Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференц-связи

 

Полезная модель относится к области автоматизированных средств обучения и передачи информации и может быть использована для комплексного группового и/или индивидуального обучения абитуриентов и студентов, в процессе повышения квалификации и переподготовки кадров, при обучении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при зарубежных стажировках, подготовке авиадиспетчеров и пилотов, а также для ведения удаленного контроля производственных процессов и наблюдения за ходом проведения операций в медицине. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференцсвязи содержит имеющие специализированное программное обеспечение блок серверов, интерактивный блок, информационный узел и подключаемые к ним посредством каналов связи блок пользователей и блок слушателей, каждый из которых имеет архитектуру, необходимую для решения задач дистанционного обучения и проведения видеоконференцсвязи в оптимальных режимах. В комплексной системе дистанционного обучения и видеоконференцсвязи возможно изменение ее конфигурации за счет подключения дополнительных элементов, что позволяет расширить диапазон эксплуатационных возможностей системы. При использовании системы обеспечивается общая интеграция различных компонентов в единое техническое решение, создание единого информационного пространства и подключение к нему пользователей, расширение эксплуатационных возможностей используемых устройств, оптимизация процесса ведения видеоконференции и обеспечение высоких показателей функционирования системы при увеличении количества удаленных абонентов и минимальных требованиях к интернет-каналу и оборудованию. 1 ил., 10 з.п.ф.

Полезная модель относится к области автоматизированных средств обучения и передачи информации и может быть использована для комплексного группового и/или индивидуального обучения абитуриентов и студентов, в процессе повышения квалификации и переподготовки кадров, при обучении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при зарубежных стажировках, подготовке авиадиспетчеров и пилотов на авиасимуляторах, а также для ведения удаленного контроля производственных процессов и наблюдения за ходом проведения операций в медицине.

Известен интерактивный учебный кабинет, включающий в себя компьютер преподавателя, интерактивную доску, подключенную к компьютеру преподавателя, мультимедийный проектор, подключенный к компьютеру преподавателя, по меньшей мере, один планшет преподавателя, причем каждый из этих планшетов преподавателя подключен к интерактивной доске, группу пультов тестирования обучаемых, подключенных к интерактивной доске, а также специализированное программное обеспечение. Интерактивный учебный кабинет включает в себя соединенные с компьютером преподавателя многофункциональное устройство для считывания и (или) воспроизведения листовых документов и камеру для получения снимков и (или) видео изображений. Компьютер преподавателя имеет средства подключения к сетевому оборудованию, а подключения планшета преподавателя и пульта тестирования обучаемого к интерактивной доске осуществляются беспроводным способом по радиоканалу. В кабинете предусмотрены средства для подключения лабораторного оборудования, а в памяти компьютера преподавателя хранится программное обеспечение для обработки данных лабораторного оборудования (Патент RU 68162 от 08.06.2007).

Недостатком известного технического решения является ограниченный диапазон эксплуатационных возможностей вследствие невозможности совместной обработки и двусторонней передачи информации различного типа, работы в сложных условиях, обеспечения эффекта присутствия в удаленной аудитории, проведения параллельной интернет-трансляции, а также невозможности записи архива.

Известна система обучения в режиме реального времени, содержащая рабочие места с компьютерами обучаемых и средства отображения информации для обучаемых в режиме группового восприятия, компьютеры обучаемых подключены посредством сети Интернет или WI-FI соединения к серверу с программным продуктом для обучения и коммуникации. Сервер связан прямой и обратной связью с базой данных пользователей, содержащей медиа-контент. При этом компьютеры обучаемых имеют дисплеи, а в систему посредством сети Интернет или WI-FI соединения с сервером включен компьютер учителя. Средства отображения информации для обучаемых в режиме группового восприятия подключены к компьютеру учителя, а сервер также посредством сети Интернет или WI-FI соединения связан с компьютером администратора учебного заведения. Сервер посредством сети Интернет соединен с удаленными компьютерами обучаемых, а в системе в качестве средств отображения информации используются проектор, электронная доска, принтер и сканер (Патент RU 106016 от 28.12. 2010).

Недостатком известного технического решения является ограниченный диапазон эксплутационных возможностей вследствие невозможности работы в сложных полевых условиях, совместной обработки и двусторонней передачи информации различного типа, записи архива и ведения видеоконференции с учетом оптимизации ее параметров.

