Транспортное средство со съемным кузовом

 

Полезная модель относится к подъемно-разгрузочному оборудованию и может быть использована в машиностроении для бескрановой погрузки грузовых контейнеров на платформу автомобильного транспорта.

Задача полезной модели состоит в повышении компактности размещения съемного кузова на шасси с обеспечением надежности работы механизма вертикального перемещения съемного кузова, а также с обеспечением улучшенного быстродействия этого механизма и точности позиционирования съемного кузова.

Поставленная задача решается тем, что транспортное средство (фиг.1) со съемным кузовом 1, содержащее шасси 2 автомобиля 3 и механизм вертикального перемещения съемного кузова 1 с помощью подъемников 4, снабженных телескопическими штоками с опорами, и расположенных на поворотных кронштейнах 5, установленных в углах съемного кузова, имеет отличительные признаки: поворотные кронштейны 5 вместе с подъемниками со стороны боковых сторон съемного кузова изначально расположены в его углублениях, а телескопические штоки через кинематические подвижные пары «винт-гайка» соединены с приводными валами закрепленных на верху подъемников электромотор-редукторов, которые снабжены устройствами ручного вращения их приводных валов.

Опоры изначально закреплены в поворотных кронштейнах 5.

Устройства ручного вращения приводных валов мотор-редукторов выполнены в виде шкивов, которые свободно посажены на выступающие из мотор-редукторов концы приводных валов с возможностью их жесткого соединения со шкивами, на которых накручены цепи.

Полезная модель относится к подъемно-разгрузочному оборудованию и может быть использована в машиностроении для бескрановой погрузки грузовых контейнеров на платформу автомобильного транспорта.

Известно транспортное средство со съемным кузовом [1], содержащее механизм вертикального перемещения съемного кузова, установленного на шасси, на котором расположена гидронасосная станция упомянутого механизма, сообщенная с подъемниками - гидроцилиндрами, встроенными в углах съемного кузова и снабженными телескопическими штоками, а также установленный на шасси рычажный механизм, фиксирующий через тросо-блочную систему съемный кузов.

Недостатком аналога [1] является сложность конструкции привода вертикального перемещения съемного кузова и его фиксации на шасси. Кроме того, опорная площадь съемного кузова, ограничивается горизонтальной проекцией подъемников-гидроцилиндров, так как они жестко встроены в углах съемного кузова. Поэтому применение такой конструкции ограничено, особенно для съемных кузовов большой длины.

Проще по конструкции и более универсально в своем применении принятое за прототип транспортное средство со съемным кузовом [2], содержащее механизм вертикального перемещения съемного кузова, установленного на шасси, на котором расположена гидронасосная станция упомянутого механизма, сообщенная с гидроподъемниками, снабженными телескопическими штоками и закрепленными на поворотных кронштейнах, установленных в углах съемного кузова.

В такой конструкции в сравнении с аналогом [2] опорная площадь стоящего на земле съемного кузова увеличена, поэтому он более устойчив. Однако в сложенном положении поворотных кронштейнов подъемники-гидроцилиндры выступают за габариты съемного кузова в его транспортируемом положении на шасси, что увеличивает в целом габариты транспортного средства и ограничивает использование перевозимых съемных кузовов по ширине.

Кроме того, из-за необходимости применения текучей среды под давлением для обеспечения работы подъемников-гидроцилиндров, предъявляются повышенные требования к их герметичности, что снижает надежность их работы при неблагоприятных внешних факторах (температура, влажность, загрязнения) и ограничивает применение съемных кузовов значительной массы. Гидравлическое управление подъемом и опусканием съемного кузова требует сравнительно больших затрат времени, а некоторая инерционность срабатывания гидропривода не способствует необходимой точности позиционирования положения съемного кузова.

Задача полезной модели состоит в повышении компактности размещения съемного кузова на шасси с обеспечением надежности работы механизма вертикального перемещения съемного кузова, а также с обеспечением улучшенного быстродействия этого механизма и точности позиционирования съемного кузова.

