Съемник для демонтажа деталей

 

Съемник для демонтажа деталей относится к ручным приспособлениям, используемым в машиностроении при проведении ремонтных работ. Съемник для демонтажа деталей содержит винт с правой резьбой, корпус, размещенный на винте, связанный с ним посредством упомянутой резьбы и выполненный с цилиндрической полостью, соосной с винтом, на свободном конце которого расположена рукоятка, а также средство захвата демонтируемой детали. Средство захвата демонтируемой детали выполнено в виде разъемной детали, которая состоит из, по меньшей мере, двух одинаковых частей и выполнена со сквозным осевым отверстием. Один концевой участок разъемной детали установлен в цилиндрической полости корпуса соосно с винтом и связан с корпусом посредством резьбы. Второй концевой участок разъемной детали выполнен с внутренним выступом для взаимодействия с торцевой поверхностью демонтируемой детали, при этом форма и размеры участка сквозного осевого отверстия, примыкающего к внутреннему выступу, соответствуют форме и внешним размерам демонтируемой детали. Полезная модель обеспечивает устойчивое осевое положение винта по отношению к демонтируемой детали при ее демонтаже, что снижает вероятность повреждения демонтируемой детали и сопряженной с ней поверхности вала. Полезная модель, также, позволяет выполнить захват демонтируемой детали в случаях, когда доступ к ее поверхности захвата пространственно ограничен. 2 з.п. ф-лы., 2 ил.

Полезная модель относится к ручным приспособлениям, применяемым для снятия с валов машин деталей (преимущественно, втулок, подшипников качения и их колец), посаженных с натягом, и может быть использована в машиностроении и других отраслях народного хозяйства при проведении ремонтных работ.

Для съемки с валов машин тугонасаженных деталей, в том числе, втулок и подшипников качения, применяют приспособления (съемники) различных конструкций, в том числе таких, в которых съем деталей с валов обеспечивается средством захвата детали и упором силового винта в контрдеталь. Некоторые из таких съемников описаны в справочнике Яковлева В.Н. «Справочник слесаря - монтажника». - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1983, с.176-177., - их конструкции содержат винт, ввернутый в траверсу, и средство захвата, выполненное в виде закрепленных на траверсе двух или трех накидных лап. Недостаток указанных известных съемников связан с тем, что захват демонтируемой детали выполняется двумя или тремя накидными лапами. При таком захвате, когда осевая нагрузка, прикладываемая к демонтируемой детали, распределяется, соответственно, между двумя или тремя точками, может возникнуть некоторое угловое смещение упорного конца винта относительно оси демонтируемой детали и, как следствие, может произойти некоторый перекос демонтируемой детали или срыв с нее накидных лап. В свою очередь, это может привести к повреждениям демонтируемой детали и сопряженной с ней поверхности вала а, значит, и к возможному выходу из строя отдельного узла машины. Другим недостатком указанных известных съемников является то, что они не позволяют удалять изношенные детали из труднодоступных мест в узлах машин. Это обусловлено тем, что, для обеспечения необходимой прочности съемников их накидные лапы имеют довольно большие габаритные размеры, не позволяющие подвести накидные лапы к поверхности захвата демонтируемой детали в случае, когда доступ к ней пространственно ограничен.

Известен также съемник, наиболее близкий заявляемой полезной модели, содержащий винт с правой резьбой и цилиндрический корпус, размещенный на винте и связанный с ним посредством резьбы. Внутри корпуса выполнена цилиндрическая полость, соосная с винтом, в которой размещена основная втулка, связанная с винтом посредством резьбы и оснащенная средствами для крепления к ней основные и дополнительных элементов захвата, которые выполнены в виде стропов. Корпусвыполнен с диаметрально расположенными окнами для подхода к основной втулке и обеспечения ее регулировочного перемещения вдоль винта и резьбой на наружной поверхности. Посредством резьбы с корпусом соединяется дополнительная втулка, оснащенная средствами для крепления к ней элементов захвата. На одном конце корпуса, со стороны открытого конца винта, имеется рукоятка, а на другом - по меньшей мере, два отверстия, в которых установлены упорные штифты. Для удержания съемника в сопряженном состоянии с деталью он снабжен пружиной и направляющей втулкой, размещенными в полости корпуса (RU 2055724, 10.03.1996). Для снятия, например, подшипника с «глухого» места электродвигателя съемник вплотную подводится к подшипнику. Затем стальной строп крепится одним концом к дополнительной втулке, а другим заводится через сепарацию подшипника и выведенным концом крепится к штифту, укрепленному в отверстии на конце корпуса. Вращением рукоятки винта по часовой стрелке подшипник выдавливается с вала. Признаки ближайшего аналога, совпадающие с существенными признаками заявляемой полезной модели, характеризуют наличие винта с правой резьбой, наличие корпуса, который размещен на винте и связан с ним посредством упомянутой резьбы, выполнение корпуса с цилиндрической полостью, соосной с винтом, наличие рукоятки на свободном конце винта, а также наличие средства захвата демонтируемой детали.

