Пусковая установка для стрельбы реактивными снарядами залпового огня

 

Предлагаемая полезная модель относится к военной технике, а именно пусковым установкам для запуска ракет и может быть использована при разработке реактивных систем залпового огня.

Задачей и техническим результатом предлагаемой полезной модели является создание ПУ для стрельбы PC залпом, группами и одиночными выстрелами по любой схеме стрельбы в зависимости от боевых условий, с сохранением устойчивости машины и обеспечением требований кучности стрельбы для максимальной дальности. Сущность заявляемой полезной модели заключается в том, что предложенная ПУ для стрельбы PC залпового огня, содержащая многоосное колесное шасси машины, на задней части которой размещен пакет трубчатых направляющих, расположенных в горизонтальных рядах друг над другом по высоте, а на передней части аппаратура запуска PC, отличается тем, что ее пакет выполнен из двенадцати трубчатых направляющих, размещенных в три горизонтальных ряда по высоте и имеют в каждом ряду по четыре трубчатых направляющих, из которых в верхнем ряду трубчатые направляющие размещены рядом друг с другом в непрерывном ряду симметрично относительно продольной оси ПУ, а два нижних ряда трубчатых направляющих разнесены попарно в каждом ряду и образуют таким образом по четыре трубчатых направляющих, причем расстояние между парами этих нижних трубчатых направляющих по горизонтали равно примерно двум диаметрам трубчатой направляющей, при этом по длине весь пакет трубчатых направляющих укреплен жесткими поперечными стяжками в трех местах и скреплен с шасси.

Полезная модель относится к военной технике, а именно пусковым установкам для запуска ракет и может быть использовано при разработке реактивных систем залпового огня (РСЗО).

Одной из характеристик, определяющих боевую эффективность РСЗО, является кучность стрельбы (рассеивание) реактивных снарядов (PC), запускаемых из пусковых установок (ПУ) на колесном шасси с трубчатыми направляющими. Одной из основных составляющих рассеивания PC является составляющая от начальных возмущений, обусловленных колебаниями ПУ при залповой стрельбе, доля которой с увеличением тяговооруженности PC и дальности стрельбы растет, а для дальнобойных PC может достигать 60-80%.

Особенностью PC залпового огня является наличие систематической составляющей начальных возмущений, вызванной силовым взаимодействием газовой струи PC с трубчатой направляющей, а следовательно и с ПУ в целом.

В результате этого взаимодействия усилие, передаваемое через пакет трубчатых направляющих на колесное шасси ПУ, вызывает систематическое вращательное движение ПУ относительно направления стрельбы, что приводит к отклонению снарядов от общего центра группирования PC в залпе и увеличению рассеивания. Это отклонение тем больше, чем дальше от оси горизонтального наведения находится направляющая в пакете, и чем больше тяговооруженность запускаемых PC. ПУ с реактивными снарядами представляет собой сложную нелинейную нестационарную колебательную систему, от параметров которой функционально зависит уровень начальных возмущений за счет рационального выбора ее конструктивных характеристик. Известна ПУ для PC залпового огня « Град», принятая за аналог. Эта ПУ выполнена в виде машины, имеющей колесное шасси, кормовая часть которого выполнена двухосной, на которой размещен пакет из 40 трубчатых направляющих, расположенных в четыре горизонтальных ряда друг над другом по 10 штук в каждом, и аппаратуру запуска PC. Этот PC «Град» выполнен калибром в 122 мм, с дальностью стрельбы до 20 км. ПУ для этих PC удовлетворяет получению расчетной кучности стрельбы при указанной дальности 20 км.

Однако при проектировании PC на большую дальность, порядка 35 км., как, например, PC « Ураган» (см. например, боевая машина 9П140, рисунков к техническому описанию и инструкции по эксплуатации, М. Воениздат, 1983 г., с.3.63), принятая за прототип, приходится уже увеличивать как калибр снаряда (до 220 мм.), так и его характеристики по весу и тяговооруженности, так как масса запускаемых снарядов обычно составляет (0,2-0,3) массы боевой машины. Поэтому в этой ПУ для залповой стрельбы было принято 16 PC на одну машину для того, чтобы при стрельбе залпом, группами и одиночными выстрелами, не происходило влияния этих, необходимых при боевых требованиях условий, на расчетную кучность стрельбы.

