Транспортно-заряжающая машина на базе колесного шасси

 

Полезная модель относится к области военной техники, а именно к подвижным носителям боеприпасов для многоствольного оружия, и может быть использована для заряжания самоходной пусковой установки реактивной системы залпового огня (СПУ РСЗО).

Новым является то, что ложементы закреплены на платформе неподвижно, грузоподъемный кран, установленный позади ложементов с обеспечением возможности заряжания ПУ как с кормы ТЗМ, так и с борта, снабжен гидравлическим приводом, выполненным на базе гидронасосов, установленных на раздаточном редукторе, соединенном карданным валом с коробкой отбора мощности шасси, с обеспечением двухскоростного режима работы - нормального и ускоренного, при этом гидробак, гидронасосы и гидропанель, размещенные под платформой между лонжеронами рамы, через гидрошарнир, электрический кабельный жгут и поворотную стойку крана гидравлически и электрически связаны с аппаратурой управления исполнительными органами крана, причем укладки снарядов боекомплекта снабжены броневыми кожухами, выполненными с возможностью монтажа-демонтажа штатным грузоподъемным краном ТЗМ, и с обеспечением стойкости от пуль и осколков снарядов, при этом нижний торец опорной колонны грузоподъемного крана, жестко закрепленной на платформе, снабжен защитным кожухом, выполненным с обеспечением герметичности внутренней полости опорной колонны при преодолении брода.

Платформа оборудована съемными направляющими штырями, выполненными с обеспечением центрирования броневых кожухов при их установке и снятии с ложементов, а броневые кожухи снабжены ответными проушинами, выполненными с возможностью взаимодействия с указанными направляющими штырями.

Настоящей полезной моделью решена задача улучшения тактико-технических характеристик ТЗМ, повышения удобства ее эксплуатации и заряжания СПУ РСЗО.

1 независимый, 5 зависимых п. ф-лы, 11 поясняющих фиг.

Полезная модель относится к области военной техники, а именно к подвижным носителям боеприпасов для многоствольного оружия, и может быть использована для заряжания самоходной пусковой установки реактивной системы залпового огня (СПУ РСЗО).

Известна транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для СПУ РСЗО (См. патент РФ 21651 на полезную модель «Транспортно-заряжающая машина» (варианты), содержащая размещенные на корпусе базового шасси танка ложементы с закрепленными укладками снарядов боекомплекта, манипулятор с гидроприводами, механизм заряжания ПУ реактивными снарядами с грузозахватным устройством и тросовыми растяжками, снабженным узлами направления снарядов и их ориентирования при заряжании.

Известная ТЗМ на базовом шасси танка имеет следующие недостатки:

- значительные масса и стоимость шасси;

- высокий расход топлива при работе основного двигателя;

- высокий уровень шума при работе оператора на крыше моторно-трансмиссионного отделения;

- невозможность передвижения по дорогам с асфальтовым покрытиям без его повреждения.

Известна ТЗМ (См. журнал «Soldat und tecnik» 7, 1981 г., с.372 и извлечения из «Технического описания и инструкции по эксплуатации изделия 9Т452» на 6-ти листах из альбома рисунков к техническому описанию изделия 9Т452», прилагаемые к материалам заявки) предназначенная для заряжания и перезаряжания многоствольной реактивной установки залпового огня БМ-27.

Известная ТЗМ является наиболее близкой к заявляемому техническому решении и выбрана в качестве прототипа.

БМ-27 выполнена, как и ТЗМ для нее, на базе колесного автомобиля ЗИЛ-135. ТЗМ состоит из рамы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек для размещения снарядов (ракет) в укладках ложементов, площадки оператора, грузозахватного приспособления для стыковки, редуктора поворота крана, штанги и механизма выверки. Рама жестко закреплена на лонжеронах шасси автомобиля и выполнена в виде платформы, на которой установлено оборудование ТЗМ. Кран выполнен с электрическим приводом, грузозахватным приспособлением и редуктором поворота, которые являются погрузочным устройством для снарядов (ракет) с поверхности земли или другой машины, а также для укладки снарядов в лоток при заряжании и снятия снарядов с лотка при разряжании. Кран установлен в передней части рамы и в походном положении закреплен стрелой в сторону кормы базового шасси. В транспортном положении снаряды боекомплекта фиксируются с помощью домкратов, установленных возле бортов рамы.