Поставленная задача решается тем, что транспортное средство со съемным кузовом, содержащее шасси и механизм вертикального перемещения съемного кузова с помощью подъемников, снабженных телескопическими штоками с опорами, и расположенных на поворотных кронштейнах, установленных в углах съемного кузова, имеет отличительные признаки: поворотные кронштейны вместе с подъемниками со стороны боковых сторон съемного кузова изначально расположены в его углублениях, а телескопические штоки через кинематические подвижные пары «винт-гайка» соединены с приводными валами закрепленных на верху подъемников электромотор-редукторов, которые снабжены устройствами ручного вращения их приводных валов.

Упомянутое выше расположение поворотных кронштейнов вместе с подъемниками направлено на создание компактной конструкции транспортного средства.

Введение через упомянутое расположение и упомянутые кинематические связи мотор-редукторов вместо «капризного» и сложном в своем исполнении гидравлического привода телескопических штоков по прототипу [2], позволит упростить и повысить надежность транспортного средства со съемным кузовом. Кроме того, за счет применения электропривода, более скоростного и менее инерционного чем гидропривод, достигается улучшение быстродействия подъема-опускания и точности позиционирования съемного кузова.

Вариантами исполнения полезной модели являются следующие отличительные признаки:

- опоры изначально закреплены в поворотных кронштейнах;

- устройства ручного вращения приводных валов мотор-редукторов выполнены в виде шкивов, которые свободно посажены на выступающие из мотор-редукторов концы приводных валов с возможностью их жесткого соединения со шкивами, на которых накручены цепи,

Сущность полезной модели поясняется иллюстрациями, где на фиг.1 показан вид сбоку транспортного средства со съемным кузовом; на фиг.2 - вид сзади этого устройства; на фиг.3 - место расположения подъемника механизма вертикального перемещения съемного кузова; на фиг.4 - местный вид сверху по фиг.3; на фиг.5 - устройство подъемника механизма вертикального перемещения съемного кузова; на фиг.6 - то же что и на фиг.2, но в момент начальной подготовки к подъему съемного кузова; на фиг.7 часть вида сверху по фиг.6; на фиг.8 - то же, что и на фиг 6, но в момент начала подъема съемного кузова с шасси транспортного средства; на фиг.9 - то же что и на фиг.8, но в момент окончания подъема съемного кузова с шасси транспортного средства; на фиг.10 - положение съемного кузова на над грунтом; на фиг.11 - положение съемного кузова на грунте.

Транспортное средство со съемным кузовом 1, содержит шасси 2 автомобиля 3 и механизм вертикального перемещения съемного кузова с помощью подъемников 4. расположенных на поворотных кронштейнах 5, установленных в углах съемного кузова 1.

Каждый поворотный кронштейн 5 образован параллелограммом сваренных между собой швеллеров 6 и трубы 7, которая посажена на закрепленную в кузове 1 ось 8. На противолежащем трубе 7 швеллере 5 шарнирно закреплен подъемник 4, угол положения которого может регулироваться и фиксироваться с помощью резьбовой стяжки 9. При этом на поворотном кронштейне 5 между этой стяжкой и нижними швеллерами 6 закреплена опора 10.

Всего таких опор 10 по одной в каждом из четырех поворотных кронштейнов 5. Опоры 10, впоследствии, устанавливаются на концах 11 телескопических штоков 12, расположенных внутри подъемников 4 (фиг.5) и приводимых в движение с помощью элктромотор-редукторов 13.

Сборочные узлы элементов 4-13 для боковых сторон съемного кузова 1 изначально расположен в нише 14, образованной между силовыми балками 15 несущей конструкции кузова 1. Частично данные подъемники 4 вместе с электромотор-редукторами 13 расположены изначально в углублении 16 боковых стенок съемного кузова 1 (фиг.4).

Два остальных сборочных узла элементов 4-13 установлены сзади съемного кузова 1 (фиг.2) и изначально прижаты к нему.

Все поворотные кронштейны 5 снабжены откидными стопорами 17 с возможностью закрепления свободных концов этих стопоров на крюках 18, установленных на несущих балках 15 съемного кузова 1.

Своим нижним концом приводного вала 19 (фиг.5) каждый электромотор-редуктор 13 соединен со шлицевым валом 20 каждого подъемника 4. На подшипниковом узле 21 шлицевого вала 20 установлено наружное звено 22 шлицевого вала 20, а на самом шлицевом валу 20 посажен посредством шпоночного соединения винт 23, на котором закручена гайка 24, жестко соединенная с внутренним звеном 25 шлицевого вала 20.