Однако для стрельбы дальнобойными PC типа «Смерч» с дальностью стрельбы от 70 км. и более, вес одного PC уже равен порядка 800 кг. и такая 16-ти ствольная ПУ уже не пригодна не только по тяговооруженности, но и по схеме расположения PC в пакете трубчатых направляющих. Оказалось невозможным просто поместить в три горизонтальных непрерывных ряда по высоте 12 PC, как у ПУ для PC «Град» или «Ураган», так как большая тяга у каждого PC «Смерч» не позволяет сохранить устойчивость ПУ при разных схемах выстрела, необходимых в соответствии с боевыми условиями стрельбы.

Задачей и техническим результатом заявляемой полезной модели является создание ПУ для стрельбы дальнобойными PC залпом, группами и одиночными выстрелами в зависимости от боевых условий, с сохранением устойчивости машины и обеспечением требований по кучности стрельбы.

Указанный технический результат достигается тем, что в предложенной ПУ для стрельбы PC залпового огня, содержащей многоосное колесное шасси машины, на задней части которой размещен пакет трубчатых направляющих, расположенных в горизонтальных рядах друг над другом по высоте, а на передней части - аппаратура запуска PC, ее пакет выполнен из двенадцати трубчатых направляющих, размещенных в три горизонтальных ряда по высоте и имеют в каждом ряду по четыре трубчатых направляющих, из которых в верхнем ряду трубчатые направляющие размещены рядом друг с другом в непрерывном ряду симметрично относительно продольной оси ПУ, а два нижних ряда трубчатых направляющих разнесены попарно в каждом ряду и образуют таким образом по четыре трубчатых направляющих, причем расстояние между парами этих нижних трубчатых направляющих по горизонтали равно примерно двум диаметрам трубчатой направляющей, при этом по длине весь пакет трубчатых направляющих укреплен жесткими поперечными стяжками в трех местах и скреплен с шасси.

Сопоставительный анализ показывает, что заявленная ПУ отличается от прототипа тем, что ее пакет выполнен из двенадцати трубчатых направляющих, размещенных в три горизонтальных ряда по высоте и имеют в каждом ряду по четыре трубчатых направляющих, из которых в верхнем ряду трубчатые направляющие размещены рядом друг с другом в непрерывном ряду симметрично относительно продольной оси ПУ, а два нижних ряда трубчатых направляющих разнесены попарно в каждом ряду и образуют таким образом по четыре трубчатых направляющих, причем расстояние между парами этих трубчатых направляющих по горизонтали равно примерно двум диаметрам трубчатой направляющей, при этом по длине весь пакет трубчатых направляющих укреплен жесткими поперечными стяжками в трех местах и скреплен с шасси.

Заявленная полезная модель поясняется чертежом, где изображены:

на фиг.1 - общий вид ПУ в боевом положении.

на фиг.2 - вид А на фиг.1 на торец пакета трубчатых направляющих.