Также известен аппаратно-программный учебный комплекс, содержащий основной сервер, источник бесперебойного питания основного сервера, группу интерактивных учебных кабинетов, каждый из которых оснащен компьютером, подключенной к нему интерактивной доской, мультимедийным проектором, подключенным к компьютеру и предназначенным для проецирования мультимедийных данных на интерактивную доску, по меньшей мере, одним планшетом, при этом каждый из этих планшетов подключен к интерактивной доске, группой пультов тестирования обучаемых, подключенных к интерактивной доске. Подключение каждого планшета и пульта тестирования к интерактивной доске выполнено беспроводным. Комплекс содержит, по меньшей мере, один мобильный компьютерный класс, включающий в себя компьютер, пункт беспроводного доступа, соединенный с компьютером, группу компьютеров обучаемых, снабженных средствами беспроводной связи, тележку-сейф, программное обеспечение, предназначенное для объединения компьютеров обучаемых беспроводной локальной сетью класса, мультимедийный проектор, предназначенный для проецирования мультимедийных данных на экран и подключенный к компьютеру. По меньшей мере, один интерактивный учебный кабинет или мобильный компьютерный класс содержит принтер, камеру, многофункциональное устройство для считывания и (или) воспроизведения листовых документов, подключенные к компьютеру. Интерактивный учебный кабинет может содержать учебный телевизор, соединенный с основным сервером сетевого оборудования комплекса, и телевизионную приставку, а также лабораторное оборудование, оснащенное программно-техническими средствами. Комплекс имеет специализированное программное обеспечение и сетевое оборудование комплекса, подключенное к основному серверу и выполненное с возможностью объединения локальной сетью комплекса, по меньшей мере, компьютеров всех интерактивных учебных кабинетов (Патент RU 70394 от 24.08.2007).

Недостатком известного технического решения является ограниченный диапазон эксплуатационных возможностей вследствие невозможности работы в сложных полевых условиях, совместной обработки и двусторонней передачи информации различного типа, записи архива и ведения видеоконференции с учетом оптимизации ее параметров.

Также известна интерактивная дистанционная автоматизированная система обучения, обеспечивающая возможность проведения видеоконференций и содержащая модуль индивидуального и/или группового обучения, спутниковый канал связи, мобильный модуль дистанционно-интерактивного производственного обучения, модуль производственного тренажера, базы данных учебных заданий и решений обучаемого, персональные компьютеры, проекционную систему для проведения презентаций и видеоконференций, коммутирующий блок, блок записи и воспроизведения производственных ситуаций, приемно-передающий элемент канала связи модуля обучения, систему видеоконференций, приемно-передающий элемент канала связи мобильного модуля дистанционно-интерактивного производственного обучения, персональный компьютер супервайзера, второй коммутирующий блок, измерительные датчики технологических параметров и видеокамеры, а также соответствующие связи между элементами системы, обеспечивающие ее функционирование (патент RU 81830 от 11.12.2008).

Недостатком известного технического решения является ограниченный диапазон эксплутационных возможностей вследствие того, что система не позволяет проводить совместную обработку и двустороннюю передачу информации различного типа, осуществлять работу в сложных полевых условиях, обеспечить эффект присутствия в удаленной аудитории и проведение параллельной интернет-трансляции, реализовать запись архива, а также увеличить количество удаленных абонентов при минимальных требованиях к интернет-каналу и используемому оборудованию, обеспечивая при этом оптимальные параметры процесса видеоконференцсвязи.

Задачей полезной модели является повышение эффективности процесса функционирования дистанционной системы обучения.

Техническим результатом, достигаемым в процессе решения задачи, является расширение эксплуатационных возможностей за счет совместной обработки и двусторонней передачи информации различного типа, проведения работы системы в сложных полевых условиях, обеспечения эффекта присутствия в удаленной аудитории, проведения параллельной интернет-трансляции, возможности записи архива, а также за счет увеличения количества удаленных абонентов при минимальных требованиях к интернет-каналу и используемому оборудованию, что обеспечивается интеграцией различных компонентов системы в единое техническое решение с учетом оптимизации параметров процесса видеоконференцсвязи.

