Моделирующее устройство ситуационного управления рисками в бюджетной сфере

 

Полезная модель относится к области менеджмента, а именно к системе анализа данных и моделирования процессов исполнения бюджета территории предназначенной для повышения эффективности осуществления бюджетной деятельности в условиях влияния рисков. Техническим результатом являются повышение количества выявляемых бюджетных рисков, точности оценки бюджетных рисков, снижение количества ошибок при анализе рисков, ограничение круга возможных сценариев исполнения бюджета под воздействием бюджетных рисков. Модель ситуационного управления рисками в бюджетной сфере содержит: блок идентификации бюджетных рисков, состоящий из процессов поиска и идентификации рисков расходной и доходной части бюджета, приводящих как к негативным последствиям для параметров бюджета, так и к позитивным, блок оценки бюджетных рисков, который включает в себя процесс оценки бюджетных рисков, осуществляемый по трем направлениям: оценка вероятности появления бюджетного риска, оценка направления влияния бюджетного риска, оценка величины возможных последствий от реализации бюджетного риска, а также процесса по выявлению возможных последствий влияния бюджетных рисков на показатели бюджета, блок выявления возможных сочетаний бюджетных рисков, который состоит из устройства комбинирования возможных сочетаний реализации различных бюджетных рисков, которое позволяет выявить все возможные сочетания бюджетных рисков, блок построения сценариев исполнения бюджета с учетом влияния рисков, который состоит из устройства моделирования различных сценариев исполнения бюджета в зависимости от комплексного влияния бюджетных рисков, характеризующиеся различным уровнем устойчивости бюджета и бюджетной безопасности.

Настоящая полезная модель относится к области менеджмента, а именно к системе анализа данных и моделирования процессов исполнения бюджета территории предназначенной для повышения эффективности осуществления бюджетной деятельности. Данная модель строится исходя из возможной величины бюджетных отклонений (рисков), заданных/целевых показателей исполнения бюджета и уровня социально-экономического развития территории и позволяет смоделировать возможные сценарии исполнения бюджета.

На текущий момент известна модель «Система минимизации рисков» (патент - RU 2419155, автор - Лучиков П.К.), которая является наиболее близкой к заявленной системе выявления и оценки рисков и принята в качестве прототипа.

К недостаткам модели Лучикова П.К. относятся следующие:

1. Данный прототип нацелен только на поиск контрмер для минимизации негативного влияния рисков. В то время как по своей природе риск может приводить как к ущербу, так и к получению положительного результата (дополнительной прибыли, дополнительного незапланированного эффекта, получения дополнительных доходов бюджета и пр.). Таким образом, модель не позволяет выявлять риски, позитивно влияющие на исследуемый объект.

2. В рассматриваемой модели выделено два отдельных блока для определения риска и определения ущерба, что усложняет и загромождает модель излишним этапом, отнимающим дополнительное время и ресурсы на его проведение. Поскольку ущерб по своей сути является частным случаем стоимостного выражения величины риска, его оценку целесообразно проводить на этапе комплексной оценки уровня риска.

3. Универсальность модели снижает ее эффективность и привлекательность при применении в конкретной области практики, поскольку отсутствие в ней заранее встроенных предпосылок, допущений, специфических факторов, учитывающих особенности отрасли, требует привлечения специалистов для адаптации данной модели, что сопряжено с дополнительными затратами и потерей времени. Таким образом, рассматриваемая модель не является конечным продуктом, ее применение на практике требует дополнительных знаний и затрат.

4. Оценка рисков в рассматриваемой модели ограничивается вычислением вероятности риска и суммы ущерба. Учитывая тот факт, что ущерб является частным случаем стоимостного выражения величины риска, целесообразно проводить комплексную оценку риска, позволяющую рассчитать вероятность возникновения рисков, направление их воздействия на объект (приведут ли они к ущербу, к получению дополнительной выгоды или останутся нейтральными), величину возможных последствий (стоимостное выражение последствий реализации рисков).

5. Рассматриваемая модель ограничивается выбором, из заранее предложенного списка мероприятий, тех мероприятий, которые приемлемы для минимизации ущерба. При этом она не позволяет моделировать дальнейшие сценарии развития объекта под действием выбранных мероприятий. Таким образом, она не дает возможности проследить позволили ли выбранные мероприятия достигнуть поставленные цели.