При этом на конце 11 телескопического штока 12 во внутреннем его звене 25 может быть установлена опора 10 (как показано на фиг.5), а на конце наружного звена 22 этого штока 12 - ограничитель 26 хода гайки 24 вместе с внутренним звеном 25 телескопического штока 12 по винту 23. На конце корпуса подъемника 4 установлен ограничитель 27 вертикального перемещения подшипникового узла 21 вместе с наружным звеном 22 телескопического штока 12. На верхний конец приводного вала 19 электромотор-редуктора 13 свободно посажены шкивы 28, которые могут жестко соединяться между собой с помощью фиксатора 29. На шкив 28 намотан цепь 30, служащая для ручного управления работой подъемника 4.

Транспортное средство со съемным кузовом применяют следующим образом.

При размещении его в месте дислокации разворачивают поворотные кронштейны 5 (фиг.6, 7) и фиксируют их свободными концами откидных стопоров 17 на крюках 18 (фиг.4, 7).

Затем снимают с поворотных кронштейнов 5 опоры 10 и устанавливают их (фиг.5, 7) на свободные концы 11 (фиг.3, 5) телескопических штоков 12.

После этого через пульт управления (не показан) приводят в действие электромотор-редукторы 13.

В результате вращения их приводных валов 19 (фиг.5) происходит раскручивание и перемещение вниз гайки 24 по шлицевому валу 20. Вместе с ней перемещается внутреннее звено 25 телескопического штока 12 до упора в ограничитель 26 внешнего звена 22 этого штока. Поэтому далее начинает перемещаться также и это звено 22 до упора опорами 10 в грунт (фиг.8).

После чего осуществляется подъем съемного кузова 1 над шасси 2 автомобиля (фиг.9) с образованием зазора h (фиг.9), достаточного для отъезда последнего и самостоятельного функционирования съемного кузова 1 (фиг.10).

В случае необходимости опоры кузова-фургона 1 на грунт включают реверс привода электромотор-редукторов 13, которые через свои приводные валы 19 и внутренние приводы «шлицевой вал 20 - гайка 19» заставляют убираться внутрь друг друга и в подъемник 4 внутренние и внешние звенья 25, 22 телескопических штоков 12. В результате съемный кузов 1 опускается на грунт (фиг.11).

В случае необходимости ручного управления работой подъемников 4 с созданием описанных выше положений съемного кузова 1 (фиг.6, 8-11), с помощью фиксатора 29 (иг.5) жестко соединяют шкив 28 и приводной вал 19 каждого электромотор-редуктора 13. При воздействии на цепи 30, через шкивы 28, приводные валы 19 и шлицевые валы 20 производят вышеописанные действия с телескопическими штоками 12 подъемников 4.

Источники информации:

1. Авторское свидетельство СССР 734035, МПК В60Р 1/64, приоритет 14.11.1977, опубликовано 15.05.1980.

2. Заявка RU на изобретение 94027806, МПК В60Р 1/64, приоритет 25.07.1994, опубликована 27.08.1996 / прототип/.

1. Транспортное средство со съемным кузовом, содержащее шасси и механизм вертикального перемещения съемного кузова с помощью подъемников, расположенных на поворотных кронштейнах, установленных в углах съемного кузова и снабженных телескопическими штоками с опорами, отличающееся тем, что поворотные кронштейны вместе с подъемниками со стороны боковых сторон съемного кузова изначально расположены в его углублениях, а телескопические штоки через кинематические подвижные пары «винт-гайка» соединены с приводными валами закрепленных на верху подъемников электромотор-редукторов, которые снабжены устройствами ручного вращения их приводных валов.

2. Средство по п.1, отличающееся тем, что опоры изначально закреплены в поворотных кронштейнах.

3. Средство по п.1, отличающееся тем, что устройства ручного вращения приводных валов электромотор-редукторов выполнены в виде шкивов, которые свободно посажены на выступающие из электромотор-редукторов концы приводных валов с возможностью их жесткого соединения со шкивами, на которых накручены цепи.



 

Наверх