Задача решается, а технический результат достигается при использовании комплексной системы дистанционного обучения и видеоконференцсвязи, которая содержит имеющие специализированное программное обеспечение блок серверов, интерактивный блок, информационный узел и подключаемые к ним посредством каналов связи блок пользователей и блок слушателей, при этом блок серверов включает в себя клиентский сервер, сервер видеоконференций, контент сервер, сервер интернет-трансляции и источник бесперебойного питания блока серверов, подключенный к его элементам, интерактивный блок включает в себя источник бесперебойного питания интерактивного блока, подключенный к его элементам, терминал видеоконференции, подключенный к нему аудиомикшер, колонки, микрофонную систему, потолочный микрофон и петличный микрофон, камеру, телевизор, видео сплиттер, видеостену, монитор, интерактивный монитор, проектор, интерактивный проектор, интерактивную доску, экран, персональный компьютер, тренажер-авиасимулятор и подключенные к персональному компьютеру 3D сканер, 3D принтер, документ-камеру и дополнительные колонки, информационный узел включает в себя источник бесперебойного питания информационного узла, подключенный к его элементам, последовательно включенные дополнительный терминал видеоконференции, декодер и дополнительный персональный компьютер, блок пользователей включает в себя источник бесперебойного питания блока пользователей, подключенный к его элементам, а также подключаемые к каналам связи второй дополнительный терминал видеоконференции с подключенными к нему вторым дополнительным персональным компьютером, вторыми дополнительными колонками и дополнительным телевизором, и/или мобильный терминал видеоконференции, и/или мобильный комплекс видеоконференции, и/или IP-телефон, и/или третий дополнительный персональный компьютер с подключенным к нему интерактивным объектом, и/или планшетный компьютер, и/или мобильное устройство, а блок слушателей включает в себя источник бесперебойного питания блока слушателей, подключенный к его элементам, подключаемые к каналам связи дополнительное мобильное устройство, и/или дополнительный планшетный компьютер, и/или четвертый дополнительный персональный компьютер с подключенными к нему третьими дополнительными колонками, при этом микрофонная система, потолочный микрофон и петличный микрофон подключены к аудиомикшеру и к терминалу видеоконференции, который дополнительно соединен с камерой, телевизором и видео сплиттером, к видео сплиттеру дополнительно подключены видеостена, монитор, интерактивный монитор, проектор и интерактивный проектор, персональный компьютер дополнительно подключен к видео сплиттеру и к интерактивной доске, а к каналам связи подключены все элементы блока серверов, терминал видеоконференции, персональный компьютер, тренажер-авиасимулятор, дополнительный терминал видеоконференции и дополнительный персональный компьютер.

Решению поставленной задачи и достижению указанного технического результата способствуют также частные существенные признаки полезной модели.

В комплексной системе каналы связи представляют собой локальную вычислительную сеть Ethernet, сети Wi-Fi, 4G или спутниковый канал связи.

Комплексная система снабжена дополнительными проекторами и дополнительными интерактивными досками, при этом дополнительные проекторы подключены к видео сплиттеру, а дополнительные интерактивные доски - к персональному компьютеру.

В комплексную систему введен интерактивный планшет, подключенный к персональному компьютеру.

Комплексная система снабжена дополнительной интерактивной доской блока потребителей, подключенной к второму дополнительному персональному компьютеру.

В комплексной системе второй дополнительный персональный компьютер подключен к интерактивному объекту.

Комплексная система снабжена дополнительными телевизорами, подключенными к терминалу видеоконференции, и мониторами, подключенными к видео сплиттеру.

В комплексной системе корпус мобильного терминала видеоконференции выполнен ударопрочным.

В комплексной системе документ-камера представляет собой портативную, стационарную или потолочную камеру.

В комплексной системе интерактивный объект представляет собой интерактивный планшет блока пользователей или интерактивную доску блока пользователей.

В комплексной системе вторые дополнительные колонки установлены с возможностью подключения к второму дополнительному персональному компьютеру.

На фигуре 1 представлена структурная схема комплексной системы дистанционного обучения и видеоконференцсвязи.

Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференцсвязи, содержит имеющие специализированное программное обеспечение блок 1 серверов, интерактивный блок 2, информационный узел 3, подключаемые к ним посредством каналов 4 связи блок 5 пользователей и блок 6 слушателей. Блок 1 серверов включает в себя клиентский сервер 7, сервер 8 видеоконференций, контент сервер 9, сервер 10 интернет-трансляции и источник 11 бесперебойного питания блока 1 серверов, подключенный к его элементам. Интерактивный блок 2 включает в себя источник 12 бесперебойного питания интерактивного блока 2, подключенный к его элементам, терминал 13 видеоконференции, подключенный к нему аудиомикшер 14, колонки 15, микрофонную систему 16, потолочный микрофон 17 и петличный микрофон 18, камеру 19, телевизор 20, видео сплиттер 21, видеостену 22, монитор 23, интерактивный монитор 24, проектор 25, интерактивный проектор 26, интерактивную доску 27, экран 28, персональный компьютер 29, тренажер-авиасимулятор 30 и подключенные к персональному компьютеру 29 3D сканер 31, 3D принтер 32, документ-камеру 33 и дополнительные колонки 34. Информационный узел 3 включает в себя источник 35 бесперебойного питания информационного узла 3, подключенный к его элементам, последовательно включенные дополнительный терминал 36 видеоконференции, декодер 37 и дополнительный персональный компьютер 38. Блок 5 пользователей включает в себя источник 39 бесперебойного питания блока 5 пользователей, подключенный к его элементам, а также подключаемые к каналам 4 связи второй дополнительный терминал 40 видеоконференции с подключенными к нему вторым дополнительным персональным компьютером 41, вторыми дополнительными колонками 42 и дополнительным телевизором 43, и/или мобильный терминал 44 видеоконференции, и/или мобильный комплекс 45 видеоконференции, и/или IP-телефон 46, и/или третий дополнительный персональный компьютер 47 с подключенным к нему интерактивным объектом 48, и/или планшетный компьютер 49, и/или мобильное устройство 50. Блок 6 слушателей включает в себя источник 51 бесперебойного питания блока 6 слушателей, подключенный к его элементам, подключаемые к каналам связи 4 дополнительное мобильное устройство 52, и/или дополнительный планшетный компьютер 53, и/или четвертый дополнительный персональный компьютер 54 с подключенными к нему третьими дополнительными колонками 55. При этом микрофонная система 16, потолочный микрофон 17 и петличный микрофон 18 подключены к аудиомикшеру 14 и к терминалу 13 видеоконференции, который дополнительно соединен с камерой 19, телевизором 20 и видео сплиттером 21, к видео сплиттеру 21 дополнительно подключены видеостена 22, монитор 23, интерактивный монитор 24, проектор 25 и интерактивный проектор 26, а персональный компьютер 29 дополнительно подключен к видео сплиттеру 21 и к интерактивной доске 27, К каналам 4 связи подключены все элементы блока 1 серверов, терминал 13 видеоконференции, персональный компьютер 29, тренажер-авиасимулятор 30, дополнительный терминал 36 видеоконференции и дополнительный персональный компьютер 38. Каналы 4 связи могут представлять собой локальную вычислительную сеть Ethernet, сети Wi-Fi, 4G или спутниковый канал связи. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференцсвязи может быть снабжена дополнительными проекторами 56 и дополнительными интерактивными досками 57, при этом дополнительные проекторы 56 могут быть подключены к видео сплиттеру 21, а дополнительные интерактивные доски 57 - к персональному компьютеру 29. В систему может быть введен интерактивный планшет 58, подключенный к персональному компьютеру 29. Также система может быть снабжена дополнительной интерактивной доской 59 блока 5 потребителей, подключенной к второму дополнительному персональному компьютеру 41. Второй дополнительный персональный компьютер 41 может быть подключен к интерактивному объекту 48. Система может быть снабжена дополнительными телевизорами 60, подключенными к терминалу 13 видеоконференции, и мониторами 61, подключенными к видео сплиттеру 21, а корпус мобильного терминала 44 видеоконференции может быть выполнен ударопрочным. Документ-камера 33 может представлять собой портативную, стационарную или потолочную камеру, а интерактивный объект 48 - интерактивный планшет блока 5 пользователей или интерактивную доску блока 5 пользователей. Вторые дополнительные колонки 42 могут быть установлены с возможностью подключения к второму дополнительному персональному компьютеру 41.

Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференцсвязи функционирует следующим образом.

Работа комплексной системы дистанционного обучения и видеоконференцсвязи включает в себя подготовительный этап, непосредственную работу системы в режиме реального времени и обработку результатов работы и создание архивов. Подготовительный этап работы системы включает в себя установку необходимого оборудования, подключение оборудования согласно приведенной схеме (см. фиг.1), установку специализированного программного обеспечения, настройку оборудования и тестирование работы системы каждого абонента. Непосредственная работа системы в режиме реального времени подразумевает подключение каждого абонента (независимо от конечного набора оборудования) в единую информационную сеть, при осуществлении возможности проведения параллельных конференций с разным составом участников. Работа системы в полном объеме предполагает возможность потоковой передачи изображения, звука, презентаций, графических материалов, документов, изображения с рабочего стола и другой необходимой информации. В сети Интернет в режиме реального времени проводятся общедоступные интернет-трансляции мероприятий видеоконференций. Обработка результата работы и создание архивов представляют собой заключительный этап работы цикла. После окончания работы системы переданные материалы сохраняются в заданных форматах и формируется архив мероприятий с последующим хранением на компонентах блока 1 серверов, представляющего собой основу единого информационного пространства. Клиентский сервер 7 подключается к сети Интернет через локальную вычислительную сеть Ethernet и обеспечивает возможность для удаленных абонентов (имеющих персональные компьютеры, мобильные устройства и планшетные компьютеры) при использовании специализированного программного обеспечения участие в видеоконференции на сервере 8 видеоконференций, создавая, при этом, условия для прямых звонков между пользователями. Сервер 8 видеоконференций подсоединен к сети Интернет через локальную вычислительную сеть Ethernet. Сервер 8 видеоконференций позволяет создавать и администрировать видеоконференции, а также обеспечивает подключение внешних устройств (видео серверы и терминалы видеоконференции) и удаленных абонентов через специализированное программное обеспечение. Подключаемые к серверу 8 видеоконференций пользователи добавляются администратором в одну видеоконференцию или несколько параллельных. Администраторы управляют звуком и камерами участников, отправляют сообщения в чат видеоконференции, меняют раскладку видеоконференции и соотношение качество-скорость как всех одновременно, так и отдельных участников, а также ведут общий контроль процесса. В сети с использованием серверного оборудования поддерживается стриминг видеоконференции. Контент сервер 9 подключен к сети Интернет через локальную вычислительную сеть Ethernet. Контент сервер 9 соединяется с удаленными абонентами и сервером 8 видеоконференций, записывая архив видеоконференций, проводимых на этих устройствах. Контент сервер 9 хранит архив видеоконференций и транслирует его в сеть Интернет. Сервер 10 интернет-трансляции и интернет-телевидения подключен к сети Интернет через каналы 4 связи и ведет одновременную трансляцию нескольких видеоконференций или телевизионных каналов в сети Интернет с параллельной записью архива, позволяя достаточно гибко настраивать соотношение качество-скорость в зависимости от количества участников и поставленной задачи. Сервер 10 хранит записанные видеоролики и материалы для интернет-телевидения. Для просмотра интернет-трансляции или интернет-телевидения с сервера 10 не требуется специализированное программное обеспечение, для этой цели подойдут самые различные устройства. Работа с компонентами блока 1 серверов производится в режиме удаленного доступа через сетевой интерфейс.

