 20 и болтов 21, ввернутых в кольцо 22.

Гаситель крутильных колебаний демпфера содержит фрикционное кольцо 23, расположенное между ведущим и ведомым диском демпфера, цилиндрический поясок 24 которого надет на наружный диаметр ведомого диска демпфера 6 с возможность осевого перемещения кольца 23 в направлении ведущего диска демпфера 5. Торец цилиндрического пояска 24 в осевом направлении выведен за ведомый диск 6, при этом между торцом цилиндрического пояска 24 и турбинным колесом 19 гидротрансформатора установлена диафрагменная пружина 25 (фиг.3), размещенная вне конструкции демпфера.

Повороту фрикционного кольца 23 относительно ведомого диска демпфера 6 препятствуют установленные на ведомом диске демпфера 6 специальные заклепки с головками 26, расположенными в пазах 27 фрикционного кольца 23 (фиг.4).

Ведущий диск демпфера 5 содержит кольцевой выступ 28. Торцовые поверхности кольцевого выступа 28 и расположенного со стороны кольцевого выступа дугообразного утолщения 14 находятся в одной плоскости, по которой ведущий диск демпфера 5 прижат к ведомому диску демпфера 6 под действием диафрагменной пружины 25.

Выполнение торцовых поверхностей кольцевого выступа 28 и дугообразного утолщения 14 в одной плоскости существенно упрощает изготовление ведущего диска демпфера 5.

1. Демпфер гидропередачи с фрикционом блокировки гидротрансформатора, ведомые диски которого соединены с ведущим диском демпфера, содержащим два ведомых диска демпфера, расположенных с двух сторон от ведущего диска демпфера и закрепленных на ступице демпфера, соединенной с турбинным колесом гидротрансформатора, при этом ведомые диски демпфера снабжены окнами, а ведущий диск демпфера со стороны внутреннего диаметра содержит пазы, в которых размещены опорные пластины, имеющие посадочные места для установленных между опорных пластин пружин демпфера, снабжен также гасителем крутильных колебаний, отличающийся тем, что выступы между пазами ведущего диска демпфера расположены на ступице демпфера и имеют на концах с двух сторон дугообразные утолщения до ведомых дисков демпфера, при этом каждая опорная пластина снабжена направленным в сторону ступицы демпфера расположенным в пазах ведущего диска хвостовиком для установки опорных пластин посредине между ведомыми дисками демпфера и содержит горизонтально расположенное ребро, входящее в гнезда ведущего и ведомых дисков демпфера.

2. Гаситель крутильных колебаний демпфера по п.1, отличающийся тем, что содержит расположенное между ведущим диском демпфера и ведомым диском, имеющее возможность осевого перемещения фрикционное кольцо с цилиндрическим пояском, установленным на наружном диаметре ведомого диска, торец которого в осевом направлении выведен за ведомый диск, при этом между торцом пояска фрикционного кольца и турбинным колесом гидротрансформатора установлена диафрагменная пружина, а на ведущем диске демпфера имеется кольцевой выступ, имеющий возможность контакта с другим ведомым диском демпфера.

3. Гаситель крутильных колебаний демпфера по п.2, отличающийся тем, что фрикционное кольцо содержит пазы для упора в цилиндрические головки заклепок, установленных на ведомом диске.

4. Гаситель крутильных колебаний демпфера по п.2, отличающийся тем, что торцовые поверхности дугообразного утолщения и кольцевого выступа ведущего диска демпфера расположены в одной плоскости.



 

Похожие патенты:

Ведомый диск сцепления относится к области транспортного машиностроения, а именно к сцеплениям колесных транспортных средств с диаметром ведомого диска не более 300 мм (опель астра, ауди а6, шевроле ланос, фольсваген пассат, мерседес 124, мерседес вито и др.).

Изобретение относится к чистке, а именно к устройствам для очистки с использованием ультразвуковых колебаний, и может найти применение в различных отраслях промышленности для очистки загрязненных поверхностей

Полезная модель относится к области машиностроения, точнее к сцеплениям различных наземных транспортных средств, главной функцией которых является плавное включение передачи мощности от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию с постепенно увеличивающимся передаваемым через него крутящим моментом

Механизм диска сцепления относится к машиностроению и может быть заменено и использовано для плавной передачи крутящего момента в трансмиссиях транспортных средств.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к конструкциям нажимных дисков сцепления транспортных средств

Клапан обратный предохранительный универсальный относится к буровой технике, а именно к переливным и обратным клапанам для гидравлических забойных двигателей, используемых при бурении нефтяных и газовых скважин. Отличие универсального борового клапана от аналогов состоит в повышении эксплуатационной надежности его работы, упрощении конструкции, исключения заклинивания клапанных пар, в повышении ресурса работы клапана, удобства сборки/разборки, повышении ремонтопригодности.
Наверх