Сливное устройство железнодорожного вагона-цистерны
Полезная модель относится к железнодорожному транспорту и касается конструкций сливного устройства для вагонов-цистерн с нижним сливом перевозимого груза. Сливное устройство железнодорожного вагона-цистерны содержит корпус, верхний затвор, нижний затвор и расположенный между ними промежуточный затвор. Промежуточный затвор выполнен в виде предохранительной пробки, оборудованной уплотнительным кольцом, шаровым краном и страховочным тросиком. Пробка вворачивается в корпус по профилю упорной резьбы, образованной стержнями. Указанные стержни установлены в отверстиях в корпусе и выступают в проходное сечение запорного устройства. Отверстия выполнены в одной плоскости, перпендикулярной оси корпуса. Полезная модель позволяет повысить надежность эксплуатации за счет исключения утечки перевозимого продукта на железнодорожные пути в случае неудовлетворительной работы (подтекания) верхнего или нижнего затворов. 1 з.п. ф-лы, 6 илл.
Полезная модель относится к железнодорожному транспорту и касается конструкций сливного устройства для вагонов-цистерн с нижним сливом перевозимого груза.
Известно сливное устройство железнодорожной цистерны, содержащее корпус с входным и выходным патрубками и снабженное запорным органом, установленным в корпусе (см. патент RU 92503, кл. B61D 5/00, опубл. 20.03.2010). Запорный орган в этом устройстве выполнен в виде поворотного диска и установлен на входном патрубке в наклонной плоскости по отношению к сечению патрубка, при этом поворотный диск связан механизмом принудительного закрытия-открытия, установленном на штоке с концом под съемную рукоятку. Недостатками известного устройства являются сложность изготовления и неудобство расположения сальникового уплотнения, затрудняющее его осмотр.
Наиболее близким по технической сущности к заявленному является сливное устройство железнодорожного вагона-цистерны, содержащие корпус, верхний затвор, нижний затвор и расположенный между ними промежуточный затвор (см. патент RU 2182091, кл. B61D 5/00, опубл. 10.05.2002). Промежуточный затвор в этом устройстве выполнен в виде поворотной заслонки с боковой сферической поверхностью, герметично взаимодействующей с неметаллическим уплотнительным седлом, расположенным в кольцевой вставке корпуса, при этом ось поворота заслонки перпендикулярна к продольной оси корпуса. Недостатками известного устройства являются сложность изготовления и недостаточная надежность в процессе эксплуатации. При использовании данного сливного устройства происходит заметное сужение проходного сечения промежуточным затвором. Кроме того, возникают заметные трудности при осмотре уплотнительного седла, так как оно находится глубоко в корпусе сливного устройства.
Задачей полезной модели является устранение указанных недостатков. Технический результат заключается в повышении надежности эксплуатации за счет исключения утечки перевозимого продукта на железнодорожные пути в случае неудовлетворительной работы (подтекания) верхнего или нижнего затворов. Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что сливное устройство железнодорожного вагона-цистерны содержит корпус, верхний затвор, нижний затвор и расположенный между ними промежуточный затвор, причем промежуточный затвор выполнен в виде предохранительной пробки, оборудованной уплотнительным кольцом, шаровым краном и страховочным тросиком, которая вворачивается в корпус по профилю упорной резьбы, образованной стержнями, установленными в отверстиях, которые выполнены в корпусе в одной плоскости, перпендикулярной его оси, и выступающих в проходное сечение запорного устройства. На предохранительной пробке может быть выполнена канавка, в которую установлена манжета с разжимной гайкой, закрепленной на предохранительной пробке.
На фиг.1 представлен общий вид нижней части предлагаемого сливного устройства;
на фиг.2 - предохранительная пробка в предлагаемом сливном устройстве, вид снизу;
на фиг.3 - расположение стержней в корпусе сливного прибора, вид сбоку;
на фиг.4 - то же, что на фиг.3, вид сверху;
на фиг.5 показано расположение уплотнительного кольца;
на фиг.6 - использование манжеты с разжимной гайкой.