Известная ТЗМ на базе колесного шасси имеет следующие недостатки:

- недостаточная грузоподъемность для увеличения количества перевозимых снарядов боекомплекта;

- использование крана малой грузоподъемности обеспечивает возможность работы со снарядами массой не более 300 кг;

- отсутствие броневой защиты перевозимых снарядов повышает опасность их подрыва при попадании пуль и осколков снарядов;

- необходимость центрирования груза в транспортном положении за счет перемещения и фиксации грузовых тележек в крайнее переднее положение, необходимость перемещения и фиксации грузовых тележек в крайнее заднее положение у кормы базового шасси для работы с СПУ РСЗО, увеличивают трудоемкость подготовительных операций, усложняют конструкцию ТЗМ;

- установка крана за кабиной требует использования крана со стрелой значительной длины;

- механизм выверки и заряжания требует длительной и сложной работы для выведения снаряда в линию заряжания;

- обеспечивается возможность заряжания только соосно установленных машин, что требует рабочей площадки значительной длины;

- использование электрического привода механизмов крана требует применения дорогостоящих электромоторов значительной массы.

Предлагаемой полезной моделью решается задача улучшения тактико-технических характеристик ТЗМ, повышения удобства ее эксплуатации и заряжания СПУ РСЗО.

Поставленная задача решается тем, что в ТЗМ на колесном шасси для СПУ РСЗО, содержащей платформу, установленную на раме базового шасси, ложементы с закрепленными укладками снарядов боекомплекта, грузоподъемный кран, механизм заряжания ПУ реактивными снарядами с грузозахватным устройством, снабженный узлами направления снарядов и их ориентирования при заряжании, согласно полезной модели, ложементы закреплены на платформе неподвижно, грузоподъемный кран, установленный позади ложементов с обеспечением возможности заряжания ПУ как с кормы ТЗМ, так и с борта, снабжен гидравлическим приводом, выполненным на базе гидронасосов, установленных на раздаточном редукторе, соединенном карданным валом с коробкой отбора мощности шасси, и обеспечением двухскоростного режима работы - нормального и ускоренного, при этом агрегаты гидросистемы шасси, размещенные под платформой между лонжеронами рамы, через гидрошарнир, электрический кабельный жгут и поворотную стойку крана гидравлически и электрически связаны с аппаратурой управления исполнительными органами крана, причем укладки снарядов боекомплекта снабжены броневыми кожухами, выполненными с возможностью монтажа-демонтажа штатным грузоподъемным краном ТЗМ, и с обеспечением стойкости от пуль и осколков снарядов, при этом нижний торец опорной колонны грузоподъемного крана, жестко закрепленной на платформе, снабжен защитным кожухом, выполненным с обеспечением герметичности внутренней полости опорной колонны при преодолении брода.

Наилучший результат достигается, если:

- платформа оборудована съемными направляющими штырями, выполненными с обеспечением центрирования броневых кожухов при их установке и снятии с ложементов, а броневые кожухи снабжены ответными проушинами, выполненными с возможностью взаимодействия с указанными направляющими штырями;

- грузозахватное устройство снабжено траверсой с жесткой вынесенной проушиной для зацепа грузовых крюков, уменьшающей угол отклонения снаряда от горизонтального положения при смещении центра масс снаряда от оси траверсы при заряжании снаряда;

- рабочие площадки под механизмом заряжания ПУ образованы съемными трапами, связывающими платформу ТЗМ и шасси ПУ;

- на раме базового шасси установлены аутригеры;

- предусмотрена возможность управления заряжанием и перезаряжанием снарядов боекомплекта с выносного пульта.

Анализ основных отличительных признаков полезной модели показал, что:

- неподвижное закрепление ложементов на платформе с обеспечением центрирования груза как в транспортном так и в рабочем положении, упростило конструкцию за счет исключения механизма перемещения и стопорения грузовых тележек (как у прототипа), позволило снизить трудоемкость подготовительных операций;

- установка грузоподъемного крана позади ложементов с обеспечением возможности заряжания ПУ как с кормы ТЗМ, так и с борта, обеспечило расширение эксплуатационных возможностей ТЗМ, позволило производить заряжание-разряжание ПУ на рабочих площадках меньшей длины, чем при установке машин соосно;

- снабжение грузоподъемного крана гидравлическим приводом, выполненным на базе гидронасосов, установленных на раздаточном редукторе, соединенном карданным валом с коробкой отбора мощности шасси, обеспечило снижение собственной массы привода по сравнению с электрическим приводом, как у прототипа;

- выполнение гидравлического привода с обеспечением двухскоростного режима работы - нормального и ускоренного, позволило снизить время заряжания в боевых условиях;

- размещение гидробака, гидронасосов и гидропанели под платформой между лонжеронами рамы позволило организовать свободную рабочую площадку на платформе;

- выполнение гидравлической и электрической связей агрегатов, размещенных под платформой, через гидрошарнир, электрический кабельный жгут и поворотную стойку с аппаратурой управления исполнительными органами крана, обеспечило его работоспособность при различных углах разворота и позволило избежать применения многочисленных гидрошлангов, за счет чего освободить пространство вокруг крана для работы оператора;