ПУ состоит из машины на многоколесном шасси 1, на задней части которого размещен пакет 2 двенадцати трубчатых направляющих, а на передней части - аппаратура запуска PC 3. Пакет 2 состоит из трех горизонтальных рядов трубчатых направляющих 4, 5, 6, расположенных по высоте, каждый из которых содержит по четыре трубчатых направляющих (фиг.2). В верхнем ряду 4 четыре трубчатых направляющих размещены рядом друг с другом в непрерывном ряду, а два нижних ряда, второй ряд 5 и третий ряд 6, разнесены попарно в каждом ряду на расстоянии L, (фиг.2) друг от друга, равном примерно двум диаметрам трубчатой направляющей. Весь пакет 2 трубчатых направляющих по длине укреплен жесткими поперечными стяжками 7 в трех местах (фиг.1) и скреплен с шасси, что обеспечивает надежное закрепление всего пакета трубчатых направляющих и каждой трубчатой направляющей в отдельности на всем пути движения ПУ до места стрельбы, а также непосредственно во время стрельбы. Размещение первого верхнего ряда четырех трубчатых направляющих 4 симметрично вдоль продольной оси машины в горизонтальном ряду позволяет равномерно распределить нагрузку на шасси машины при стрельбе из этих четырех трубчатых направляющих в любой последовательности. А если оставить по такой же схеме и нижние ряды (непрерывно, по четыре трубчатых направляющих в каждом), то при стрельбе с одной стороны из крайних трубчатых направляющих получается большой опрокидывающий момент и машина может потерять устойчивость и вообще перевернуться. Вот почему и предложено ряды трубчатых направляющих 5 и 6, расположенных ниже первого ряда 4, разделить пополам и разнести по горизонтали на большую площадь относительно первого ряда 4 трубчатых направляющих. Это дает значительное увеличение устойчивости всей ПУ с сохранением необходимой величины кучности при стрельбе из этих рядов трубчатых направляющих PC. А расстояние между парами трубчатых направляющих во втором 5 и третьем 6 рядах равное примерно двум диаметрам трубчатой направляющей (расстояние L на фиг.2) подтверждено опытными стрельбами, что также позволило принять предлагаемую схему расположения всего пакета 2 трубчатых направляющих за основную и в дальнейшем принять для изготовления в производство, например, для дальнобойного PC «Смерч». Заряжание пакета 2 трубчатых направляющих производят в его горизонтальном положении (на фиг.1 показана боевая позиция, чтобы было удобно показать по виду А торец пакета 2 с расположением всех трубчатых направляющих в нем) с помощью транспортно-заряжающей машины. После зарядки ПУ реактивными снарядами она практически готова к стрельбе и выезжает на боевую позицию, а если заряжание происходит прямо на боевой позиции, то сразу вступает в бой.

Работа предложенной конструкции происходит следующим образом. После занятия ПУ огневой позиции продольную ось шасси ориентируют в определенном направлении, затем осуществляют наведение пакета трубчатых направляющих по горизонту и вертикали в соответствии с рассчитанными для стрельбы в заданном направлении и на требуемую дальность углами наведения. После этого с помощью аппаратуры запуска 3 осуществляют в определенном порядке поочередный запуск PC из трубчатых направляющих. В зависимости от условий боя ПУ может вести стрельбу залпом, группами и одиночными выстрелами. При этом стрельба может производиться с максимальным углом возвышения пакета 2 трубчатых направляющих, равном 55 град. Кроме того, угол горизонтального обстрела вправо и влево от оси шасси составляет 30 град. Максимальная скорость движения с полной загрузкой PC «Смерч» по дорогам с твердым покрытием составляет 60 км./час., запас хода по топливу равен 850 км. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции на основе подготовки исходных данных для стрельбы.

Условия проведения испытаний показали надежность конструкции при стрельбе с сохранением необходимой кучности при заданной дальности стрельбы вплоть до максимальной (для «Смерча» это 70 км.).

Таким образом, конструкция ПУ для стрельбы PC залпового огня является промышленно применимой, так как очень удобна для стрельбы PC большой тяговооруженности и повышенной дальности стрельбы с обеспечением необходимых характеристик по кучности стрельбы.

Пусковая установка для стрельбы реактивными снарядами залпового огня, содержащая многоосное колесное шасси машины, на задней части которого размещен пакет трубчатых направляющих, расположенных в горизонтальных рядах друг над другом по высоте, а на передней части - аппаратура запуска реактивных снарядов, отличающаяся тем, что ее пакет выполнен из двенадцати трубчатых направляющих, размещенных в три горизонтальных ряда по высоте и имеющих в каждом ряду по четыре трубчатых направляющих, из которых в верхнем ряду трубчатые направляющие размещены рядом друг с другом в непрерывном ряду симметрично относительно продольной оси пусковой установки, а два нижних ряда трубчатых направляющих разнесены попарно в каждом ряду и образуют, таким образом, по четыре трубчатых направляющих, причем расстояние между парами этих нижних трубчатых направляющих по горизонтали равно примерно двум диаметрам трубчатой направляющей, при этом по длине весь пакет трубчатых направляющих укреплен жесткими поперечными стяжками в трех местах и скреплен с шасси.



 

Наверх