Сервер 10 работает совместно с информационным узлом 3, предназначенным для проведения интернет-трансляции и интернет-телевидения, получая преобразованный сигнал от кодирующей программы дополнительного персонального компьютера 38. Использование интерактивного блока 2 обеспечивает следующие возможности системы. Интерактивный блок 2 представляет собой техническое решение для выполнения конкретных задач пользователей по проведению видеоконференций, созданию, обработке и передаче материалов, практическому применению программ для обучения и одновременному отображению информации на нескольких устройствах вывода. Терминал 13 видеоконференций является главным компонентом интерактивного блока 2, способным как автономно, так и совместно с блоком 1 серверов создавать полноценные видеоконференции с двусторонней передачей изображения, звука и презентаций в режиме реального времени. Терминал 13 видеоконференций позволяет из обычной комнаты с плазменной или ЖК-панелью создать настоящую интерактивную ситуационную комнату, в которой онлайн осуществляется удаленное общение абонентов, что ускоряет принятие решений и облегчает взаимодействие между ними. После включения компонентов интерактивного блока 2 терминал 13 видеоконференции подключается к сети Интернет по каналам 4 связи и получает через интерфейс S.video изображение с камеры 19 и с персонального компьютера 29 через видео сплиттер 21 по интерфейсу VGA, а также выводит изображение по интерфейсу HDMI на телевизор 20. Звук с терминала 13 видеоконференции выводится на телевизор 20, аудиомикшер 14 или колонки 15 и снимается с аудиомикшера 14, потолочного микрофона 17, петличного микрофона 18 или микрофонной системы 16. При необходимости к терминалу 13 видеоконференции подключаются дополнительные телевизоры 60, а к видео сплиттеру 21 - дополнительные мониторы 61. Микрофонная система 16 состоит из микрофонной базы и набора микрофонов, использующихся в видеоконференцсвязи. Потолочный микрофон 17 захватывает звук по всей аудитории, в которой он установлен, а петличный микрофон 18 является устройством для снятия звука с отдельного участника. Дополнительные колонки 34 служат для вывода звука с персонального компьютера 29.