- оборудование платформы съемными направляющими штырями, выполненными с обеспечением центрирования броневых кожухов при их установке и снятии с ложементов, снабжение броневых кожухов ответными проушинами, выполненными с возможностью взаимодействия с указанными направляющими штырями, позволило исключить повреждение снарядов броневыми кожухами при их монтаже-демонтаже;

- снабжение грузозахватного устройства траверсой с жесткой вынесенной проушиной для зацепа грузовых крюков, уменьшающей угол отклонения снаряда от горизонтального положения при смещении центра масс снаряда от оси траверсы при заряжании снаряда, упростило и ускорило процесс заряжания;

- образование рабочих площадок под механизмом заряжания ПУ съемными трапами, связывающими платформу ТЗМ и шасси ПУ, улучшило условия работы экипажа;

- установка на раме базового шасси аутригеров повысила устойчивость машины при работе с тяжелыми снарядами;

- предусмотрение возможности управления заряжанием и перезаряжанием снарядов боекомплекта с выносного пульта позволило оператору крана занимать удобное место на платформе при выполнении определенной операции.

Полезная модель поясняется чертежами, на которых изображено:

- на фиг.1 - вид сбоку на ТЗМ в походном положении;

- на фиг.2 - вид сверху на ТЗМ в походном положении;

- на фиг.3 - вид сзади на ТЗМ со снятым правым броневым кожухом;

- на фиг.4 - заряжание ПУ со стороны кормы ТЗМ;

- на фиг.5 - заряжание ПУ со стороны борта ТЗМ;

- на фиг.6 - вид сбоку на грузоподъемный кран;

- на фиг.7 - осевое сечение основания колонны крана;

- на фиг.8 - вид сбоку на установку гидрошарнира;

- на фиг.9 - вид сверху на установку гидрошарнира, сечение А-А на фиг.8;

- на фиг.10 - отбор мощности на гидропривод;

- на фиг.11 - грузозахватное устройство.

Транспортно-заряжающая машина (см. фиг.1, 2, 3) выполнена на базе колесного шасси 1, у которого силовая установка, силовая передача, ходовая часть и приводы управления соответствуют автомобилю повышенной проходимости и грузоподъемности.

ТЗМ содержит установленную на раме колесного шасси 1 платформу 2, на которой размещено рабочее оборудование и обеспечивающие его функционирование системы электрогидроуправления.

Платформа 2 включает силовой каркас 3, выполненный из швеллеров и уголков и сверху зашит стальным настилом 4. По периметру платформы 2 установлены борта 5, которые в средней и задней ее части могут откидываться в горизонтальное положение, образуя таким образом дополнительные площадки для работы экипажа. Передний борт 6 жестко закреплен на платформе 2. Симметрично оси платформы 2 закреплены ложементы 7 для размещения снарядов (ракет) 8 в укладках. За ложементами 7 на оси платформы установлен грузоподъемный кран 9, выполненный с возможностью заряжания и разряжания передвижной пусковой установки (ПУ) реактивной системы залпового огня 10 как с кормы ТЗМ (см. фиг.4), так и с борта (см. фиг.5). Кран 9 установлен в корпус опорной колонны 11 (см. фиг.6, 7) и включает в себя поворотную стойку 12, стрелу 13, надставку 14, гидроцилиндры подъема стрелы 15, надставки 16 и механизм подъема груза (гидроцилиндр 17 с полиспастом). На корпусе опорной колонны 11 под платформой 2 установлен гидроцилиндр 18 поворота крана, который связан своей зубчатой рейкой 19 с шестерней, закрепленной на хвостовике поворотной стойки 12. Нижний торец корпуса опорной колонны 11 закрыт кожухом 20 (см. фиг.8, 9), обеспечивающим герметичность внутреннего пространства колонны 11 для преодоления машиной брода.

Кран снабжен гидравлическим приводом (см. фиг.10), выполненным на базе гидронасосов 21, установленных на раздаточном редукторе 22, соединенном карданным валом 23 с коробкой отбора мощности 24 шасси 1, с обеспечением двухскоростного режима работы - нормального и ускоренного. В отверстие фланца кожуха 20 установлен двухканальный гидрошарнир 25, связывающий гидросистему шасси 1, размещенную под настилом 4 платформы 2, с гидросистемой крана. В отверстии поворотной стойки 12 параллельно трубопроводам 26 проложен электрический кабельный жгут 27 с обеспечением его подвижности при повороте крана на угол 260°.

Кран снабжен грузозахватным устройством 28 (см. фиг.11), которое снабжено траверсой 29 с жесткой вынесенной проушиной 30 для зацепа грузовых крюков. Защита боекомплекта снарядов в ложементах 7 обеспечивается броневыми кожухами 31. В транспортном положении на крыше правого кожуха 31 размещен механизм заряжания 32. В рабочем положении механизм заряжания 32 устанавливается на рычаги ПУ 10.

