Универсальное противоминное кресло членов экипажа и десанта боевой машины пехоты (бмп), бронетранспортера (бтр) и машин на их базе

 

Полезная модель относится к оборудованию транспортных средств БМП, БТР и машин на их базе, а именно, к универсальному противоминному креслу членов экипажа и десанта со свойствами защиты при экстремальных ударных воздействиях (минном подрыве). Техническим результатом полезной модели является амортизация более интенсивных ударных нагрузок, повышение безопасности сидящего в кресле человека в условиях экстремального ударного воздействия (минном подрыве) и обеспечение комфортное размещения в штатной ситуации. Универсальное противоминное кресло членов экипажа и десанта БМП, БТР и машин на их базе, включает устройство размещения членов экипажа и десанта, которое содержит сиденье со спинкой, подголовник и систему фиксации, по меньшей мере, два энергопоглотителя, две параллельные направляющие, установленные с возможностью перемещения по ним устройства размещения членов экипажа и десанта посредством ползунов. При этом кресло дополнительно содержит подножку, подголовник выполнен с ушами, а направляющие выполнены с возможностью одновременной фиксации к боковой стенке и к потолку корпуса транспортного средства, кроме того устройство размещения членов экипажа и десанта дополнительно связано с направляющими через энергопоготители, содержащие, по меньшей мере, пару роликов, связанных проволочной скобой. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Область техники, к которой относится полезная модель

Полезная модель относится к оборудованию транспортных средств БМП, БТР и машин на их базе, а именно, к универсальному противоминному креслу членов экипажа и десанта со свойствами защиты при экстремальных ударных воздействиях (минном подрыве).

Уровень техники

В уровне технике известно кресло члена экипажа летательного аппарата, содержащее подвижное сиденье, закрепленное на жестких элементах кабины, энергопоглощающее устройство в виде последовательно установленных амортизаторов первой и второй парой очереди срабатывания, установленное между сиденьем и жесткими элементами кабины, и плечевые ремни, связанные кинематически с энергопоглощающим устройством через ролик, установленный между амортизаторами первой и второй очереди срабатывания. С целью повышения травмобезопасности члена экипажа при аварийной посадке летательного аппарата за счет повышения точности задания усилия притяга плечевых ремней, энергопоглощающее устройство выполнено в виде корпуса с двумя парами барабанов, расположенных вдоль линии амортизационного хода, проволочной скобы амортизатора первой очереди срабатывания, охватывающей одну пару барабанов, и двух проволочных скоб амортизатора второй очереди срабатывания, охватывающих другую пару барабанов. При этом концы проволочных скоб амортизаторов первой и второй очереди срабатывания направлены навстречу друг другу, каждый из концов S-образно охватывает соответствующую пару барабанов. Основания скоб присоединены соответственно к подвижному сидению и к жестким элементам кабины, а ролик закреплен в корпусе между парами барабанов и охвачен со стороны своих торцов концами проволочных скоб, под которые в корпусе выполнены направляющие (см. описание изобретения к авторскому свидетельству 1336436, опубликовано 07.03.1992 г.).

Также известно кресло транспортного средства, содержащее устройство для размещения человека, направляющие, жестко соединенные с транспортным средством, на которых с возможностью вертикального перемещения установлено устройство для размещения человека, энергопоглощающее устройство, одна часть которого связана с устройством для размещения человека, и привязную систему, включающую в себя, по меньшей мере, один плечевой ремень. Кроме того оно снабжено устройством для автоматического дотяга привязной системы, связанной с энергопоглощающим устройством (см. патент РФ 111070 на полезную модель).

Недостатки подобных конструкций заключаются в недостаточной степени амортизации возможных перегрузок, что обусловлено жестким креплением спинки кресла к стенке транспортного средства и невысокой поглощающей возможностью используемого поглотителя энергии ударной нагрузки, а также в недостаточной безопасности при экстремальных ударных воздействиях (минном подрыве).

Кроме того, в уровне техники известно кресло подвесное для транспортного средства, преимущественно для перевозки личного состава в бронированных автомобилях, включающее в себя раму с зафиксированной на ней спинкой, откидное сиденье, каркас которого шарнирно закреплен на раме, складную подножку, устройства крепления рамы к кузову транспортного средства или к его несущим элементам и поглотители энергии ударной нагрузки, при этом устройства крепления нижней части рамы выполнены в виде ременных растяжек, а в качестве устройств крепления верхней части рамы выступают, по меньшей мере, два поглотителя энергии ударной нагрузки (см. патент РФ 92390 на полезную модель).

В качестве ближайшего аналога заявляемой полезной модели выбрано техническое решение по авторскому свидетельству 1336436, опубликовано 07.03.1992 г.

Раскрытие полезной модели

Заявляемая полезная модель направлена на устранение вышеуказанных недостатков. Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое техническое решение, заключается в возможности амортизации более интенсивных ударных нагрузок, в повышении безопасности сидящего в кресле человека в условиях экстремального ударного воздействия (минном подрыве).

Предлагается универсальное противоминное кресло членов экипажа и десанта БМП, БТР и машин на их базе, включающее устройство размещения членов экипажа и десанта, содержащее сиденье со спинкой, подголовник и систему фиксации, по меньшей мере, два энергопоглотителя, две параллельные направляющие, установленные с возможностью перемещения по ним устройства размещения членов экипажа и десанта посредством ползунов. При этом оно дополнительно содержит подножку, подголовник выполнен с ушами, а направляющие выполнены с возможностью одновременной фиксации к боковой стенке и к потолку корпуса транспортного средства, кроме того устройство размещения членов экипажа и десанта дополнительно связано с направляющими через энергопоготители, содержащие, по меньшей мере, пару роликов, связанных проволочной скобой.