Во время работы имеется возможность переключения между тремя источниками видео (HD камера терминала 13 видеоконференции, камера 19, персональный компьютер 29), передавая и получая при этом изображение, звук и другие материалы. Терминал 13 видеоконференции соединяется с удаленными абонентами в режиме «точка-точка» и многоточечном режиме как напрямую, так и при помощи сервера 8 видеоконференций. Персональный компьютер 29 подключается к сети Интернет по каналам 4 связи и получает информацию в виде изображений по интерфейсу USB с документ - камеры 33 и объемных моделей по интерфейсу USB с 3D сканера 31, а также обменивается данными по интерфейсу USB с подключенной интерактивной доской 27, используя специализированное программное обеспечение. Печать деталей и полученных при помощи 3D сканера 31 моделей проходит на подключенном по интерфейсу USB 3D принтере 32. 3D сканер 31 позволяет снимать объемную модель предметов различной величины с последующей обработкой и редактированием на персональном компьютере 29. 3D принтер 32 дает возможность автономной печати моделей, созданных на персональном компьютере 29 и полученных с помощью 3D сканера 31. Документ-камера 33 осуществляет сканирование изображений с последующей обработкой и редактированием на персональном компьютере 29. В качестве документ - камеры 33 может использоваться портативная, стационарная или потолочная камера. Интерактивная доска 27 служит для работы с текстом, графикой, документами, обеспечивая при этом одновременную многоточечную связь с подключением нескольких интерактивных досок или планшетов. Благодаря использованию интерактивной доски, имеется возможность демонстрации изображения (видео, слайд-презентация, схемы, графики, фотографии или что-то иное) и оперативного управления этой демонстрацией, привлечения внимания к некоторым пунктам записи и сохранения возникающих в ходе обсуждения идей, что позволят наиболее рационально организовать время, легко справиться с любыми возникающими задачами и эффективно провести любое мероприятие. Видеосигнал с персонального компьютера 29 расходится по интерфейсу VGA через видео сплиттер 21 и передается на терминал 13 видеоконференции, проектор 25, интерактивный проектор 26, монитор 23, интерактивный монитор 24 и видеостену 22. Звук выводится на дополнительные колонки 34. Проектор 25 выводит изображение на интерактивную доску 27, обеспечивая возможность взаимодействия с материалами и рисование на ней. Интерактивный проектор 26 выводит изображение на экран 28, обеспечивая возможность взаимодействия с материалами и рисование на нем. Видеостена 22 представляет собой собранную систему из множества устройств вывода, демонстрирующих единое изображение. Расширение возможностей комплексной системы дистанционного обучения и видеоконференцсвязи обеспечивается при подключении дополнительных проекторов 56 к видео сплиттеру 21, а дополнительных интерактивных досок 57 - к персональному компьютеру 29, а также при подключении к персональному компьютеру 29 интерактивного планшета 58. При использовании специализированного программного обеспечения персональный компьютер 29 обеспечивает участие в видеоконференции с двусторонней передачей изображения, звука и других материалов. Тренажер-авиасимулятор 30 подключен к Интернету по каналам связи и является комплексным решением для виртуального обучения управлению летательными аппаратами (ЛА) как в автономном, так и в сетевом режимах. Установленное программное обеспечение позволяет имитировать управление различными летательными аппаратами и формировать задания для участников от простых уроков пилотирования до продолжительных вылетов в сложных условиях. Для оптимизации процесса администрирования видеоконференции и использования широкого диапазона функциональных возможностей компоненты интерактивного блока 2 обычно взаимодействуют с блоком 1 серверов. Информационный узел 3 предназначен для проведения интернет-трансляции и интернет-телевидения с онлайн чатом и работает совместно с сервером 10 интернет-трансляции и интернет-телевидения, обеспечивая передачу изображения, звука и других материалов, имеет возможность настройки исходящего потока в соотношении скорость-качество и позволяет вести параллельный онлайн чат с пользователями и слушателями. Дополнительный терминал 36 видеоконференции, входящий в информационный узел 3, подключается к видеоконференции, используя каналы 4 связи, и является ее полноценным участником. Он получает изображение, звук и остальные материалы от других абонентов видеоконференции и передает эту информацию по интерфейсу S.video на декодер 37, который является связующим компонентом между дополнительным персональным компьютером 38 и дополнительным терминалом 36 видеоконференции. Декодер 37 преобразует информацию из аналогового сигнала, полученного с дополнительного терминала 36 видеоконференции, в цифровой сигнал для дополнительного персонального компьютера 38, передавая ее через порт IEЕЕ 1394. Кодирующее программное обеспечение, установленное на дополнительном персональном компьютере 38, расшифровывает и обрабатывает сигнал, передавая его по локальной вычислительной сети Ethernet на сервер 10 интернет-трансляции и интернет-телевидения и обеспечивая параллельный онлайн чат с блоками 5, 6 пользователей и слушателей, соответственно. Для подключения к единой информационной сети и участия в видеоконференции пользователи применяют индивидуальные наборы оборудования, подобранные исходя из