Платформа оборудована съемными направляющими штырями 33, выполненными с обеспечением центрирования броневых кожухов 31 при их установке и снятии с ложементов 7, а броневые кожухи 31 снабжены ответными проушинами 34, выполненными с возможностью взаимодействия с указанными направляющими штырями 33.

Кроме того, ТЗМ снабжена съемными переходными трапами 35, а на силовом каркасе 3 в кормовой части платформы 2 установлены аутригеры 36.

Работа

Заряжание ПУ РСЗО с помощью ТЗМ возможно с ее левого борта и с кормы. Основным способом является заряжание с борта, так как ускоряется процесс заряжания и требуется рабочая площадка меньшей длины. Перед заряжанием, ТЗМ устанавливают левым бортом к корме ПУ РСЗО, откидывают борта 5 платформы 2 до горизонтального положения и устанавливают переходные трапы 35 одним концом - в кронштейны борта 5, а другим концом - на кормовую часть ПУ РСЗО, образуя тем самым рабочую площадку вокруг ложементов 7 и под механизмом заряжания 32. Аутригерами 36 разгружают подвеску шасси 1 и горизонтируют платформу 2 с переходными трапами 35. Используя направляющие штыри 33, демонтируют броневые кожухи 31 с помощью штатного крана и устанавливают их на грунт со стороны кормы ТЗМ, после чего снимают направляющие штыри 33 и раскрепляют ложементы 7.

Для захвата снаряда грузозахватное устройство 28 заводится краном над снарядом так, чтобы ось траверсы 29 (см. фиг.11) находилась на кольцевой полоске (метке), обозначающей центр масс. При этом жесткая вынесенная проушина 30 для зацепа грузовых крюков уменьшает угол отклонения снаряда от горизонтального положения при смещении центра масс снаряда.

Снаряд укладывается на направляющие механизма заряжания 32 напротив соответствующей трубы ПУ 10, после чего производится его досылание в трубу.

Таким образом, настоящей полезной моделью решена задача улучшения тактико-технических характеристик ТЗМ, повышения удобства ее эксплуатации и заряжания СПУ РСЗО.

1. Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) на колесном шасси для передвижной пусковой установки (ПУ) реактивной системы залпового огня, содержащая платформу, установленную на раме базового шасси, ложементы с закрепленными укладками снарядов боекомплекта, грузоподъемный кран, механизм заряжания ПУ реактивными снарядами с грузозахватным устройством, снабженный узлами направления снарядов и их ориентирования при заряжании, отличающаяся тем, что ложементы закреплены на платформе неподвижно, грузоподъемный кран, установленный позади ложементов с обеспечением возможности заряжания ПУ как с кормы ТЗМ, так и с борта, снабжен гидравлическим приводом, выполненным на базе гидронасосов, установленных на раздаточном редукторе, соединенным карданным валом с коробкой отбора мощности шасси, с обеспечением двухскоростного режима работы - нормального и ускоренного, при этом агрегаты гидросистемы шасси, размещенные под платформой между лонжеронами рамы, через гидрошарнир, электрический кабельный жгут и поворотную стойку крана гидравлически и электрически связаны с аппаратурой управления исполнительными органами крана, причем укладки снарядов боекомплекта снабжены броневыми кожухами, выполненными с возможностью монтажа-демонтажа штатным грузоподъемным краном ТЗМ и с обеспечением стойкости от пуль и осколков снарядов, при этом нижний торец опорной колонны грузоподъемного крана, жестко закрепленной на платформе, снабжен защитным кожухом, выполненным с обеспечением герметичности внутренней полости опорной колонны при преодолении брода.

2. Транспортно-заряжающая машина по п.1, отличающаяся тем, что платформа оборудована съемными направляющими штырями, выполненными с обеспечением центрирования броневых кожухов при их установке и снятии с ложементов, а броневые кожухи снабжены ответными проушинами, выполненными с возможностью взаимодействия с указанными направляющими штырями.

3. Транспортно-заряжающая машина по п.1, отличающаяся тем, что грузозахватное устройство снабжено траверсой с жесткой вынесенной проушиной для зацепа грузовых крюков, уменьшающей угол отклонения снаряда от горизонтального положения при смещении центра масс снаряда от оси траверсы при заряжании снаряда.

4. Транспортно-заряжающая машина по п.1, отличающаяся тем, что рабочие площадки под механизмом заряжания ПУ образованы съемными трапами, связывающими платформу ТЗМ и шасси ПУ.

5. Транспортно-заряжающая машина по п.1, отличающаяся тем, что на раме базового шасси установлены аутригеры.

6. Транспортно-заряжающая машина по п.1, отличающаяся тем, что предусмотрена возможность управления заряжанием и перезаряжанием снарядов боекомплекта с выносного пульта.



 

Наверх