Труба металлического сборно-разборного трубопровода для передвижной нефтеперекачивающей установки

 

Полезная модель относится к области трубопроводного транспорта, а именно к элементам металлических сборно-разборных трубопроводов, и может быть использована в передвижных нефтеперекачивающих установках для освобождения или заполнения действующих нефтепроводов при аварийных или плановых работах. Труба для металлического сборно-разборного трубопровода имеет утолщение стенки в виде раструба по меньшей мере на одном из концов и кольцевую проточку для соединительного замка, выполненную на конце трубы в зоне утолщения. Угол между осью трубы и линией, образованной раструбом, составляет 2-3°. При этом толщина стенки трубы перед раструбом составляет 25-35% от толщины стенки на конце раструба. Технический результат - упрощение конструкции, облегчение сборки-разборки трубопровода, снижение массы трубы при сохранении ее прочностных рабочих характеристик. 1 з.п. ф-лы, 2 ил, 1 пр.

Полезная модель относится к области трубопроводного транспорта, а именно к элементам металлических сборно-разборных трубопроводов, и может быть использована в передвижных нефтеперекачивающих установках для освобождения или заполнения действующих нефтепроводов при аварийных или плановых работах.

При временной транспортировке нефти с использованием передвижных нефтеперекачивающих установок применяется сборно-разборный трубопровод. Для обеспечения мобильности и оперативности работ, элементы такого трубопровода должны легко монтироваться, а также иметь небольшой вес, но при этом сохранять требуемые прочностные свойства.

Из уровня техники известны трубы для металлического сборно-разборного трубопровода (МСРТ) с соединением типа «Раструб» (см. ГОСТ 20772-81). Такие трубы, на одном конце имеют ниппель, а на другом - раструб. Недостатком данной конструкции является большой вес заготовки трубы.

Из уровня техники известна соединительная насосно-компрессорная труба, имеющая утолщение стенки в виде уступа и кольцевую проточку для соединительной втулки, выполненные на одном из концов трубы (см. патент РФ 2268434). Недостатком данной конструкции является ее сложность и большой вес.

Задачей заявленной полезной модели является разработка простой конструкции труб для металлических сборно-разборных трубопроводов, используемых в передвижных нефтеперекачивающих установках.

Технический результат заявленной полезной модели заключается в упрощении конструкции, облегчении сборки-разборки трубопровода и снижении массы трубы при сохранении ее прочностных рабочих характеристик.

Указанный технический результат достигается за счет того, что труба металлического сборно-разборного трубопровода для передвижной нефтеперекачивающей установки имеет утолщение стенки в виде раструба по меньшей мере на одном из концов и кольцевую проточку для соединительного замка, выполненную на конце трубы в зоне утолщения, при этом угол между осью трубы и линией, образованной раструбом, составляет 2-3°, а толщина стенки трубы перед раструбом составляет 25-35% от толщины стенки на конце раструба.

Кроме того, указанный технический результат достигается за счет того, что труба выполнена из сплава Д16Т.

Заявленная конструкция трубы схематично показана на фиг.1, схема соединения труб показана на фиг.2.

Труба 1 по меньшей мере на одном конце (зависит от места установки трубы в трубопроводе) имеет участок 2-3 с утолщением стенки в виде раструба (см. фиг.1). При этом на конце трубы в зоне утолщения 3 выполнена кольцевая проточка 4 для размещения в ней соединительного замка. Угол между осью трубы 1 и линией, образованной раструбом, составляет 2-3°. При этом толщина стенки трубы перед раструбом (в зоне 2) составляет 25-35% от толщины стенки на конце раструба (в зоне 3).

Авторами заявленной полезной модели было обнаружено, что указанная геометрия позволяет снизить вес трубы и при этом сохранить ее прочностные характеристики, необходимые в условиях работы передвижных нефтеперекачивающих установок. При этом при угле, образованным раструбом, более 3° и толщине стенки перед раструбом более 35%, увеличивается вес трубы без заметного увеличения прочности, а при угле менее 2° и толщине менее 25% - не обеспечивается требуемый уровень рабочей прочности.

Труба выполняется из легкого металлического сплава, например, сплава алюминия Д16Т.

Заявленную трубу получают следующим образом.

Методом горячего прессования получают заготовку трубы. Затем осуществляют вытяжку заготовки с формированием требуемого утолщения в виде раструба. После чего в заготовке нарезают фаску и выполняют кольцевую проточку (канавку) в зоне утолщения.

Для соединения двух заявленных труб 1 (см. фиг.2) два конца с проточками 4 вводятся в резиновую манжету 5, и обжимаются соединительным замком 6 («замок СРТ»), выступы которого размещаются в проточках 4, обеспечивая герметичное соединение.

Пример.

Труба для сборно-разборного трубопровода из сплава Д16Т с утолщениями в виде раструбов, выполненными на двух концах.

Труба имеет следующие размеры:

- длина - 6000 мм,

- диаметр на концах 170 мм,

- толщина стенки в середине трубы (перед раструбом) - 4-5 мм,

- толщина стенки на концах трубы (в конце раструба) - 15 мм,

- вес трубы - 53 кг.

Получаемая труба почти в два раза легче, чем используемая ранее труба с постоянной толщиной стенки (без раструба). При этом труба сохраняет свои прочностные характеристики и может эксплуатироваться при рабочем давлении в трубопроводе до 6,3 МПа.

Таким образом, заявленная конструкция трубы отличается простотой и легкостью монтажа, а также имеет меньшую массу по сравнению с известными аналогами при сохранении требуемых прочностных характеристик.

Следует отметить, что заявленная полезная модель не ограничена частными случаями ее реализации, раскрытыми в описании. Возможны также иные формы исполнения рассмотренного устройства в объеме приведенных существенных признаков заявленной полезной модели.

1. Труба металлического сборно-разборного трубопровода для передвижной нефтеперекачивающей установки, имеющая утолщение стенки в виде раструба по меньшей мере на одном из концов и кольцевую проточку для соединительного замка, выполненную на конце трубы в зоне утолщения, при этом угол между осью трубы и линией, образованной раструбом, составляет 2-3°, а толщина стенки трубы перед раструбом составляет 25-35% от толщины стенки на конце раструба.

2. Труба по п.1, выполненная из сплава Д16Т.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к элементу (1) трубопровода, содержащему трубопровод (2) для жидкости и корпус (3)

Насосно-компрессорная стальная оцинкованная металлическая труба относится к области добычи нефти и газа, в частности к конструкции труб, которые используют для добычи нефти из скважин.

Оборудование (машина-станок) безогневой резки относится к устройствам для обработки металлов и может быть использовано для резки стальных, металлических, полипропиленовых труб нефтепровода большого диаметра при ремонте и строительстве магистральных трубопроводов.
Наверх