Указанный съемник, - ближайший аналог, имеет широкую область применения и с его помощью возможно демонтировать детали из труднодоступных мест, однако, при его использовании также существует большая вероятность повреждения демонтируемой детали и сопрягаемой с ней поверхности вала, поскольку используемые в съемнике средства захвата (стропы), контактирующие с демонтируемой деталью в нескольких точках, не обеспечивают равномерного распределения рабочей нагрузки на демонтируемую деталь и с большой вероятностью могут вызвать перекос демонтируемой детали при ее снятии.

Задачей заявляемой полезной модели является снижение вероятности повреждения демонтируемых деталей и сопряженных с ними поверхностей при демонтаже, при обеспечении возможности извлечения деталей из труднодоступных мест.

Поставленная задача решается тем, что в съемнике для демонтажа деталей, содержащем винт с правой резьбой, корпус, размещенный на винте, связанный с ним посредством упомянутой резьбы и выполненный с цилиндрической полостью, соосной с винтом, на свободном конце которого расположена рукоятка, а также средство захвата демонтируемой детали, согласно заявляемому решению, средство захвата демонтируемой детали выполнено в виде разъемной детали, состоящей из, по меньшей мере, двух одинаковых частей и выполненной со сквозным осевым отверстием, при этом один концевой участок разъемной детали установлен в цилиндрической полости корпуса соосно с винтом и связан с корпусом посредством резьбы, а второй концевой участок разъемной детали выполнен с внутренним выступом для взаимодействия с торцевой поверхностью демонтируемой детали, при этом форма и размеры участка сквозного осевого отверстия, примыкающего к внутреннему выступу, соответствуют форме и внешним размерам демонтируемой детали.

Благодаря тому, что в заявляемой полезной модели средство захвата демонтируемой детали выполнено в виде разъемной детали, состоящей из, по меньшей мере, двух одинаковых частей и выполненной со сквозным осевым отверстием, и, при этом, один из концевых участков разъемной детали выполнен с внутренним выступом для взаимодействия с торцевой поверхностью демонтируемой детали, а форма и размеры участка сквозного осевого отверстия, примыкающего к внутреннему выступу, соответствуют форме и внешним размерам демонтируемой детали, то становится возможным, разомкнув одинаковые части разъемной детали, установить ее на демонтируемую деталь таким образом, чтобы внутренний выступ взаимодействовал с ее торцевой поверхностью. При этом одинаковые части разъемной детали, при их установке на демонтируемую деталь, смыкаются друг с другом, обеспечивая, тем самым, захват демонтируемой детали по всему внешнему контуру ее торцевой поверхности и, таким образом, обеспечивая равномерное распределение осевой нагрузки, прикладываемой к демонтируемой детали при ее демонтаже. При этом за счет того, что осевая нагрузка прикладывается к демонтируемой детали не в нескольких отдельных точках, а по всему внешнему контуру, становится возможным обеспечить необходимую прочность разъемной детали более малыми конструктивными размерами тех ее участков, которые взаимодействуют с демонтируемой деталью - то есть, становится возможным уменьшить геометрические размеры (толщину и ширину) внутреннего выступа и толщину разъемной детали на участке сквозного осевого отверстия, примыкающем к внутреннему выступу и взаимодействующем с демонтируемой деталью. За счет этого обеспечивается возможность установки средства захвата в рабочее положение и демонтажа детали в случаях, когда доступ к поверхности захвата демонтируемой детали пространственно ограничен.

Благодаря тому, что разъемная деталь установлена своим концевым участком в цилиндрическую полость корпуса, соосно с винтом и связана с корпусом посредством резьбы, обеспечивается фиксированное рабочее положение корпуса с разъемной деталью и, соответственно, устойчивое осевое положение винта по отношению к демонтируемой детали. При этом, поскольку осевая нагрузка, прикладываемая к демонтируемой детали, распределяется равномерно, по всему внешнему контуру ее торцевой поверхности, то обеспечивается перемещение демонтируемой детали по поверхности вала без углового смещения ее оси относительно упорного конца винта, которое могло бы привести к перекосу демонтируемой детали или срыву с ее поверхности разъемной детали и, как следствие, повреждению демонтируемой детали и поверхности вала.

Таким образом, заявленная совокупность существенных признаков обеспечивает снижение вероятности повреждения демонтируемых деталей и сопряженных с ними поверхностей при демонтаже, при этом обеспечивается возможность извлечения демонтируемых деталей из труднодоступных мест.

Геометрические размеры внутреннего выступа, выполненного по краю сквозного осевого отверстия, должны обеспечивать прочность, достаточную для создания необходимого осевого усилия при демонтаже.

Для большего удобства пользования съемник для демонтажа деталей может содержать две рукоятки, расположенные на корпусе симметрично относительно друг друга.