Техническим результатом заявленной модели является:

- повышение количества выявляемых бюджетных рисков за счет поиска рисков, приводящих как к негативному, так и к положительному результату;

- повышение точности и глубины оценки бюджетных рисков за счет комплексной оценки трех характеристик риска: вероятности возникновения рисков, направления их возможной реализации, уровня потенциального влияния на объект;

- позволяет снизить количество ошибок при анализе рисков за счет создания качественной информационной основы в виде массива исторических данных по параметрам планирования и исполнения бюджетов различных муниципальных образований за несколько бюджетных периодов;

- повышение количества выявленных комбинаций возможного влияния рисков на параметры бюджета;

- ограничение круга возможных сценариев исполнения бюджета под воздействием бюджетных рисков за счет построения дерева сценариев.

Сущность заявленной полезной модели поясняется рисунком (рис.1), на котором изображено моделирующее устройство ситуационного управления рисками в бюджетной сфере, включающее в себя:

- блок идентификации бюджетных рисков, состоящий из процессов поиска и идентификации рисков расходной и доходной части бюджета, приводящих как к негативным последствиям для параметров бюджета, так и к позитивным;

- блок оценки бюджетных рисков, который включает в себя процесс оценки бюджетных рисков, осуществляемый по трем направлениям: оценка вероятности появления бюджетного риска, оценка направления влияния бюджетного риска, оценка величины возможных последствий от реализации бюджетного риска, а также процесса по выявлению возможных последствий влияния бюджетных рисков на показатели бюджета;

- блока выявления возможных сочетаний бюджетных рисков, который состоит из устройства комбинирования возможных сочетаний реализации различных бюджетных рисков, которое позволяет выявить все возможные сочетания бюджетных рисков;

- блока построения сценариев исполнения бюджета с учетом влияния рисков, который состоит из устройства моделирования различных сценариев исполнения бюджета в зависимости от комплексного влияния бюджетных рисков, характеризующиеся различным уровнем устойчивости бюджета и бюджетной безопасности.

Заявленная модель ситуационного управления рисками в бюджетной сфере работает следующим образом:

Первый этап идентификация бюджетных рисков. На этом этапе специалисты финансовых органов, отвечающие за исполнение бюджета проводят следующие мероприятия:

- определяют все возможные виды бюджетных рисков, способные оказать как позитивное так и негативное влияние на параметры исполнения бюджета;

- производят классификацию бюджетных рисков по определенным критериям

- выявляют доходные и расходные статьи бюджета, подверженные наибольшим отклонениям фактических значений от плановых;

- сбор и систематизация полученных данных в единый справочник учета бюджетных рисков, в котором отражается информация о виде риска, его влиянии на параметры бюджета, в зависимости от экономической специализации (сельскохозяйственный, промышленный и т.п.) соответствующего муниципального района.

- при построении ситуационной модели управления бюджетными рисками для конкретного бюджета размещают выявленные риски данного бюджета в первом блоке модели.

Второй этап оценка уровня бюджетных рисков и их последствий для показателей бюджета. На данном этапе происходит:

- сбор данных о плановых и фактических параметрах бюджета за предыдущие периоды, возможно использовать выборку по нескольким бюджетам муниципальных районов со схожей экономической специализацией;

- проведение оценки величины (вероятности возникновения), направления (увеличение или уменьшение фактических показателей по сравнению с плановыми) и величины влияния (величина отклонения) бюджетных рисков на параметры бюджета. В качестве информационной базы для проведения оценки бюджетных рисков служит массив данных, полученный в результате сбора информации о плановых и фактических параметрах бюджета за предыдущие периоды. Для оценки бюджетных рисков в модели предложен следующий статистический инструментарий:

1. Коэффициент исполнения i-й доходной или расходной статьи бюджета (Вi). Количественный показатель, отражающий относительную величину отклонения фактической величины показателей бюджета от запланированной. Необходимость применения относительного показателя вызвана тем, что доходы и расходы бюджета в абсолютной оценке могут существенно варьировать при сравнительном анализе различных статей. Коэффициент исполнения плана не зависит от абсолютного размера доходов или расходов, поэтому сопоставим в пространственно-временном разрезе.