поставленных задач, условий и собственных возможностей. Второй дополнительный терминал 40 видеоконференции работает в режиме «точка-точка» и в многоточечном режиме как автономно, так и совместно с сервером 8 видеоконференций, поддерживая двустороннюю передачу изображения, звука, графических материалов и документов. Второй дополнительный персональный компьютер 41 служит для передачи изображения, звука, графики, документов и других материалов по интерфейсу VGA на второй дополнительный терминал 40 видеоконференции. При необходимости к второму дополнительному персональному компьютеру 41 могут быть подключены дополнительная интерактивная доска 59 блока 5 потребителей и интерактивный объект 48. Дополнительный телевизор 43 воспроизводит изображение, звук и другую информацию с второго дополнительного терминала 40 видеоконференции. Вторые дополнительные колонки 42 служат для вывода звука с второго дополнительного персонального компьютера 41 или второго дополнительного терминала 40 видеоконференции. Мобильный терминал 44 видеоконференции поддерживает подключение по каналам 4 связи, обладает большой мобильностью, а его корпус выполнен ударопрочным, что позволяет использовать его в полевых условиях при возможном действии механических возмущений. Мобильный терминал 44 видеоконференции используется для детальной демонстрации отдельных узлов и элементов конструкции и подключается к серверу 8 видеоконференций или другим устройствам по протоколу SIP. Установив дополнительное специализированное программное обеспечение, удаленный абонент пользуется стилусом для создания схем и пояснений на сенсорном экране, передавая эту информацию вместе с видеопотоком. Мобильный комплекс 45 видеоконференции подключается к сети по каналам 4 связи и представляет собой техническое решение для автономного проведения видеоконференций в полевых условиях. Терминал мобильного комплекса 45 видеоконференции подключается к серверу 8 видеоконференций и другим устройствам, поддерживая двустороннюю передачу изображения, звука, графических материалов и документов. IP телефон 46 подключается к видеоконференциям, проводимым на сервере 8 видеоконференций, а также вызывает других удаленных абонентов по протоколу SIP. Третий дополнительный персональный компьютер 47 подключается к серверу 8 видеоконференций, используя специализированное программное обеспечение, или через клиентский сервер 7. Вместе с интерактивным планшетом 48 или другим аналогичным устройством третий дополнительный персональный компьютер 47 участвует в многоточечных конференциях с одновременной обработкой информации несколькими удаленными абонентами. В том случае, если интерактивный объект 48 представляет собой интерактивную доску блока 5 пользователей, то это дает возможность ведения работы с текстом, графикой, документами, обеспечивая при этом одновременную многоточечную связь с подключением нескольких интерактивных досок или планшетов. В том случае, если в качестве интерактивного объекта 48 используется интерактивный планшет, то возможно выполнение тех же функций, которые имеет интерактивная доска при меньших размерах и большей мобильности. Мобильное устройство 50, выполненное на базе операционных систем iOS и Android, при наличии специализированного программного обеспечения подключается к серверу 8 видеоконференций по каналам 4 связи. Функциональность участия в видеоконференции определяется характеристиками устройства, а именно, версией прошивки, используемым программным обеспечением и его настройкой, а также размерами экрана. Особенности работы планшетного компьютера 49 в видеоконференции обусловлены операционной системой. Планшетный компьютер 49 в комплекте с гарнитурой и веб-камерой с установленным специализированным программным обеспечением является полноценным участником видеоконференции при подключении к блоку 1 серверов. Планшетный компьютер с установленной операционной системой Windows обладает тем же набором функций, что и персональный компьютер с возможностью подключения в многоточечную конференцию интерактивных досок при использовании дополнительного оборудования. Слушатели имеют возможность работы в режиме реального времени и в режиме записи интернет-трансляций и интернет-телевидения с поддержкой онлайн чата. При использовании специализированного программного обеспечения слушатели могут выступать в роли участников видеоконференцсвязи. Четвертый дополнительный персональный компьютер 54 служит для приема изображения, звука, графики, документов и других материалов, а третьи дополнительные колонки 55 предназначены для вывода звука с четвертого дополнительного компьютера 54. Дополнительные планшетный компьютер 53 и мобильное устройство 52 служат для приема изображения, звука, графики, документов и других материалов. Посредством указанных устройств (52, 53, 54) имеется возможность общения через онлайн чат. Каналы 4 связи абоненты подбирают с учетом внешних условий и поставленных задач. Наземный канал локальной вычислительной сети Ethernet обеспечивает наиболее высокую скорость, стабильность соединения и максимальное качество связи, беспроводные каналы Wi-Fi и 4G служат для использования мобильных устройств без привязки к конкретным точкам связи, а спутниковый канал позволяет проводить видеоконференции в полевых условиях. Источники бесперебойного питания 11, 12, 35, 39, 51 обеспечивают бесперебойное питание всех элементов системы, гарантируя безопасную работу отдельных блоков и системы в целом.

