Мотолебедка

 

Полезная модель относится к мототехнике, используемой на приусадебных и садово-огородных участках, а именно к мотолебедкам. Техническая задача предлагаемой полезной модели заключается в повышении технологичности за счет упрощения, повышении надежности работы и безопасности эксплуатации за счет более устойчивой конструкции руля, за счет упрощения доступа к управлению оборотами двигателя, за счет повышения эффективности торможения и более надежной фиксации мотолебедки на грунте, повышения удобства эксплуатации за счет появления возможности управления мотолебедкой педалями и более простого извлечения грунтозацепов из почвы, за счет более удобного расположения пользователя на якоре. Новым является то, что мотолебедка снабжена педалью сцепления и педалью привода тормоза, рычагом управления дроссельной заслонкой, закрепленной на руле, узел сцепления выполнен в виде клиноременной передачи с устройством натяжения ремня, грунтозацепы выполнены дугообразными, снабжены шарниром и упором с возможностью складывания на якоре, на конце якоря размещены пластины не менее одной и втулка, руль выполнен с дополнительной второй направляющей втулкой, причем обе направляющие втулки выполнены заодно с рамой, тормозная накладка выполнена профильной, кожух выполнен в виде штампованной детали. Кроме того, мотолебедка снабжена рычагом, закрепленным на раме с возможностью извлечения грунтозацепов из почвы. Кроме того, кожух выполнен в виде штампованной детали. 2 з.п., 2 илл.

Полезная модель относится к мототехнике, используемой на приусадебных и садово-огородных участках, а именно к мотолебедкам.

Известна мотолебедка (Патент РФ 93197 публ. 27.04.2010) содержащая содержащая раму с установленными на ней рулем с одной направляющей втулкой, с рычагами управления, якорем-подножкой с грунтозацепами, двигателем и барабаном с системой торможения, связанными посредством цепного редуктора, цепной редуктор выполнен двухступенчатым, двигатель соединен с входным валом цепного редуктора посредством клиноременной передачи и узла сцепления в виде фрикционной однодисковой муфты сцепления, ведомый шкив клиноременной передачи, являясь одновременно ведущим диском муфты сцепления, установлен на хвостовике входного вала цепного редуктора с возможностью перемещения вдоль оси вала посредством устройства перемещения ведущего диска, ведомый диск муфты сцепления, содержащий фрикционную накладку, закреплен на входном валу цепного редуктора с возможностью свободного вращения относительно вала и жестко соединен с ведущей звездой цепного редуктор, а цепной редуктор соединен с барабаном, закрепленным на выходном валу цепного редуктора, якорь-подножка с грунтозацепами выполнен с возможностью складывания на раме, барабан снабжен роликовым тросоукладчиком, цепной редуктор с клиноременной передачей закрыт съемным кожухом, закрепленным на раме.

Недостатками данной конструкции является использование узла сцепления в виде фрикционной однодисковой муфты сцепления приводит к усложнению и удорожанию конструкции. Кроме того, наличие большого набора деталей во фрикционной передаче уменьшает надежность узла сцепления и, соответственно, конструкции в целом. Недостатком является также то, что грунтозацепы выполнены в виде двух прямоугольных треугольников, направленных вниз острыми углами, плоской формы, что в более рыхлых почвах имеет недостаточное сцепление с грунтом, необходимого для надежной фиксации устройств на почве. Отрицательным является также недостаточная устойчивость руля, так как руль имеет Т-образную форму и фиксируется только в одной направляющей втулке, и руль расположен по центру рамы. Т-образная форма руля приводит к необходимости использования приваривания направляющей втулки к раме и усиления ее косынками, что усложняет конструкцию. Недостатком является также то, что кожух является сварным, что увеличивает трудозатраты на его изготовление. Кроме того, кожух изготовлен решетчатым, что не обеспечивает безопасность работы, так как через решетчатый кожух могут попасть посторонние предметы в работающий механизм и повредить движущиеся части, либо пальцы пользователя, что может привести к травме.