где Вi - коэффициент исполнения i-й доходной или расходной статьи бюджета;

В пл i - плановые бюджетные назначения по i-й доходной или расходной статье бюджета;

Вф i - фактические бюджетные назначения i-й доходной или расходной статьи бюджета.

2. Математическое ожидание исполнения бюджета М o - это среднее значение коэффициентов исполнения бюджета по i-й доходной или расходной статье бюджета за рассматриваемый период. В целях настоящей модели для расчета математического ожидания применяется следующая формула:

Математическое ожидание позволяет определить направление (увеличение, уменьшение) влияния бюджетных рисков на фактические показатели исполнения бюджета. Так, если М o>1, то это свидетельствует о реализации бюджетных рисков, приводящих к увеличению фактических показателей бюджета над плановыми. Если же Мo<1, то наоборот, это свидетельствует о реализации бюджетного риска, приводящего к уменьшению фактических показателей бюджета над плановыми.

3. Коэффициент вариации определяется как частное стандартного отклонения и ожидаемого показателя исполнения бюджета.

Данный коэффициент является мерой относительной дисперсии (риска), приходящейся на единицу ожидаемого исполнения бюджета и по сути своей отражает вероятность возникновения риска. Чем больше коэффициент вариации, тем больше относительный риск бюджета, то есть больше вероятность его наступления. Коэффициент вариации может изменяться от 0 до 100%. Чем больше коэффициент, тем сильнее колеблемость. При этом следует дать качественную оценку значениям коэффициента вариации, так до 10% можно говорить о низкой вероятности возникновения риска, при 10-20% - средняя вероятность, свыше 20% - высокая;

Оценка бюджетных рисков в рамках модели ситуационного управления позволяет добиться следующих результатов: 1) производить оценку бюджета в целом и его отдельных статей на наличие рисков; 2) распределять статьи бюджета по степени риска; 3) более обоснованно и аргументировано осуществлять планирование и прогнозирование бюджета с учетом его рисковости; 4) планировать бюджет на очередной финансовый год с поправкой на уровень возможного риска; 5) выявлять причины бюджетных рисков и пути их минимизации; 6) при исполнении бюджета в течение финансового года производить финансирование с учетом рисковости статей.

- после обработки полученных результатов оценки бюджетных рисков информация размещается во втором блоке модели ситуационного управления, где указываются все возможные направления реализации бюджетных рисков и те конкретные направления, которые характерны для анализируемого бюджета.

Третий этап выявления возможных сочетаний бюджетных рисков.

На данном этапе производится систематизация возможного влияния всех выявленных бюджетных рисков. Анализируются все комбинации взаимодействия различных видов риска, например:

комбинации Сочетание рисков
1риск увеличения расходов+риск уменьшения доходов
2отсутствие изменения расходов+риск уменьшения доходов
3риск увеличения расходов+отсутствие изменения доходов
4риск увеличения расходов+риск увеличения доходов
5риск уменьшения расходов+риск уменьшения доходов
6отсутствие изменения расходов+риск увеличения доходов
7риск уменьшения расходов+отсутствие изменения доходов
8риск уменьшения расходов+риск увеличения доходов

Четвертый этап построения сценариев исполнения бюджета с учетом влияния рисков. На данном этапе производится моделирование и последующий анализ всех возможных сценариев исполнения бюджета (дерево сценариев), которые размещаются в четвертом блоке модели. Дерево сценариев исполнения бюджета выглядит следующим образом:

Сценарий исполнения бюджетаРиски, приводящие к реализации сценария Поведение параметров бюджета, в рамках реализуемого сценарияИзменение качественных характеристик бюджета, в рамках реализуемого сценария
1Риск увеличения расходовУвеличение расходов Низкая устойчивость бюджета
Уменьшение доходов
Риск уменьшения доходов Относительно стабильная бюджетная безопасность
Максимальная вероятность возникновения дефицита бюджета
2Отсутствие риска изменения расходов Относительно постоянная величина расходов Относительно стабильная устойчивость бюджета
Уменьшение доходов
Риск уменьшения доходов Относительно стабильная бюджетная безопасность
Средняя вероятность возникновения дефицита бюджета
3Риск увеличения расходовУвеличение расходов Относительно стабильная устойчивость бюджета
Относительно постоянная