Дополнительно противоминное кресло может содержать регулировочный элемент для компенсации натяжения проволочной скобы энергопоглотителя. Кроме того, противоминное кресло может содержать гибкий элемент в виде резинового кольца, связанный с направляющими и устройством размещения членов экипажа и десанта.

Краткое описание чертежей

На Фиг.1 - представлен общий вид универсального противоминного кресла.

На Фиг.2 - представлены виды сзади и сбоку универсального противоминного кресла.

На Фиг.3 - представлены разрезы видов сбоку и сзади универсального противоминного кресла изображенных на Фиг.2.

На Фиг.4 - представлено конструктивное выполнение направляющих с системой крепления энергопоглотителей.

Осуществление полезной модели

Универсальное противоминное кресло членов экипажа и десанта БМП, БТР и машин на их базе включает (Фиг.1) сиденье для размещения членов экипажа и десанта 1 со спинкой 2, подголовник с ушами 3, систему фиксации 4 и подножку 5, которые образуют устройство для размещения членов экипажа и десанта. Также кресло включает (Фиг.2) две параллельные направляющие - трубы 6, ползуны 7, обеспечивающие возможность перемещения устройства на котором размещаются члены экипажа и десанта, и, по меньшей мере, два поглотителя энергии 8. Кроме того, кресло выполнено с возможностью одновременной фиксации к боковой стенке и к потолку корпуса БМП, БТР и машин на их базе, посредством, по меньшей мере, двух кронштейнов 9, жестко установленных на свободном от перемещения ползунов 7 участке параллельных направляющих 6. Крепление кресла к потолку корпуса БМП, БТР и машин на их базе осуществляется посредством кронштейна 10, установленного на верхних концах параллельных направляющих 6 при помощи шарнирного соединения 11.

Энергопоглотители 8, жестко закрепленные на устройстве для размещения членов экипажа и десанта включают, по меньшей мере, две пары роликов 12, причем каждая пара роликов 12 выполнена сдвоенной, которые охватывают проволочные скобы 13 (Фиг.3). Поглощение энергии происходит следующим образом: в момент нагрузки, обусловленной взрывом, направляющие 6, зафиксированные на корпусе транспортного средства, вместе с поперечиной 15 (Фиг.4) поднимаются вверх. Поперечина 15 связанна с валом 14 посредством малых серег 16. Через установленные на валу 14 коромысла 17 нагрузка передается на проволочные скобы 13 (Фиг.3). Проволочные скобы 13, закрепленные на коромыслах 17, охватывают ролики 12, которые закреплены на спинке кресла 2. За счет протягивания проволочной скобы 13 через ролики 12 и последовательного сгибания и разгибания ее свободных концов происходит поглощение энергии удара (минного подрыва), в результате чего происходит смягчение ударного воздействия на устройство для размещения членов экипажа и десанта.

Дополнительно (Фиг.4) на поперечине 15 закреплена проволочная скоба 18 третьего поглотителя энергии 19, конструкция и принцип работы которого аналогична поглотителям энергии 8. На третьем поглотителе 19 одним концом закреплен регулировочный элемент 20, выполненный с возможностью изменения своей длины, посредством вращения осевого винта, расположенного вдоль регулировочного элемента 20. Другой конец регулировочного элемента связан со спинкой 2 кресла при помощи больших серег 21 и гибкого элемента в виде резинового кольца 22.

При изменении длины регулировочного элемента обеспечивается компенсация натяжения проволочной скобы 18 поглотителя энергии 19, непосредственно в момент минного подрыва транспортного средства. Гибкий элемент в виде резинового кольца 22 обеспечивает демпфирование мелких колебаний.

Для комфортного расположения членов экипажа и десанта в кресле, во время штатной ситуации, пружинно-роликовый механизм 23, в котором закреплены верхние концы плечевых ремней (Фиг.3), выполнен с возможностью изменения длины ремней на заданное расстояние и их натяжения. Данное выполнение пружинно-роликового механизма позволяет обеспечить необходимую подвижность членов экипажа и десанта в кресле, во время штатной ситуации и необходимую фиксацию в момент подрыва транспортного средства. Также для удобства расположения членов экипажа и десанта и защиты их ног и головы, кресло снабжено подножкой и подголовником с ушами.

Таким образом, предложенное техническое решение обеспечивает амортизацию более интенсивных ударных нагрузок, повышает безопасность сидящего в кресле человека в условиях экстремального ударного воздействия (минном подрыве) и обеспечивает комфортное размещение в штатной ситуации.

1. Универсальное противоминное кресло членов экипажа и десанта БМП, БТР и машин на их базе, включающее устройство размещения членов экипажа и десанта, содержащее сиденье со спинкой, подголовник и систему фиксации, по меньшей мере, два энергопоглотителя, две параллельные направляющие, установленные с возможностью перемещения по ним устройства размещения членов экипажа и десанта посредством ползунов, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит подножку, подголовник выполнен с ушами, а направляющие выполнены с возможностью одновременной фиксации к боковой стенке и к потолку корпуса транспортного средства, при этом устройство размещения членов экипажа и десанта дополнительно связано с направляющими через энергопоглотители, содержащие, по меньшей мере, пару роликов, связанных проволочной скобой.

2. Противоминное кресло по п.1, отличающееся тем, что дополнительно содержит регулировочный элемент для компенсации натяжения проволочной скобы энергопоглотителя.

3. Противоминное кресло по п.2, отличающееся тем, что содержит гибкий элемент в виде резинового кольца, связанный с направляющими и устройством размещения членов экипажа и десанта.



 

Наверх