Корпус съемника для демонтажа деталей может быть выполнен с симметрично расположенными в его средней части радиальными окнами для визуального контроля положения упорного конца винта.

На фиг.1 изображен общий вид съемника для демонтажа деталей. На фиг.2 изображен съемник для демонтажа деталей в разрезе А-А.

Съемник для демонтажа деталей содержит винт 1 с правой резьбой 1 а и рукояткой 2 на свободном его конце, корпус 3, средство захвата демонтируемой детали, представляющее собой разъемную деталь 4, состоящую из двух одинаковых частей 4а и 4b (фиг.1, фиг.2).

Корпус 3 размещен на винте 1, связан с ним посредством резьбы 1а и выполнен с цилиндрической полостью, которая соосна с винтом 1. На корпусе 3 могут быть расположены, симметрично относительно друга, две рукоятки 5, а в средней части корпуса 3 могу быть выполнены симметрично расположенные радиальные окна 6.

Разъемная деталь 4 выполнена со сквозным осевым отверстием. Один концевой участок разъемной детали 4 установлен в цилиндрической полости корпуса 3 посредством резьбы 7, соосно с винтом 1. Второй концевой участок разъемной детали 4 выполнен с внутренним выступом для взаимодействия с торцевой поверхностью демонтируемой детали 8. Форма и размеры участка сквозного осевого отверстия, примыкающего к внутреннему выступу, соответствуют форме и внешним размерам демонтируемой детали 8.

Съемник для демонтажа деталей работает следующим образом. Разъемную деталь 4 устанавливают на демонтируемую деталь 8 таким образом, чтобы внутренний выступ взаимодействовал с ее торцевой поверхностью. При этом, поскольку форма и размер участка сквозного осевого отверстия разъемной детали 4, примыкающего к внутреннему выступу, соответствует форме и внешним размерам демонтируемой детали 8, то две одинаковые части 4а и 4b, смыкаясь друг с другом, образуют одну разъемную деталь 4, которая своим внутренним выступом захватывает демонтируемую деталь 8 по всему внешнему контуру ее торцевой поверхности, контактируя при этом с ее наружной поверхностью, смежной с торцевой. Посредством резьбы 7 к разъемной детали 4 присоединяют корпус 3 и конец винта 1 совмещают с торцом вала, на который насажена демонтируемая деталь 8, фиксируя, таким образом, корпус 3 с разъемной деталью 4 в рабочем положении. В случае если в средней части корпуса 3 выполнены симметрично расположенные радиальные окна 6, то осуществляют визуальный контроль положения упорного конца винта. При необходимости, съемник удерживают с помощью двух рукояток 5, которые могут быть смонтированы на корпусе 3 симметрично относительно друг друга. Вращением винта 1 по часовой стрелке с помощью рукоятки 2, создают рабочее осевое усилие, обеспечивающее перемещение демонтируемой детали 8 вдоль сопряженной с ней поверхности вала к его торцу. При этом, поскольку винт 1, цилиндрическая полость корпуса 3 и разъемная деталь 4 соосны между собой, а осевая нагрузка, прикладываемая к демонтируемой детали 8, распределяется равномерно, по всему внешнему контуру ее торцевой поверхности, то перемещение детали 8 по поверхности вала происходит без углового смещения ее оси относительно упорного конца винта 1. Таким образом, вероятность перекоса демонтируемой детали 8 или срыва с ее поверхности средства захвата, выполненного в виде разъемной детали 4, мала, соответственно, мала вероятность повреждения демонтируемой детали 8 и сопряженной с ней поверхности вала.

Таким образом, заявляемая полезная модель обеспечивает снижение вероятности повреждения демонтируемых деталей и сопряженных с ними поверхностей при демонтаже, обеспечивая при этом возможность извлечения деталей из труднодоступных мест.

1. Съемник для демонтажа деталей, содержащий винт с правой резьбой, корпус, размещенный на винте, связанный с ним посредством упомянутой резьбы и выполненный с цилиндрической полостью, соосной с винтом, на свободном конце которого расположена рукоятка, а также средство захвата демонтируемой детали, отличающийся тем, что средство захвата демонтируемой детали выполнено в виде разъемной детали, состоящей из, по меньшей мере, двух одинаковых частей и выполненной со сквозным осевым отверстием, при этом один концевой участок разъемной детали установлен в цилиндрической полости корпуса соосно с винтом и связан с корпусом посредством резьбы, а второй концевой участок разъемной детали выполнен с внутренним выступом для взаимодействия с торцевой поверхностью демонтируемой детали, при этом форма и размеры участка сквозного осевого отверстия, примыкающего к внутреннему выступу, соответствуют форме и внешним размерам демонтируемой детали.

2. Съемник для демонтажа деталей по п.1, отличающийся тем, что содержит две рукоятки, расположенные на корпусе симметрично относительно друг друга.

3. Съемник для демонтажа деталей по п.1 или 2, отличающийся тем, что корпус выполнен с симметрично расположенными в его средней части радиальными окнами.



 

Наверх