Техническая задача предлагаемой полезной модели заключается в повышении технологичности за счет упрощения конструкции: упрощения узла сцепления и упрощения, удешевления кожуха, за счет сокращения временных и трудозатрат при подготовке мотолебедки к эксплуатации, повышении надежности работы и безопасности эксплуатации за счет более устойчивой конструкции руля, за счет упрощения доступа к управлению оборотами двигателя, за счет повышения эффективности торможения и более надежной фиксации мотолебедки на грунте, повышения удобства эксплуатации за счет появления возможности управления мотолебедкой педалями и более простого извлечения грунтозацепов из почвы, за счет более удобного расположения пользователя на якоре.

Технический результат достигается тем, что предлагаемая конструкция мотолебедки, содержащая раму с установленными на ней рулем с одной направляющей втулкой, якорем-подножкой с грунтозацепами с возможностью складывания на раме, двигателем и барабаном с системой торможения, снабженной тормозным рычагом с тормозной накладкой, узел сцепления, клиноременную передачу, двигатель с барабаном соединен посредством узла сцепления и цепного редуктора, цепной редуктор выполнен двухступенчатым, барабан снабжен роликовым тросоукладчиком, цепной редуктор с клиноременной передачей закрыт съемным кожухом, закрепленным на раме, согласно полезной модели, что дополнительно снабжена педалью сцепления и педалью привода тормоза, рычагом управления дроссельной заслонкой, закрепленной на руле, узел сцепления выполнен в виде клиноременной передачи с устройством натяжения ремня, грунтозацепы выполнены дугообразными, снабжены шарниром и упором с возможностью складывания на якоре, на конце якоря размещены пластины не менее одной и втулка, руль выполнен с дополнительной второй направляющей втулкой, причем обе направляющие втулки выполнены заодно с рамой, тормозная накладка выполнена профильной.

Кроме того, мотолебедка снабжена рычагом, закрепленным на раме с возможностью извлечения грунтозацепов из почвы.

Кроме того, кожух выполнен в виде штампованной детали.

В прототипе имеются рукоятки, расположенные на руле, для управления сцеплением и приводом тормоза.

Взамен соответствующих рукояток на руле в прототипе, в предлагаемой конструкции в нижней задней части рамы выполнены педали сцепления и привода тормоза. Введение педалей: педали сцепления и педали привода тормоза приводит к освобождению рук пользователя для того, чтобы крепче и надежнее удерживать мотолебедку руками.

Выполнение в предлагаемой мотолебедке узла сцепления в виде клиноременной передачи с устройством натяжения ремня приводит к упрощению, удешевлению и увеличению надежности узла и конструкции в целом. Двигатель соединен с входным валом цепного редуктора посредством узла сцепления, работающего от педали сцепления. Педаль сцепления воздействует на устройство натяжения ремня посредством тяги, что повышает надежность передачи усилия, а, следовательно, надежность работы лебедки по сравнению с прототипом, в котором используется еще и фрикционная передача. В прототипе же клиноременная передача только передает вращение с двигателя на узел сцепления, не выполняя функцию сцепления.

В прототипе руль выполнен Т-образным с одной направляющей втулкой - одной опорой, он может провернуться (проскользнуть) при расслаблении фиксирующих болтов, а в предлагаемой полезной модели руль выполнен П-образным с двумя направляющими втулками. Обе направляющие втулки являются частью рамы, то есть выполнены с рамой заодно. Две направляющие втулки имеют два фиксирующих болта по одному на каждой втулке, что исключает возможность проворота руля, что увеличивает надежность закрепления руля. Выполнение направляющих втулок заодно с рамой упрощает конструкцию по сравнению с прототипом, в котором направляющая втулка руля была дополнительно приварена к раме и усилена двумя косынками в виде прямоугольных треугольников с двумя усеченными углами.