При использовании комплексной системы дистанционного обучения и видеоконференцсвязи обеспечивается общая интеграция различных компонентов в единое техническое решение, создание единого информационного пространства и подключение к нему пользователей, расширение эксплуатационных возможностей используемых устройств, оптимизация процесса ведения видеоконференции и обеспечение высоких показателей функционирования системы при увеличении количества удаленных абонентов и минимальных требованиях к интернет-каналу и оборудованию.

1. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференц-связи, содержащая имеющие специализированное программное обеспечение блок серверов, интерактивный блок, информационный узел и подключаемые к ним посредством каналов связи блок пользователей и блок слушателей, при этом блок серверов включает в себя клиентский сервер, сервер видеоконференций, контент-сервер, сервер интернет-трансляции и источник бесперебойного питания блока серверов, подключенный к его элементам, интерактивный блок включает в себя источник бесперебойного питания интерактивного блока, подключенный к его элементам, терминал видеоконференции, подключенный к нему аудиомикшер, колонки, микрофонную систему, потолочный микрофон и петличный микрофон, камеру, телевизор, видеосплиттер, видеостену, монитор, интерактивный монитор, проектор, интерактивный проектор, интерактивную доску, экран, персональный компьютер, тренажер-авиасимулятор и подключенные к персональному компьютеру 3D-сканер, 3D-принтер, документ-камеру и дополнительные колонки, информационный узел включает в себя источник бесперебойного питания информационного узла, подключенный к его элементам, последовательно включенные дополнительный терминал видеоконференции, декодер и дополнительный персональный компьютер, блок пользователей включает в себя источник бесперебойного питания блока пользователей, подключенный к его элементам, а также подключаемые к каналам связи второй дополнительный терминал видеоконференции с подключенными к нему вторым дополнительным персональным компьютером, вторыми дополнительными колонками и дополнительным телевизором, и/или мобильный терминал видеоконференции, и/или мобильный комплекс видеоконференции, и/или IP-телефон, и/или третий дополнительный персональный компьютер с подключенным к нему интерактивным объектом, и/или планшетный компьютер, и/или мобильное устройство, а блок слушателей включает в себя источник бесперебойного питания блока слушателей, подключенный к его элементам, подключаемые к каналам связи дополнительное мобильное устройство, и/или дополнительный планшетный компьютер, и/или четвертый дополнительный персональный компьютер с подключенными к нему третьими дополнительными колонками, при этом микрофонная система, потолочный микрофон и петличный микрофон подключены к аудиомикшеру и к терминалу видеоконференции, который дополнительно соединен с камерой, телевизором и видеосплиттером, к видеосплиттеру дополнительно подключены видеостена, монитор, интерактивный монитор, проектор и интерактивный проектор, персональный компьютер дополнительно подключен к видеосплиттеру и к интерактивной доске, а к каналам связи подключены все элементы блока серверов, терминал видеоконференции, персональный компьютер, тренажер-авиасимулятор, дополнительный терминал видеоконференции и дополнительный персональный компьютер.

2. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференц-связи по п.1, в которой каналы связи представляют собой локальную вычислительную сеть Ethernet, сети Wi-Fi, 4G или спутниковый канал связи.

3. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференц-связи по п.1, которая снабжена дополнительными проекторами и дополнительными интерактивными досками, при этом дополнительные проекторы подключены к видеосплиттеру, а дополнительные интерактивные доски - к персональному компьютеру.

4. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференц-связи по п.1, в которую введен интерактивный планшет, подключенный к персональному компьютеру.

5. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференц-связи по п.1, которая снабжена дополнительной интерактивной доской блока потребителей, подключенной к второму дополнительному персональному компьютеру.

6. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференц-связи по п.1, в которой второй дополнительный персональный компьютер подключен к интерактивному объекту.

7. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференц-связи по п.1, которая снабжена дополнительными телевизорами, подключенными к терминалу видеоконференции, и мониторами, подключенными к видеосплиттеру.

8. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференц-связи по п.1, в которой корпус мобильного терминала видеоконференции выполнен ударопрочным.

9. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференц-связи по п.1, в которой документ-камера представляет собой портативную, стационарную или потолочную камеру.

10. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференц-связи по п.1, в которой интерактивный объект представляет собой интерактивный планшет блока пользователей или интерактивную доску блока пользователей.

11. Комплексная система дистанционного обучения и видеоконференц-связи по п.1, в которой вторые дополнительные колонки установлены с возможностью подключения к второму дополнительному персональному компьютеру.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматизированным средствам обучения и может быть использовано для комплексного группового и/или индивидуального обучения и подготовки водителей самоходных безрельсовых транспортных средств, в частности водителей легковых, грузовых автомобилей, мотоциклистов, водителей автобусов, составов транспортных средств

Полезная модель относится к технике электрической связи, в частности к передачи изображений, а более конкретно, к элементам телевизионных систем, таким как телевизионные цифровые ресиверы

Изобретение относится к области телекоммуникаций, а конкретно к автоматическим системам учета жилищно-коммунальных услуг и учета и предоставления информационных услуг, а также услуг связи, мониторинга жилого фонда, инженерных сетей и коммуникаций, контроля и сигнализации
Наверх