Предлагаемая конструкция сливного устройства железнодорожного вагона-цистерны содержат корпус 1, верхний затвор (на чертежах не показан), нижний затвор 2 и расположенный между ними промежуточный затвор. Промежуточный затвор выполнен в виде предохранительной пробки 3 с упорной резьбой. Пробка 3 оборудована уплотнительным кольцом 4, шаровым краном 5 и страховочным тросиком 6. В корпусе 1 в одной плоскости, перпендикулярной его оси, выполнены отверстия 7, в которые вставлены стержни 8. Стержни 8 выступают внутрь проходного сечения сливного устройства. Выступающие части стержней 8 образуют профиль упорной резьбы, по которому вворачивается предохранительная пробка 3.
Уплотнительное кольцо 4 обеспечивает герметичность в случае контакта с хорошо обработанной поверхностью. Для обеспечения герметичности внутреннюю поверхность корпуса 1 сливного устройства необходимо обработать на высоту пробки, обеспечив чистоту Rz20 и внутренний диаметр 203±0,2 мм. В реальной эксплуатации внутренний диаметр корпуса сливного прибора имеет овальность и разброс по диаметру до 2 мм, т.к. корпус выполнен из трубы без обработки.
Для обеспечения дополнительной герметизации на предохранительной пробке 3 может быть выполнена канавка, в которую установлена манжета 9 с разжимной гайкой 10, установленная через промежуточное кольцо 11.
Предлагаемое устройство работает следующим образом. Перед транспортировкой при закрытом верхнем затворе предохранительная пробка 3 при помощи резьбы, по стержням 8 вворачивается вовнутрь корпуса 1 сливного устройства до упора. Упорная резьба обеспечивает стопорение пробки внутри сливного прибора, а уплотнительное кольцо 4 обеспечивает герметичность затвора. В случае использования манжеты 9 после закручивания пробки 3 необходимо установить манжету 9 с разжимной гайкой 10. После установки пробки 3 закрывают нижний затвор 2.
По окончанию транспортировки затворы открывают в обратном порядке. Откручивание предохранительной пробки 3 осуществляется вручную после открытия нижнего затвора перед началом слива продукта. Пробка 3 соединена с крышкой нижнего затвора 2 при помощи страховочного тросика 6. В случае подтекания продукта перевозки через верхний затвор и образования некоторого давления в области над пробкой, необходимо открыть шаровый кран 4 для уравновешивания давления над пробкой 3 с атмосферным и удаления продукта подтекания. В случае использования манжеты 9 перед откручиванием пробки предохранительной необходимо снять разжимную гайку 10.
Сливное устройство предлагаемой конструкции имеет ряд преимуществ:
- оно проще в изготовлении, так как требуется небольшая модернизация существующих универсальных сливных приборов: только обработка внутренней поверхности корпуса сливного прибора и установка стержней имитирующих упорную резьбу;
- у него небольшая металлоемкость: масса предохранительной пробки 4 кг;
- площадь его проходного сечения изменяется не более чем на 0,7%;
- при каждом использовании предохранительной пробки есть возможность осмотреть состояние уплотнительного кольца.
1. Сливное устройство железнодорожного вагона-цистерны, содержащее корпус, верхний затвор, нижний затвор и расположенный между ними промежуточный затвор, отличающееся тем, что промежуточный затвор выполнен в виде предохранительной пробки, оборудованной уплотнительным кольцом, шаровым краном и страховочным тросиком, которая вворачивается в корпус по профилю упорной резьбы, образованной стержнями, установленными в отверстиях, которые выполнены в корпусе в одной плоскости, перпендикулярной его оси, и выступающих в проходное сечение запорного устройства.
2. Сливное устройство по п.1, отличающееся тем, что на предохранительной пробке выполнена канавка, в которую установлена манжета с разжимной гайкой, закрепленной на предохранительной пробке.