Устройство оценки работы системы вентиляции картера двс
Заявляемое устройство оценки работы системы вентиляции картера ДВС имеет герметичный корпус (1), состоящий из разделенных фильтрующим элементом (2) входной и выходной частей, соответственно (3) и (4). Входная часть (3) снабжена впускным патрубком (5), а выходная часть (4) - выпускным патрубком (6). Каждая из частей (3) и (4) содержит патрубок (7) отвода моторного масла с подсоединенными к ним трубками (8) из прозрачного материала и датчик (9) давления. Было создано устройство, позволяющее оперативно определить работоспособность и эффективность системы вентиляции картера ДВС. 3 з.п.ф., 4 ил.
Полезная модель относится к области машиностроения, и может быть использована для оценки эффективности и надежности вентиляции картера в составе двигателя, в том числе и на автомобиле.
Известны методы оценки работы системы вентиляции картера, как например метод, предлагаемый фирмой «Mahle», когда испытания проводятся на стенде с опытным образцом. При исследовании работоспособности маслоотделителя системы вентиляции картера стендовые условия испытаний моделируются при определенных значениях давления воздуха во внутренних каналах системы и температуры воздуха и смеси его с маслом. Задаются также определенные параметры смеси масла и воздуха: количество и размер частиц масла, создаваемые генератором масляного тумана; определенный расход воздуха, регистрируемый имеющимся расходомером. Количество отделенного масла определяется по величине высоты масла в колбе и по ее весу с маслом, установленной на весах. Пропущенное маслоотделителем масло осаждается на абсолютном фильтре, по его состоянию определяется эффективность процесса маслоотделения, при этом учитывается как величина увеличения массы абсолютного фильтра, так и масса масла осажденного испытуемым образцом маслоотделителя (см. рекламный проспект ф. MAHLE Filtersysteme GmbH, AD3.14, Nic Sautter, 30-July-2008: Crankcase ventilation systems).
Данная система имеет сложную конструкцию и не предназначена для работы непосредственно с двигателем в реальных условиях. При исследовании моделируются определенные условия, т.е. имитируются не все реальные условия.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является создание устройства простой конструкции, позволяющего оперативно определить работоспособность и эффективность системы вентиляции картера ДВС как непосредственно на двигателе, так и на стенде.
Достигаемый технический результат заключается в упрощении конструкции устройства.
Анализ патентных и иных источников не выявил наиболее близкого аналога заявленного технического решения.
Заявленное устройство оценки работы системы вентиляции картера ДВС имеет герметичный корпус, состоящий из разделенных фильтрующим элементом входной и выходной части, снабженных соответственно впускным и выпускным патрубком, при этом каждая из частей содержит патрубок отвода моторного масла с подсоединенными к ним трубками из прозрачного материала и датчик давления. В частном случае исполнения фильтрующий элемент может быть выполнен в виде мембраны, установленной в центральной части корпуса, или, в случае выполнения корпуса цилиндрической формы, - в виде полого цилиндра, установленного в корпусе на расстоянии от его стенок.
Совокупность признаков, заключающаяся в том, что устройство оценки работы системы вентиляции картера ДВС имеет герметичный корпус, состоящий из разделенных фильтрующим элементом входной и выходной части, снабженных соответственно впускным и выпускным патрубком, при этом каждая из частей содержит патрубок отвода моторного масла с подсоединенными к ним трубками из прозрачного материала и датчик давления, позволяет проводить оперативную оценку эффективности и надежности системы вентиляции картера в составе двигателя и, как следствие, устанавливать степень экологичности двигателя как при диагностике системы, так и при ее исследованиях.
Заявителю не известны устройства оценки работы системы вентиляции картера ДВС с указанной совокупностью существенных признаков, и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна».
Заявляемое техническое решение поясняется следующими изображениями:
фиг.1 - устройство оценки работы системы вентиляции картера ДВС с фильтрующим элементом мембранного типа, общий вид;
фиг.2 - то же, с фильтрующим элементом в виде полого цилиндра;
фиг.3 - то же, вид сверху;
фиг.4 - аналог.
Устройство оценки работы системы вентиляции картера ДВС имеет герметичный корпус 1, состоящий из разделенных фильтрующим элементом 2 входной и выходной части, соответственно 3 и 4.
Входная часть 3 снабжена впускным патрубком 5, а часть 4 - выпускным патрубком 6.
Каждая из частей 3 и 4 содержит патрубок 7 отвода моторного масла с подсоединенными к ним трубками 8 из прозрачного материала и датчик 9 давления. Трубки 8 служат для визуализации процесса интенсивности осаждения моторного масла на фильтрующем элементе.
В первом исполнении фильтрующий элемент 2 выполнен в виде мембраны, установленной в центральной части корпуса 1. Мембрана делит корпус на две симметричные части входную и выходную.
Во втором исполнении корпус 1 выполнен цилиндрической формы, а фильтрующий элемент 2 выполнен в виде полого цилиндра и установлен в корпусе на расстоянии от его стенок. В этом случае входная часть 3 будет образована полостью между стенками корпуса 1 и фильтрующим элементом 2, а выходная часть 4 находится в центральной зоне.
Устройство работает следующим образом.
Картерные газы направляются во впускной патрубок 5 устройства, проходя фильтрующий элемент 2, отсепарированные картерные газы направляются в выпускной патрубок 6 и далее. При количественной оценке работы системы вентиляции картера (СВК) определяют количество моторного масла, уносимого с картерными газами из двигателя за определенное время (принимается 30 мин), путем взвешивания до и после процедуры оценки работы системы как всего устройства (при значительном уносе в прозрачных трубках имеется масло), так и взвешиванием фильтрующего элемента в целом. Чем меньше разница веса указанного устройства до и после испытаний, тем выше эффективность системы вентиляции картера. При длительных испытаниях и переменных условиях работы двигателя (в том числе и на автомобиле) наименьшая разница веса устройства определяет повышение надежности варианта СВК.
Датчики давления 9 обеспечивают диагностику состояния устройства без визуального его наблюдения по прозрачным трубкам, при этом с ростом давления повышается сопротивление устройства, свидетельствующее о повышении уноса моторного масла из СВК. Датчики 9 увеличивают степень контроля, что положительно сказывается на показателях диагностики.
Заявляемое устройство имеет простую конструкцию, позволяет оперативно определять работоспособность и эффективность системы вентиляции картера ДВС и, как следствие, устанавливать степень экологичности двигателя как при диагностике системы, так и при ее исследованиях.
Предлагаемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.
1. Устройство оценки работы системы вентиляции картера ДВС, имеющее герметичный корпус, состоящий из разделенных фильтрующим элементом входной и выходной частей, снабженных соответственно впускным и выпускным патрубками, при этом каждая из частей содержит патрубок отвода моторного масла с подсоединенной к нему трубкой из прозрачного материала и датчик давления.
2. Устройство оценки по п.1, отличающееся тем, что фильтрующий элемент выполнен в виде мембраны, установленной в центральной части корпуса.
3. Устройство оценки по п.1, отличающееся тем, что корпус выполнен цилиндрической формы.
4. Устройство оценки по п.3, отличающееся тем, что фильтрующий элемент выполнен в виде полого цилиндра и установлен в корпусе на расстоянии от его стенок.