В прототипе тормозная накладка имеет плоскую поверхность. В предлагаемой полезной модели тормозная накладка выполнена профильной, т.е. повторяет профиль втулки барабана, тем самым увеличивается площадь пятна контакта, что, в свою очередь, делает торможение более эффективным в отличие от прототипа.

Снабжение грунтозацепов в предлагаемом устройстве шарниром с упором (ограничителем раскладывания грунтозацепа), что исключает необходимость снятия, разворота и установки якоря при переходе из транспортного положения в рабочее, что приводит к снижению временных и трудо-затрат, а также к удобству эксплуатации устройства. В прототипе якорь-подножка складывается на раме. В отличие от прототипа предлагаемое устройство позволяет дополнительно складывать грунтозацепы на якоре-подножке.

В прототипе грунтозацепы выполнены в виде двух прямоугольных треугольников, направленных острыми углами вниз. В предлагаемой конструкции грунтозацепы выполнены, например, в виде не менее двух прямоугольных треугольников, направленных острыми углами вниз и дугообразным профилем в поперечном сечении. При приложении продольной нагрузки якорь с дугообразными грунтозацепами самоуглубляется в почву, что обеспечивает более прочное сцепление грунтозацепов с почвой по сравнению с прототипом, в котором грунтозацепы выполнены плоскими. Изменение формы грунтозацепов приводит к более надежной фиксации мотолебедки на грунте по сравнению с прототипом.

В предлагаемой конструкции имеется рычаг управления дроссельной заслонкой, что дает возможность управления оборотами двигателя и, следовательно, управлением скоростью перемещения прицепного орудия.

Поскольку рычаг управления дроссельной заслонкой закреплен на руле, то ускоряется доступ к управлению оборотами двигателя в экстренной ситуации, например, при попадании животного или человека в зону опасного действия, то есть на пути орудия.

Кроме того, в предлагаемой полезной модели выполнение кожуха в виде штампованной детали в отличие от прототипа обеспечивает удешевление изготовления и безопасность эксплуатации мотолебедки в отличие от прототипа.

Кроме того, на раме закреплен рычаг, который служит для извлечения грунтозацепов из почвы, что также обеспечивает более простое извлечение грунтозацепов из почвы в отличие от прототипа.

На фиг.1 - представлен общий вид мотолебедки с кожухом, на фиг.2 - представлен общий вид мотолебедки без кожуха.

Мотолебедка содержит раму 1, на которой установлен руль 2, якорь-подножка 3 с грунтозацепами 4, с возможностью складывания, двигателем 5 и барабаном 6, связанными посредством цепного редуктора 7, двигатель 5 соединен с цепным редуктором 7 посредством узла сцепления 8, состоящем из клиноременной передачи 9 и устройством натяжения ремня 10, работающего от педали сцепления 11. Цепной редуктор 7 соединен с барабаном 6. Барабан снабжен роликовым тросоукладчиком 12 для плотного равномерного размещения витков троса при наматывании, тормозом 13, с педалью привода тормоза 14, Грунтозацепы 4 выполнены дугообразными и снабжены шарниром 15 и упором 16. Руль 2 выполнен с двумя направляющими втулками 17, имеющими два фиксирующих болта 18 (на фиг.1 показана одна втулка с одним болтом) по одному на каждой втулке 17, причем направляющие втулки 17 выполнены заодно с рамой 1, на тормозе 13 имеется тормозная накладка 19, выполнена профильной. Кожух 20 выполнен в виде штампованной детали, руль 2 снабжен рычагом управления 21 дроссельной заслонки (на фигурах не показана, расположена внутри двигателя). На раме закреплен рычаг 22, который служит для извлечения грунтозацепов из почвы. Для этого на якоре-подножке 3 приварена втулка 23.

Мотолебедка работает следующим образом.

