Инвалидная коляска

 

Полезная модель относится к высокоманевренным колесным транспортным средствам с мускульным приводом и может быть использовано для самостоятельного передвижения лицами с ограниченными возможностями.

Техническая задача, решаемая предлагаемой полезной моделью, заключается в повышении маневренности при облегчении управления коляской.

Поставленная задача решается тем, что в инвалидной коляске, включающей раму с сиденьем, установленную на ведомых самоориентирующихся колесах и ведущих колесах, рукоятки привода ведущих колес, управляющие каждая вращением своего ведущего колеса через передаточный механизм, при этом передаточный механизм выполнен в виде по меньшей мере одного нижнего шкива, жестко соединенного со ступицей колеса, и по меньшей мере одного верхнего шкива, установленного на верхнем и нижнем шкивах по меньшей мере одного передающего элемента.

Использование предлагаемого передаточного механизма отдельно для каждого колеса обеспечивает высокую маневренность предлагаемой коляски, поскольку изменение направления движения, поворот и торможение можно осуществить просто изменением направления или прекращением вращения рукояток привода. Управление коляской становится значительно проще и легче, так как не требуется отдельное рулевое управление, а усилие передается на оба колеса, следовательно, физическое усилие самого человека меньше.

Еще одним достоинством предлагаемой коляски является соединение привода со ступицей колеса, что обеспечивает возможность регулирования габаритов коляски, так как привод не привязан к раме коляски. Это также положительно сказывается на маневренности, например, при использовании коляски в стесненных условиях, при прохождении узких мест и т.д.

Передающий элемент может быть выполнен в виде клинового или зубчатого ремня.

Для еще большей маневренности предлагаемой коляски верхний и нижний блоки преобразования вращательного движения в поступательное могут быть выполнены каждый в виде двух шкивов, а передающий элемент - в виде двух ремней, связывающих верхний блок большего диаметра с нижним блоком меньшего диаметра, а верхний блок меньшего диаметра с нижним блоком большего диаметра. При этом верхний блок дополнительно снабжен механизмом переключения скоростей. Такая конструкция обеспечит возможность переключения скорости движения коляски, что также полезно для маневренности и управляемости коляской.

1 н.з.п. ф-лы, 3 фиг.

Полезная модель относится к высокоманевренным колесным транспортным средствам с мускульным приводом и может быть использовано для самостоятельного передвижения лицами с ограниченными возможностями.

Известна инвалидная коляска А.Г.Дворянинова (патент 2237458, МПК7 A61G 5/02, опубл. 10.10.2004), включающая раму с передними и задними колесами, привод, сиденье, спинку, подножку и подлокотники. Ведущим в данной коляске выполнено заднее колесо, а привод выполнен в виде шкива с ручкой и клиновидного ремня.

Данная инвалидная коляска обеспечивает возможность ее использования пациентом с одной здоровой рукой.

К недостаткам инвалидной коляски по патенту 2237458 следует отнести невозможность изменения габаритов коляски во время движения, а также ограниченную маневренность, обусловленную необходимостью переключения привода для изменения направления движения.

Наиболее близкой к предлагаемой является инвалидная коляска по патенту 2212874 (МПК7 A61G 5/02, опубл. 27.09.2003), включающая раму с сиденьем, установленную на двух ведомых самоориентирующихся колесах и двух ведущих колесах, вилки которых закреплены в подшипниках рамы, прикрепленные к раме с помощью шарниров с возможностью качания два ручных рычага с рукоятками поворота, при этом качание каждого рычага связано с вращением своего ведущего колеса.

Недостатком данной коляски является ограниченная маневренность, обусловленная необходимостью переключения рычага для каждой операции: поворот, торможение, изменение направления движения. Кроме того, у рычажной системы есть такие недостатки, как наличие критической точки, в которой может произойти самопроизвольное изменение направления вращения колеса, а также наличие мертвой точки, при попадании в нее рычага коляска застревает. Рычажная система не обеспечивает возможность вращения каждого колеса в своем направлении, что существенно ограничивает маневренность коляски.

Техническая задача, решаемая предлагаемой полезной моделью, заключается в повышении маневренности при облегчении управления коляской.

Поставленная задача решается тем, что в инвалидной коляске, включающей раму с сиденьем, установленную на ведомых самоориентирующихся колесах и ведущих колесах, рукоятки привода ведущих колес, управляющие каждая вращением своего ведущего колеса через передаточный механизм, передаточный механизм выполнен в виде по меньшей мере одного нижнего шкива, жестко соединенного со ступицей колеса, и по меньшей мере одного верхнего шкива, установленного на верхнем и нижнем шкивах по меньшей мере одного передающего элемента.

Использование предлагаемого передаточного механизма отдельно для каждого колеса обеспечивает высокую маневренность предлагаемой коляски, поскольку изменение направления движения, поворот и торможение можно осуществить просто изменением направления или прекращением вращения рукояток привода. Управление коляской становится значительно проще и легче, так как не требуется отдельное рулевое управление, а усилие передается на оба колеса, следовательно, физическое усилие самого человека меньше.