Отсутствие риска изменения доходов величина доходов Относительно стабильная бюджетная безопасность
Средняя вероятность возникновения дефицита бюджета
4Риск увеличения расходовУвеличение расходов Высокая устойчивость бюджета
Увеличение доходов
Риск увеличения доходов Высокая бюджетная безопасность
Приближенное к сбалансированному исполнение бюджета
5Риск снижения расходовУменьшение расходов Относительно стабильная устойчивость бюджета
Уменьшение доходов
Риск снижения доходов Низкая бюджетная безопасность
Приближенное к сбалансированному исполнение бюджета
6Отсутствие риска изменения расходов Относительно постоянная величина расходов Высока устойчивость бюджета
Увеличение доходов
Риск увеличения доходов Относительно стабильная бюджетная безопасность
Незначительная вероятность возникновения профицита бюджета
7 Риск снижения расходов Уменьшение расходов Высокая устойчивость бюджета
Относительно постоянная величина доходов
Отсутствие риска изменения доходов Относительно стабильная бюджетная безопасность
Незначительная вероятность возникновения профицита бюджета
8 Риск снижения расходов Уменьшение расходов Высокая устойчивость бюджета
Увеличение доходов
Риск увеличения доходов Низкая бюджетная безопасность
Высокая вероятность возникновения профицита бюджета

Сценарии строятся с учетом влияния выявленных рисков, производится описание характеристики каждого из сценария, выявляются нежелательные сценарии, которые могут привести к снижению уровня социально-экономического развития территории и целевые сценарии, реализация которых может позитивно сказаться на состоянии бюджета и территории в целом.

Для этого специалисты финансового органа территории должны провести анализ каждого из построенных сценариев исполнения бюджета. Например, сценарий исполнения бюджета 1 возможен в ситуации, когда реализация бюджетных рисков приводит к увеличению расходов и уменьшению доходов. В данном случае происходит возникновение дефицита и снижение устойчивости бюджета, поскольку происходит неадекватное получаемым доходам увеличение расходов, которое может привести к неисполнению некоторых расходных обязательств. Однако, при условии, если дополнительные расходы направлены на развитие территории, а не поддержание текущих расходов, это может позитивно сказаться на влиянии, бюджетной деятельности на социально-экономическое развитие территории. Тем не менее, сценарий 1 нежелателен, поскольку неустойчивость бюджета отрицательно влияет на бюджетную эффективность, увеличивая долговые обязательства административно-территориального образования, которые в дальнейшем тормозят развитие территории, отвлекая значительную часть ресурсов на обслуживание и погашение долга.

Сценарий 8 приводит к возникновению профицита, что может свидетельствовать либо о неадекватно высоком налоговом бремени, либо о неэффективном использовании имеющихся в распоряжении органов власти средств. Реализация данного сценария является следствием незапланированного увеличения доходов и снижения расходов бюджета. Для него характерна высокая устойчивость бюджета, но низкий уровень бюджетной безопасности. В долгосрочной перспективе реализация подобного сценария исполнения бюджета отрицательно скажется на влиянии бюджетной деятельности на социально-экономическое развитие территории.

Сценарий 4 является целевым для финансовых органов, ответственных за исполнение бюджета. В рамках данного сценария проявляются риски увеличения доходной и расходной частей бюджета. Что позволяет активно осуществлять политику по стимулированию развития территории за счет бюджетных средств. При этом сохраняется сбалансированность бюджета, способствующая повышению его устойчивости. Соразмерное увеличение доходной и расходной части бюджета говорит об активной деятельности органов муниципальной власти не только в области аккумулирования доходов бюджета, но и в области организации процесса финансирования основных направлений бюджетной деятельности. Это позволяет расходовать бюджетные средства в полном объеме, не отвлекая их из реального сектора экономики в виде резервных фондов и остатков средств на счетах бюджета.

После анализа построенных сценариев исполнения бюджета специалисты финансово органа принимают решение о том, в рамках какого сценария будет исполняться бюджет данной территории. После чего они проводят необходимые управленческие мероприятия, чтобы достичь необходимые параметры исполнения бюджета, учитывая при этом заложенную при построении сценария величину бюджетного риска.