При подготовке мотолебедки к работе следует отрегулировать по высоте и закрепить руль 2 фиксирующими болтами 18 на обеих втулках 17. Далее следует расслабить болты крепления якоря-подножку 3 и раскрыть якорь-подножку 3 и заглубить грунтозацепы 4 в почву для надежной фиксации. Запускаем двигатель. Работать с мотолебедкой предполагается вдвоем. Моторист, встав ногами на якорь-подножку, заглубляет грунтозацепы 4 в землю, запускает двигатель 5. Помощник моториста разматывает закрепленный на барабане 6 трос с прицепленным к нему почвообрабатывающим орудием на длину обрабатываемого участка и устанавливает орудие в рабочее положение. В конце размотки троса моторист притормаживает барабан 6, нажимая на педаль управления приводом тормоза 14 барабана 6 во избежание дальнейшей самопроизвольной размотки троса. Далее моторист плавно нажимает педаль сцепления 11, приводя в движение перемещающее устройство. Крутящий момент передается с вала двигателя 5 на вал цепного редуктора 7. Барабан 6, жестко соединенный с ведомой звездой цепного редуктора 7, начинает вращаться, наматывая трос и перемещая при этом, например, почвообрабатывающее орудие. Помощник моториста направляет движение почвообрабатывающего орудия. В конце рабочего хода моторист отпускает педаль сцепления 11, прижимной ролик под действием возвратной пружины перестает натягивать ремень, ремень расслабляется, вращение от двигателя на цепной редуктор 7 не передается.

Цепной редуктор 7 перестает вращаться, при этом инерция вращения барабана гасится нажатием на педаль приводом тормоза 14 барабана 6.

Рабочий цикл повторяется: моторист вынимает грунтозацепы якоря-подножки 3 из почвы при помощи рычага 22, поставляемого в комплекте. Для этого моторист вставляет этот рычаг 22 во втулку 23, перемещает мотолебедку на необходимое расстояние, вновь углубляет грунтозацепы 4 в почву, помощник разматывает трос и т.д.

Съемный защитный кожух 20, выполненный в виде штампованной детали в отличие от прототипа, предохраняет вращающиеся детали клиноременной передачи 9 и цепного редуктора 7 от случайного попадания посторонних предметов.

Предлагаемая конструкция отличается простотой исполнения и высокой надежностью.

Описанное изделие прошло испытания, в настоящее время выпускается серийно.

1. Мотолебедка, содержащая раму с установленными на ней рулем с одной направляющей втулкой, якорем-подножкой с грунтозацепами с возможностью складывания на раме, двигателем и барабаном с системой торможения, снабженной тормозным рычагом с тормозной накладкой, узел сцепления, клиноременную передачу, двигатель с барабаном соединен посредством узла сцепления и цепного редуктора, цепной редуктор выполнен двухступенчатым, барабан снабжен роликовым тросоукладчиком, цепной редуктор с клиноременной передачей закрыт съемным кожухом, закрепленным на раме, отличающаяся тем, что дополнительно снабжена педалью сцепления и педалью привода тормоза, рычагом управления дроссельной заслонкой, закрепленной на руле, узел сцепления выполнен в виде клиноременной передачи с устройством натяжения ремня, грунтозацепы выполнены дугообразными, снабжены шарниром и упором с возможностью складывания на якоре, на конце якоря размещены пластины не менее одной и втулка, руль выполнен с дополнительной второй направляющей втулкой, причем обе направляющие втулки выполнены заодно с рамой, тормозная накладка выполнена профильной.

2. Мотолебедка по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена рычагом, закрепленным на раме с возможностью извлечения грунтозацепов из почвы.

3. Мотолебедка по п.2, отличающаяся тем, что кожух выполнен в виде штампованной детали.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области машиностроения, точнее к сцеплениям различных наземных транспортных средств, главной функцией которых является плавное включение передачи мощности от двигателя к ведущим колесам через трансмиссию с постепенно увеличивающимся передаваемым через него крутящим моментом
Наверх