Базовая машина
Полезная модель относится к области землеройной техники, а конкретно к средствам прокладки траншей в труднодоступных районах. Разработанный комплекс позволяет проводить работы по отрывке траншей с самостоятельным преодолением, в случае необходимости, водных преград, проведение разведки мест прокладки траншей.
Полезная модель относится к области землеройной техники, а конкретно к средствам отрывки траншей при прокладке трубопроводов и кабелей, в том числе и в труднодоступных районах.
Известна полковая землеройная машина ПЗМ-2, которая предназначена для отрывки котлованов и траншей при оборудовании позиций войск и пунктов управления..
Машина ПЗМ-2 состоит из базовой машины и рабочего оборудования. Основными частями базовой машины являются: силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и кабина. (См. Полковая землеройная машина ПЗM-2. Техническое описание, эксплуатация и хранение. - М: Воениздат, 1976.239 с).
Данное техническое решение является по существенным признакам наиболее близкими к заявляемому изобретению и принято за прототип.
Оно может использоваться для отрывки траншей, в том числе и в мерзлых грунтах, но при этом необходимо произвести инженерную разведку местности, по которой будет проходить трасса траншеи, провесить трассу траншеи, обозначить места и объезды препятствий, подготовить проходы через рвы и воронки. Кроме того, в экипаж машины входит помощник механика-водителя, который, следуя сзади машины, наблюдает за работой рабочего оборудования и контролирует глубину отрываемой траншеи.
Задачей предлагаемой полезной модели является повышение производительности отрывки траншей в труднодоступных районах (местах), в том числе управляя машиной дистанционно.
Техническим результатом является обеспечение прокладывания траншей, в том числе и с возможностью дистанционного управления, без проведения инженерной разведки местности, провешивания трассы прокладки траншеи с самостоятельным объездом препятствий, сокращение личного состава, необходимого для работы на машине.
Техническим решением полезной модели является базовая машина, содержащая силовую установку, трансмиссию, ходовую часть, кабину и рабочее оборудование, отличающийся тем, что входит еще и пульт дистанционного контроля и управления курсом и скоростью базовой машины и положением рабочего оборудования, а также снабжена системой управления, георадаром для контроля характеристик грунта и размеров прокладываемой траншеи, датчиками контроля состояния узлов и агрегатов базовой машины и рабочего оборудования, приемником навигационной системы (ГЛОНАСС и/или GPS), терминалом с электронной картой местности и системой связи.
Кроме того, базовая машины имеют системы связи терминалов между собой и пультом дистанционного управления для взаимного корректирования направлений прокладывания траншей.
Система управления базовой машины представляет собой центральный процессор с аналого-цифровым и цифро-аналоговым преобразователем прямых и обратных связей с возможностью получения всей информации о параметрах движения и состоянии базовой машины, положении и состоянии рабочего оборудования и выработки управляющих воздействий на силовую установку и трансмиссию базовой машины и рабочее оборудование. Полезная модель поясняется фиг.1 и 2. На фиг.1 представлена схема базовой машины, а на фиг.2 - работа.
На фигурах приняты следующие обозначения:
1 - кабина;
2 - силовая установка;
3 - трансмиссия;
4 - рабочее оборудование;
5 - ходовая часть;
6 - система управления;
7 - геоинформационная система (ГИС);
8 - средства связи;
9 - датчик;
10 - георадар;
11 - приемник ГЛОНАСС;
12 - связь состояния;
13 - информационная связь;
14 - конструктивная связь;
15 - функциональная связь.
Базовая машина содержит, кабину 1, силовую установку 2, трансмиссию 3, рабочее оборудование 4, ходовую часть 5. Одновременно могут использоваться две базовые машины.
В кабине 1 базовой машины и на пульте дистанционного контроля и управления курсом и скоростью базовых машин и положением рабочего оборудования установлены: система управления 6, геоинформационная система 7, средства связи 8, приемник навигационной системы ГЛОНАСС 11.
На рабочем оборудовании 4 установлены датчики 9 для контроля условий и характеристики прокладывания траншей, и георадар 10 для зондирования грунтов (Приложение к журналу «Контроль. Диагностика» 9(27), 2000, С 22-23)
На силовой установке 2, трансмиссии 3 и ходовой части 5 установлены датчики 9 для контроля характеристики движения базовых машин.
Кабина 1, силовая установка 2, трансмиссия 3, рабочее оборудование 4, ходовая часть 5 - объединены конструктивной связью 14.
Датчики 9 являются первичными элементами связей состояния 12.
Средства связи 8 и ГИС 7 в совокупности с системой управления 6 составляют основу информационных связей 13.
Объединяющее управление элементами осуществляется за счет функциональных связей 15 между кабиной 1 (система управления 6), георадаром Работа.
Прокладка маршрута для базовой машины производится по навигатору исходя из заданных параметров: минимального расстояния между исходным и конечным пунктом, обеспечения максимальной скорости прохождения по маршруту работы, а также в зависимости от характера рельефа, флоры, отдельных местных предметов, характера грунта и гидрографии (фиг.2). Координация работы базовых машин осуществляется с использованием пульта дистанционного контроля и управления курсом и скоростью базовых машин и положением рабочего оборудования.
При необходимости могут использоваться две базовые машины движущие навстречу друг другу.
Разработанная базовая машина обеспечивает повышение производительности прокладывания траншей, в том числе и с возможностью дистанционного управления, без проведения инженерной разведки местности, провешивания трассы прокладки траншеи с самостоятельным объездом препятствий, сокращение личного состава, необходимого для работы на машине.
1. Базовая машина, содержащая силовую установку, трансмиссию, ходовую часть, кабину и рабочее оборудование, отличающаяся тем, что снабжена системой управления, георадаром для контроля характеристик грунта и размеров прокладываемой траншеи, датчиками контроля состояния узлов и агрегатов базовой машины и рабочего оборудования, приемником навигационной системы (ГЛОНАСС и/или GPS), терминалом с электронной картой местности и системой связи
2. Базовая машина по п.1, отличающаяся тем, что имеет пульт дистанционного контроля и управления курсом и скоростью базовой машины и положением рабочего оборудования, позволяющий изменять характеристики прокладки траншеи.
3. Базовая машина по п.1, отличающаяся тем, что имеет систему связи терминалов между базовыми машинами и пультом дистанционного управления для взаимного корректирования направлений прокладывания траншей.
4. Базовая машина по п.1, отличающаяся тем, что система управления представляет собой центральный процессор с аналого-цифровым и цифроаналоговым преобразователем прямых и обратных связей с возможностью получения всей информации о параметрах движения и состоянии базовой машины, положении и состоянии рабочего оборудования и выработки управляющих воздействий на силовую установку и трансмиссию базовой машины и рабочее оборудование.