Еще одним достоинством предлагаемой коляски является соединение привода со ступицей колеса, что обеспечивает возможность регулирования габаритов коляски, так как привод не привязан к раме коляски. Это также положительно сказывается на маневренности, например, при использовании коляски в стесненных условиях, при прохождении узких мест и т.д.

Передающий элемент может быть выполнен в виде клинового или зубчатого ремня.

Для еще большей маневренности предлагаемой коляски верхний и нижний блоки преобразования вращательного движения в поступательное могут быть выполнены каждый в виде двух шкивов, а передающий элемент - в виде двух ремней, связывающих верхний шкив большего диаметра с нижним шкивом меньшего диаметра, а верхний шкив меньшего диаметра с нижним шкивом большего диаметра. При этом верхний шкив дополнительно снабжен механизмом переключения скоростей. Такая конструкция обеспечит возможность переключения скорости движения коляски, что также полезно для маневренности и управляемости коляской.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена предлагаемая инвалидная коляска, вид сбоку; на фиг.2 - передаточный механизм привода коляски с двумя верхними и двумя нижними шкивами, вид сбоку; а на фиг.3 - передаточный механизм привода коляски с двумя верхними и двумя нижними шкивами, вид спереди.

Предлагаемая инвалидная коляска включает раму с сиденьем 1, установленную на ведомых самоориентирующихся колесах 2 и ведущих колесах 3, привод ведущих колес с рукоятками 4, управляющими каждая вращением своего ведущего колеса 3 через передаточный механизм. Передаточный механизм предлагаемой инвалидной коляски включает нижний шкив 5, жестко соединенный со ступицей колеса 3, верхний шкив 6, соединенный с рукояткой 4 привода. Верхний шкив 6 связан с нижним шкивом 5 посредством передающего элемента 7.

Управление предлагаемой инвалидной коляской осуществляется следующим образом.

Человек садится на сиденье 1. Вращая рукоятки 4 привода начинает вращение верхнего шкива 6. Вращательное движение с верхнего шкива 6 через передающий элемент 7 поступает на нижний щкив 5. Поскольку нижний шкив 5 жестко соединен со ступицей колеса 3, то колесо 3 также начинает вращаться, приводя коляску в движение. Направление движения определяется направлением вращения рукоятки 4: при вращении рукояток вперед коляска движется вперед, при вращении рукояток 4 назад коляска движется назад.

Для осуществления поворота или разворота коляски вправо или влево соответственно прекращают вращение рукоятки 4 соответственно левого или правого привода, продолжая вращение рукоятки 4 правого или левого привода. Для уменьшения радиуса поворота или разворота осуществляют не прекращение вращения соответствующей рукоятки 4, а ее вращение в противоположном направлении. При этом обеспечивается возможность вращения колес 3 в разные стороны, что уменьшает радиус поворота, практически, коляска может развернуться на месте.

Чтобы остановить коляску достаточно прекратить вращение рукояток 4.

Предлагаемая инвалидная коляска обеспечивает следующие преимущества:

1) существенно повышается маневренность коляски за счет отдельного вращательного привода на каждое колесо;

2) соединение привода со ступицей колеса обеспечивает возможность регулирования габаритов коляски, что также положительно сказывается на маневренности;

3) значительно облегчается управление коляской, так как не требуется отдельное рулевое управление, отдельное приспособление для торможения;

4) физическое усилие человека, использующего данную коляску, существенно уменьшается за счет суммирования усилий на 2 колеса, каждое из которых является ведущим.

1. Инвалидная коляска, включающая раму с сиденьем, установленную на ведомых самоориентирующихся колесах и ведущих колесах, рукоятки привода ведущих колес, управляющие каждая вращением своего ведущего колеса через передаточный механизм, отличающаяся тем, что передаточный механизм выполнен в виде по меньшей мере одного нижнего шкива, жестко соединенного со ступицей колеса, и по меньшей мере одного верхнего шкива, установленного на верхнем и нижнем шкивах по меньшей мере одного передающего элемента.

2. Инвалидная коляска по п.1, отличающаяся тем, что передающий элемент выполнен в виде клинового ремня.

3. Инвалидная коляска по п.1, отличающаяся тем, что передающий элемент выполнен в виде зубчатого ремня.

4. Инвалидная коляска по любому из пп.1, или 2, или 3, отличающаяся тем, что передаточный механизм выполнен в виде двух верхних и двух нижних шкивов разного диаметра, передающий элемент выполнен в виде двух ремней, связывающих верхний шкив большего диаметра с нижним шкивом меньшего диаметра, а верхний шкив меньшего диаметра с нижним шкивом большего диаметра, верхний блок дополнительно снабжен механизмом переключения скоростей.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к медицинской технике, а именно к коляскам для перемещения инвалидов с укороченными бедрами
Наверх