Исходными данными для полезной модели являются:

- исторические данные об исполнении доходной и расходной частей анализируемого бюджета территориального образования;

информация об уровне социально-экономического развития территории, выраженная в статистических показателях;

- перечень бюджетных рисков, способных оказать влияние на фактическое исполнение бюджета;

- перечень сценариев возможного исполнения бюджета. В результате использования модели ситуационного управления бюджетными рисками получается:

- информация о величине и направлении воздействия рисков, которые оказывают влияние на конкретный бюджет;

перечень рисков, которые являются нежелательными в складывающейся ситуации, и комплекс управленческих мероприятий для минимизации их влияния. А также перечень мероприятий для поддержания благоприятных условий для реализации тех рисков, которые приводят к позитивным последствиям;

- логически выстроенная цепочка взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на параметры исполнения бюджета и уровень социально-экономического развития территории;

- все возможные сценарии исполнения бюджета при данном уровне воздействия бюджетных рисков,

- наиболее желательный (целевой) сценарий исполнения бюджета;

- сценарий исполнения бюджета без проведения мероприятий по управлению бюджетными рисками.

Полезная модель может быть использована для информационно-аналитической поддержки при принятии управленческих решений в области государственных и муниципальных финансов, а именно для:

модернизации методик управления бюджетными рисками территории;

- оптимизации процесса планирования бюджета, с использованием информации о величине и направлении воздействия бюджетных рисков. Плановые показатели бюджета следует корректировать на риск с целью повышения качества прогнозов;

- улучшения процесса исполнения бюджета, повышения степени достижения поставленных целей социально-экономического развития территории;

- разработки управленческих мероприятий в области государственных и муниципальных финансов, которые комплексно увязывают текущий уровень развития территории и бюджетной системы, существующие бюджетные риски и целевые ориентиры развития территории.

Таким образом, предлагаемая ситуационная модель управления бюджетными рисками имеет экономическую значимость. Экономическая выгода может быть оценена путем сравнения статистических показателей развития территории и уровня исполнения бюджета по доходам и расходам до и после использования модели в системе управления государственными и муниципальными финансами.

Литература:

1. Кирикова, О.А. Риски в финансовом управлении средствами федерального бюджета // Финансы. 2007. .12. С.32-36.

2. Яшина, Н.И. Комплексная оценка бюджетной устойчивости муниципальных образований с учетом интегрального трендового индекса и показателя риска бюджетных потоков региона / Н.И.Яшина // Финансы и кредит. - 2007. - 44. с. - 16.

Моделирующее устройство ситуационного управления рисками в бюджетной сфере, включающее систему комплексной оценки величины бюджетных рисков, отличающееся тем, что введены четыре взаимосвязанных блока, первый из которых - идентификации бюджетных рисков, второй - оценки уровня бюджетных рисков и их последствий для показателей бюджета, третий - выявления возможных сочетаний бюджетных рисков, четвертый - построения сценариев исполнения бюджета с учетом влияния рисков, при этом первый блок по идентификации бюджетных рисков связан с блоком оценки уровня бюджетных рисков и их последствий для показателей бюджета, который позволяет с использованием системы статистических показателей оценить вероятность возникновения бюджетных рисков, направление их воздействия и величину влияния на показатели бюджета, в свою очередь блок оценки уровня бюджетных рисков и их последствий для показателей бюджета связан с блоком выявления возможных сочетаний бюджетных рисков, который включает в себя устройство комбинирования возможных сочетаний реализации различных бюджетных рисков, позволяющее просчитать все возможные сочетания выявленных в первом блоке бюджетных рисков, выход третьего блока связан со входом четвертого блока, в рамках которого происходит функционирование устройства моделирования различных сценариев исполнения бюджета, в зависимости от комплексного влияния бюджетных рисков и их величины происходит моделирование различных ситуаций исполнения бюджета.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области рекламы и вычислительной техники, в частности, к устройствам управления сделками в автоматизированных системах размещения рекламы, в том числе, в процессе осуществления пользователем расчетно-платежных операций

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности, к автоматизированной системе сбора и обработки данных об итогах проведения выборов и референдумов с использованием электронных цифровых подписей

Тренажер // 77075
Наверх